По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Современное педагогическое значение житийной литературы

Разное

22 ноября в рамках IV Епархиальных Рождественских чтений в ходе работы секции, посвященной взаимодействию религиозных и муниципальных образовательных организаций, заместителем директора по воспитательной работе Ломовской СОШ Галиной Самойловой был представлен доклад "Современное педагогическое значение житийной литературы (на примере «Жития преподобного Серафима Вырицкого»)", который мы публикуем.

Современное педагогическое значение житийной литературы (на примере «Жития преподобного Серафима Вырицкого»)

Череда изменений, коснувшаяся системы образования в нашей стране, выявила одновременно широкий спектр проблем, среди которых первостепенными можно назвать необходимость духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся, изменения содержания учебных программ, освоение учащимися актуальных, современных знаний, умений и компетенций не на бумаге, а в реальной жизни. В связи с этим немалое значение приобретает духовно-нравственное воспитание, звучащее рефреном в основополагающих документах, регулирующих деятельность школ, таких как Закон «Об образовании» (ст. 14 п. 2) и программные документы ФГОС, предполагающие базовые национальные ценности и духовно-нравственное развитие личности гражданина России фундаментальными понятиями, на которых должен строиться процесс обучения в школе.

Поиск ориентиров для такого развития, того самого идеала, о котором идёт речь, неизбежно приведёт нас к корпусу агиографических документов, которые содержат двухтысячелетний опыт воспитания молодёжи. Следует отметить тот факт, что в за минувшее десятилетие школьные программы уже включили в себя агиографические произведения. Учащиеся встречаются с житиями святых на уроках литературы («Житие блаженного великого князя Александра Невского», «Житие Петра и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» и др.), но встреча получается не очень дружелюбной.

Вопросы духовности и нравственности, казалось бы, в наше время отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению «земных сокровищ». Но при этом все осознают, что без «сокровищ небесных» попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал. Сложность ситуации в духовно-нравственной сфере жизни общества объясняется ещё и тем, что при значительном росте количества людей, объявляющих себя верующими, при расширении сети воскресных школ глубина и сила православного образа жизни, православных убеждений ещё недостаточна. Священники отмечают, что количество крещёных растёт, а храмы пустуют…

Ответственность перед Богом и людьми за нынешнее поколение молодых людей побуждает педагогов современной школы искать новые пути и средства духовно-нравственного воспитания и обращаться в этих поисках к Православию. Однако, несмотря на огромную роль Православия в жизни России, всех общественных и государственных институтов, Церковь отделена от государства, школа – от церкви. Как в таких условиях педагогу проводить духовно-нравственное воспитание школьников, которое имеет целью «спасение души»?

Формы организации деятельности обучающихся по изучению агиографического наследия могут быть различны. Возможно чтение жития того святого, чьим именем назван школьник. Впоследствии обучающиеся смогут рассказывать о своих небесных покровителях и дома, и в школе, и своим друзьям, невольно становясь при этом маленькими миссионерами. В результате ребенок может прийти к мысли о необходимости подражать жизни своего святого. Человек, ставший святым, – это огромная творческая перспектива жизни духа ребенка: «Святые имели здоровый интерес к жизни, решимость в достижении целей, профессиональное и общественное служение, человеческие отношения. Задача состоит в том, чтобы передать свет любви и добра, мир души, теплоту отношений, высоту и совершенство мастерства, радость о мире и всех людях как зримые дары Святого Духа, как реальные знаки того, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9)»

Возможен и другой путь: чтений житий святых применительно различным историческим датам, что обязательно откроет для детей историческую роль того или иного святого. Доступный сознанию современного ребенка текст можно читать в классе, либо предлагать для совместного домашнего чтения с родителями. Впоследствии учителем может быть разработана методическая подборка различных житий русских святых, которая по праву займет достойное место в комплексе работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В задачи учителя входит, на наш взгляд, обязательное предварительное знакомство учеников с тем или иным святым с целью пробуждения желания познакомиться с жизнью святого поближе. Важно, чтобы чтение агиографического наследия Руси не ограничивалось уроками, но стало семейным, таким, каким оно было на заре принятия христианства, в Древней Руси. Для того, чтобы учащиеся захотели знакомиться с агиографией, стоит поразмышлять вместе с ними над тем, что святой человек – это человек счастливый: «Святые люди имели и земное счастье, радость и довольство. Отметить этот аспект жизни святых, значит запечатлеть радостный и счастливый лик святого: в любых трудных ситуациях он чувствует себя в руках Божиих».

