По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Комментарий Юридической службы Московской Патриархии по вопросу наделения религиозных организаций статусом иностранных агентов

Юридическая служба Московской Патриархии не поддерживает озвученные в СМИ предложения о наделении религиозных организаций статусом иностранных агентов. К иностранным агентам ФЗ «О НКО» относит НКО, которые получают денежные средства из иностранных источников, и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Религиозные организации отделены от государства и не вправе участвовать в политической деятельности. Прямые запреты на этот счет установлены п. 5 ст. 4 Закона о свободе совести, п. 7 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 4 ст. 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и п. 3 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях». Именно по этой причине российский закон не относит религиозные организации, получающие денежные средства из иностранных источников, к числу иностранных агентов. В случае пересмотра этой нормы потребуется пересмотр конституционного положения об отделении религиозных объединений от государства, поскольку религиозные организации станут рассматриваться как участники политической деятельности.

Помимо этого с принятием Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и иные законодательные акты Российской Федерации», был изменен порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.

Ранее такой контроль осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, в которых указывается общая сумма средств религиозной организации, израсходованных за год.

В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.

Новый закон изменил прежний порядок контроля. Главные изменения заключаются в следующем.

1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

2. Отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности.

3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:

  • религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
  • от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
  • от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).

Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.

Патриархия.ru