Хочется отметить, что в России всегда с любовью, всей семьей читали Четьи Минеи, богослужебную книгу, в которой изложены жития святых, читали для поучения, для терпения, для укрепления в духе, для приобретения святости. Думаю, стоит всемерно возрождать традиции чтения, которое при таком подходе станет чтением семейным, объединяющим, радостным, благочестивым. Подобное чтение отвечает всем воспитательным задачам по формированию духовно-нравственной культуры при получении начального общего образования.

Около трёх десятков лет работаю в общеобразовательной школе. Приобретённый опыт подсказал, что необходимо проводить уроки духовности на основании того материала, который доступен учителю-словеснику. Первым этапом моей работы было изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России. Путь к Православию А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и других видных представителей русской классики вызывает у школьников интерес, даёт учителю возможность для духовно-нравственного воспитания в рамках уроков литературы. В поисках новых путей использования православной культуры для духовно-нравственного воспитания мне пришлось обратиться к житийной литературе.

Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека, в которой непременно есть явные проявления божественных чудес. Житийная литература – это особый жанр. Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения житий – тот живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия.

Первое, что необходимо сделать, приступая к рассмотрению вопроса о духовно-нравственном потенциале уроков русского языка и литературы, – установить точное значение понятия. Несмотря на широкую трактовку понятия «духовно-нравственное воспитание» в Законе «Об образовании», в данной статье рассматривается исключительно один аспект проблемы. Духовно-нравственный – значит относящийся к религии, к церкви. То есть речь пойдёт не о том, как с помощью уроков русского языка и литературы способствовать вообще воспитанию нравственности и внедрению базовых национальных ценностей, определяемых Законом, а только лишь о духовно-нравственном воспитании школьников в традициях отечественной православной культуры.

Почему в современной школе так важно обращаться к агиографическому наследию? Что скрывают в себе жизнеописания святых людей? Какое отношение имеют они к жизни наших воспитанников?

Во-первых, при чтении и анализе житий русских святых важно подчеркивать исторический момент. Все русские святые сыграли огромную роль в деле укрепления Руси и возвышения русского национального самосознания. С педагогической точки зрения важен тот дух патриотизма, соборности, преемственности, который окружает житийную литературу и невольно передается каждому читающему.

Во-вторых, святые – это такие же люди, как и мы с вами, они не ангелы, им не присуща какая-либо иная духовная сущность, но их жизнь стала подвигом. Важно осознать вместе с обучающимися то, что святые люди решали те же самые проблемы, они также страдали, боялись, переживали, печалились, им знакомы все наши чувства и горести. И сейчас они готовы помогать нам именно потому, что когда-то сумели преодолеть все сами. Более того, святые открывают нам средства, с помощью которых возможно и нам хоть немного приблизиться к их подвигу.

В-третьих, цель любого жития – нравственно-дидактическая: святой и его жизнь – это пример для подражания.

Таким образом, жития святых – это одно из лучших средств педагогического воздействия, суть которого раскрывается не в моральных наставлениях, а примерами из жизни любимых святых. Житие дает детям «точку опоры»: вот – где находится святой в своей духовной жизни, а вот – где нахожусь я. Жития иллюстрируют жизнь духа наглядно, выпукло, красочно, а главное – понятно! Недаром в Древней Руси житие было любимым, самым читаемым литературным жанром. В педагогическом отношении жития необходимы как действенный пример, образец: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48). Важно напоминать детям и о том, что через святого устанавливается связь с Богом, так как святой находится к Богу ближе, чем мы, что подтверждается как дарами, так и добродетелями святых.

Житие изначально есть жанр педагогический – его пишут для наставления потомкам. Это важнейший жанр, используемый в традиции православного семейного воспитания.

Житие преп. Серафима является удивительно глубоким источником для осмысления связи человека с Богом на каждом этапе его жизненного пути. Оно может служить замечательным источником для педагогической деятельности в современной воспитательной практике, ибо убедительно раскрывает глубокую мысль Православного Предания о том, что связь человека с Богом – это реалия человеческой жизни на всех ступенях возраста.

Внутренняя тишина — это то, что ярко ощущается даже в фотографиях преподобного Серафима. Мудрый, всепроникающий взгляд, душевная сосредоточенность. И — тишина. Чувство, столь желанное каждому подвизающемуся христианину, ибо оно является следствием глубочайшей духовной работы, и столь же недостижимое для современного горожанина, обременённого бытовыми проблемами и окружённого «кричащим» миром.

Так уж получилось, что «Житие преподобного Серафима Вырицкого» не включено в число обязательных текстов для изучения в общеобразовательной школе. Но обстоятельства жизни преподобного Серафима Вырицкого особенно важны не только для христианина, но и для любого современного человека. Преуспевающий коммерсант, создавший своё дело с нуля, щедрый благотворитель, семьянин. Однако вырицкий старец Серафим большую часть своей жизни провёл именно в миру. Там Василий Николаевич Муравьёв (как звали старца в миру) стал на путь внутреннего делания и подготовил себя к будущему монашескому подвигу. Он очень близок нам и твёрдо убеждает своей жизнью в том, что можно подвизаться среди мира, и быть бесстрастным к богатству, и исполнять евангельские заповеди, и подготовить себя к вечности.

Сюжет 1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает

В миру Василий Николаевич Муравьев, родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии. Уже 1 апреля 1866 года при крещении он был назван Василием в честь преподобного Василия Нового, исповедника. Родители мальчика, Николай Иванович и Хиония Алимпьевна Муравьевы, были истинно верующими, богобоязненными людьми. Для супругов Муравьевых Православие было не просто внешним благочестием и обрядом, но глубоким и сокровенным внутренним бытием. Преподобный Серафим почитал своих родителей. От младенчества Василий получал уроки добродетели. С детских лет в мальчике проявились те свойства христианской души, которые во всей полноте раскрылись в зрелые годы. Неожиданно на семью обрушилась скорбь — Господь призвал от земных трудов Николая Ивановича Муравьева, находившегося в расцвете лет. Ему шел тогда сороковой год. Близкие тяжело переживали утрату. Мать Василия была женщиной болезненной, а от случившегося ее состояние ухудшилось. Василию пришлось стать кормильцем семьи. Мать со слезами благословила сына на поездку иконой Пресвятой Богородицы, и десятилетний Василий покинул родные края. Почти все свое жалование Василий отсылал на родину больной матери, оставляя себе лишь малую часть на самые неотложные нужды. При первой же возможности он выезжал на родину и помогал матери содержать дом и хозяйство в исправном состоянии. Всегда поддерживал ее материально и хранил к ней нежные сыновние чувства, постоянно поминая ее в своих молитвах.

Серафим Вырицкий почитал не только своих кровных родителей, но и духовных. По благословению отца Варнавы Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, все время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь.

Сюжет 2. Сперва аз да буки, а потом другие науки

Человеколюбивый Господь даровал Василию сообразительность, необыкновенное усердие, терпение и настойчивость в достижении цели, а также удивительную память. В раннем возрасте мальчик практически самостоятельно освоил грамоту и начала математики. Первыми его книгами стали Евангелие и Псалтирь.

В юности Василий зачитывался житиями святых, которые тогда продавались в виде маленьких разноцветных книжечек. Особенно поражала его воображение жизнь пустынных отшельников. Святые Павел Фивейский, Антоний, Макарий и Пахомий Великие, Мария Египетская... Эти имена рождали в отроке трепетное благоговение и радость. Уже тогда открылся для него чудный таинственный мир, перед которым померкло все земное. В сокровенных глубинах чистой детской души зародилась мысль о принятии монашеского, ангельского образа.

Часы, свободные от мирских трудов, он любил проводить в храме или читал душеполезные книги, молился. Постоянно занимался отрок и самообразованием, в чем помогали ему удивительная память, природная сообразительность и настойчивость в достижении цели.

Молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. Успешно окончив курсы в 1897 году, Василий Николаевич Муравьев приобрел хорошее образование, дававшее глубокие знания и широкий кругозор. Несомненно, оно немало помогало ему и в дальнейшем, уже после вступления на иноческий путь, когда на монастырских послушаниях и в беседах с людьми приходилось встречаться с множеством практических вопросов.

Мятеж и перемена власти лишили Муравьевых торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от мирских забот, как бы подытоживает прожитые годы, погружается в чтение творений святых отцов, изучение монастырских уставов и богослужебных книг, уединенную молитву.

Сюжет 3. Жить – Богу служить

Преподобный Серафим всю свою жизнь посвятил Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства любил молиться, читать божественные книги. Недаром уже через пару лет после принятия им иноческого сана за духовным советом к нему обращались многие из братии Александро-Невской Лавры и даже — из иерархов церкви.

Сюжет 4. Послушание паче поста и молитвы

Василием с детства владело неугасимое стремление к монашеской жизни. Настал момент, когда оно охватило его с непостижимой силой. Ему было тогда около четырнадцати лет. В горячем порыве пришел он в Александро-Невскую лавру и просил о встрече с наместником. Однако игумен в тот день отсутствовал. В ту пору в лавре подвизалось несколько старцев-схимников, известных во всей России. Василию предложили встретиться с одним из них. На коленях, со слезами поведал отрок старцу о своем заветном желании. В ответ же услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество.

В заключение старец сказал: «Васенька! Тебе суждено еще пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Соверши же его перед Богом и совестью. Придет время, и Господь вознаградит тебя...» Так была явлена Василию воля Божия. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой. Это был подвиг послушания, который длился более 40 лет.

Сюжет 5. Муж да жена – одна душа

Василий женился на девушке из своей деревни Ольге Ивановне Нетрониной (1872 г.р.). Ее история была похожа на историю Василия: она тоже с детства хотела в монастырь, но в разговоре с духовно опытной, прозорливой старицей-схимонахиней получила совет остаться в миру и принять монашество после того, как пройдет через все горечи и трудности мирской жизни.

В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако девочка умерла в младенческом возрасте, а после её кончины по обоюдному согласию и благословению о. Варнавы Василий и Ольга стали жить как брат и сестра. В семье Муравьёвых уже тогда сложился обычай – после литургии в дни двунадесятых праздников в доме накрывали столы и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. Кроме того, Муравьёвы не раз принимали к себе больных из казённых больниц. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса, безнадёжно упавшие духом и истощённые тяжкими недугами люди вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни.

Ольга Ивановна, будучи внешне весьма женственной, характер вместе с тем имела твердый и решительный. Известно, что она немало помогала супругу в торговых делах, а во время отсутствия Василия Николаевича в Петербурге успешно руководила работой предприятия. Василий Николаевич старательно подбирал себе в сотрудники верующих православных людей, и оттого в, отношениях между хозяевами и служащими всегда царил дух Христовой любви.

Сюжет 6. Умный смиряется, глупый надувается

Преподобный Серафим Вырицкий жил очень скромно и заботился о других, нежели о себе. В семье Муравьевых уже тогда сложился обычай — после литургии в дни двунадесятых праздников, праздников в честь чудотворных икон Божией Матери и чтимых святых в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаньями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришел под кров его дома. После трапезы и благодарственных молитв ко Господу хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику. Будучи верным учеником отца Варнавы, Василий Муравьев убежденно говорил: «Все зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже...»

Помогая ряду храмов и обителей, Василий Николаевич постоянно вносил пожертвования на содержание нескольких богаделен, самая крупная из которых находилась на Международном (ныне Московском) проспекте при Воскресенском Новодевичьем монастыре. При малейшей возможности дружные супруги, искренне сострадавшие чужому горю, посещали эти дома призрения, утешая одиноких и беспомощных теплым участием, раздавая гостинцы и духовные книги.

Муравьевы не раз принимали к себе болящих из казенных больниц. Страждущим было несравненно легче поправляться в домашних условиях. Сердечное участие и искренняя любовь творили чудеса — безнадежно упавшие духом и истощенные тяжкими недугами люди вставали на ноги и возвращались к деятельной жизни. Василий и Ольга никогда не навязывали ближним своих убеждений и строгостей духовных. Сама их жизнь служила к назиданию окружающих.

В 1917 году всё своё имущество Василий Муравьёв жертвует церквям и монастырям, а сам поступает послушником в Александро-Невскую лавру. Особенно батюшка радовался, когда к нему приезжали за советом и помощью. «Молитесь, земляков не оставлю. Помогать буду». Служение в обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. Ведь обращающиеся в общество со своими скорбями нуждались не только в земных благах, но и в духовной поддержке. В течение многих лет Василий Николаевич Муравьев вносил свою лепту в добрые дела, совершаемые обществом. Однако по традиции в отчетах общества, как и во многих благотворительных реестрах того времени, пожертвования нередко записывались без указания имен благотворителей. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Случалось, что он, не раздумывая, отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

Сюжет 7. С молитвою в устах, с работою в руках

Так жил Преподобный Серафим с детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был очень состоятельным человеком. Его жизнь – это цепочка исполнения Божьего послушания: исполнение обязанностей рассыльного, заведование кладбищенской конторой и утешение скорбящих в храме, посещение храма, благотворительность, моление.

Наши деды хаживали к нему наставление получить, утешение, совет, исцелиться от немощи его святыми молитвами и чудодейственной водицей из святого источника. И тянутся на могилу преподобного Серафима Вырицкого сюда со всей великой Руси люди больные, здоровые, счастливые, несчастные, бедные, богатые, идут поклониться, помолится защитнику земли Русской.

Сюжет 8. Молитвенный подвиг

Сокровенный духовный подвиг Серафима Вырицкого дорог, прежде всего, тем, что он молитвенник за всю Русскую землю, за Русь Святую, потому он, конечно, отец Церкви ХХ века, он старец, утешитель, и к его могилке прибегают все и вся от Патриарха до простых людей. И в день его памяти Патриарх свидетельствует, что Серафим Вырицкий – молитвенник всея Руси, второй Серафим Саровский, вымаливавший Россию в самый тяжелый период ее истории в ХХ веке, в годы Великой Отечественной войны. Поэтому он для нас еще и молитвенный воин, наш молитвенный щит.

Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва, и еще раз — пост, бдение и молитва...

В понедельник, среду и пятницу старец вообще не принимал никакой пищи, а иногда ничего не вкушал и по нескольку дней подряд. Окружающим порой казалось, что отец Серафим обрекает себя на голодную смерть. То, что он ел в те дни, когда принимал пищу, едой можно было назвать с большим трудом: в некоторые дни батюшка вкушал часть просфоры и запивал ее святой водой, в иные — не съедал и одной картофелины, а иногда ел немного тертой моркови. Крайне редко пил чай с очень малым количеством хлеба. Пища на самом деле была для подвижника как бы лекарством. При этом в своих непрестанных трудах на пользу ближних он проявлял завидную бодрость и неутомимость. Об отце Серафиме можно было сказать: «Он питается Святым Духом». И благодать Божия несомненно подкрепляла великого постника.

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары.

Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился.

На уроках русского языка огромное внимание уделяется информационной переработке текста в виде подробного, сжатого, выборочного изложения, поэтому использование с благоговением текстов, адаптированных для восприятия, будет способствовать не только развитию речевых навыков, необходимых для изложения, но и военно-патриотическому, и нравственно-духовному воспитанию.

Ни один урок русского языка нельзя представить без поэтического слова. Независимо от темы урока всегда найдётся место для стихотворных строк для одной хотя бы стихотворной строки. Если учитель относится равнодушно к содержанию диктуемых им или разбираемых на доске предложений, то дети получат просто знания. Если учитель будет подбирать дидактический материал, используя, например, духовную поэзию (например, стихи Серафима Вырицкого), то учащиеся, кроме знаний, получат ещё и представление о Красоте, Добре и Правде.

Подводя итоги, необходимо сказать, что общеобразовательная школа давно нуждается в том, чтобы Слово Божие зазвучало в её стенах не от случая к случаю, чтобы оно не зависело от того, насколько близок к Православию учитель, а стало неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. И Жития святых на уроках тогда будут составной частью стройной системы учебно-воспитательного процесса. Как не вспомнить, что основой семейного чтения (а значит и воспитания тоже!) на Руси всегда была житийная литература.

Церковный календарь представляет собой непрерывный праздник, каждый

день чтят память какого-либо святого. Радость о каком-либо святом может стать для человека, вступающего в жизнь, той ступенькой лестницы, по которой он взойдёт к истинной вере.

С изучением житийной литературы решается вполне реальная задача: детям во всей полноте прививается нравственность, духовность. В результате обращения к житиям святых будут усвоены такие христианские ценности, как Семья, Верность, Любовь к Богу и ближнему. Дети не любят голых и нудных нравоучений и назиданий, а в житиях эти назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Каждый школьник непременно захочет узнать историю «своего» святого, в житии своего покровителя может найти утешение, раскрыть смысл духовной жизни, законов нравственности. На Симеоновских общеобразовательных чтениях в докладе Г.С.Ващенко было сказано веское слово о громадном значении изучения житий святых: « Русь Святая - не образ, а национальная идея. Через историю святости можно изучать историю России. Изучение житий святых - это воспитание патриотизма через знакомство с жизнью государства. Это изучение культуры, обычаев народа. Один из главных смыслов обращения к житиям святых - это приучение к молитвенному обращению к святым о заступничестве за нас. Это опытное познание соборности Церкви. Это обретение личного живого духовного опыта». И учитель-словесник может и должен быть причастен к этому «одухотворению» подрастающего поколения через житийную литературу.

Список источников

  1. Дивногорцева С.Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2010.
  2. Преподобный Серафим Вырицкий. / Сост. Маркова А.А. – Благовест. – 2014. – 208с.
  3. Светильник земли Русской. Житие святого преподобного Серафима Вырицкого. Акафист. Издание осуществлено усилиями прихода храма Рождества Христова с. Арефино Ярославской Епархии.
  4. Ващенко Г. С. Житийная литература - раздел Священного Предания

Церкви doc. [Электронный ресурс].

http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_article=11 &id_page

  1. «Всему свое время». Преподобный Серафим Вырицкий doc. [Электронный ресурс]. http://www.pravmir.ru/vsemu-svoe-vremya-prepodobnyj-serafim-vyrickij/
  2. Вторый русский отче Серафиме doc. [Электронный ресурс]. http://www.rusfront.ru/5228-vtoryy-russkiy-otche-serafime.html
  3. Годы старческого подвига отца Серафима в Вырице (1930-1949 годов) doc. [Электронный ресурс]. http://www.rusfront.ru/3331-gody-starcheskogo-podviga-otca-serafima-v-vyrice-1930-1949-godov-.html
  4. Духовная поэзия Серафима Вырицкого doc. [Электронный ресурс] http://serafim.com.ru/site/nstr_5_1.html
  5. Ефимов А.С. Проблемные аспекты изучения агиографии в общеобразовательной школе // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 1 doc.[Электронный ресурс] http://psychology.snauka.ru/2014/01/2728
  6. К вопросу о методике изучения житий святых.doc. [Электронный ресурс]. http://sofya-oro.pravorg.ru/files/2015/02/
  7. Серафим Вырицкий – наш молитвенный щит doc. [Электронный ресурс] http://www.pravoslavie.ru/news/69754.html
  8. Яроцкая Валентина. Жития святых на уроках в школе doc. [Электронный ресурс] http://www.proza.ru/2010/10/12/1507