По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Представители Рыбинской епархии приняли участие в работе направления «Христианская семья – домашняя церковь»

Председатель епархиальной Комиссии по вопросам семьи иерей Алексей Калинин и специалист комиссии Ольга Манькова приняли участие в работе XXV Международных Рождественских образовательных чтений по направлению «Христианская семья – домашняя церковь», организованному Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства.

В его рамках прошла работа двух секций «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни», «Большая семья в современном мире» и семинара «Приходское консультирование по вопросам семьи: теоретический и практический опыт Петербурга».

Первый день работы направления прошёл в Православном просветительском центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке города Москвы. Здесь прошло заседание секции «Катастрофические последствия 1917 года для народной жизни».

Перед собравшимися выступил протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, посвятивший свой доклад теме секции. Алексей Комов, посол Всемирного Конгресса Семей в ООН, обратился к актуальной для нашего общества проблеме: «Марксизм в 1917 и 2017 годах: подведение итогов». Иеромонах Макарий (Маркиш), председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи Ивановской епархии, представил презентацию пособия по профилактике абортов «Дайте им жить». Вопросы правовой защиты российской семьи в законотворчестве и на практике осветила в своем сообщении Лариса Павлова, адвокат, председатель Некоммерческого партнерства «Родительский комитет».

Для практического применения участникам были продемонстрированы две презентации: одна отца Макария (Маркиша) из Иваново «Пособие по профилактике абортов «Дайте им жить».» Пособие было разработано в помощь врачам, педагогам, психологам как материал для лекций и бесед по профилактике абортов. Ознакомиться с данными материалами и использовать их в своей работе могут все желающие по ссылке http://kolybel-ivanovo.blogspot.ru/2016/11/blog-post_23.html; другая - социальная реклама – несколько видеороликов – проекта «Сохранименя.Ру», создателем и руководителем которого является отец Фёдор Лукьянов (консультант Пресс-службы Патриарха по биоэтике). Ознакомиться с проектом подробнее можно на его сайте http://sohranimenya.ru/.

27 января 2017г. в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялась работа секции «Большая семья в современном мире».

Со вступительным словом к участникам заседания обратился протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, напомнив слова архимандрита Иоанна Крестьянкина: «Сейчас время малых дел». Мы должны примером создания положительного образа своей семьи служить образцом для окружающих".

Анатолий Антонов, профессор, заведующий кафедрой семьи и демографии социологического факультета МГУ, затронул проблемы российской демографии, отметив, что в последние десятилетия происходит изменение ценностей в обществе и отношения к рождению детей в семьях. Что внедрение идеологии планирования семьи привело к колоссальному росту сожительства. По данным переписи населения 2010 года 14% - относят свои отношения к сожительству, 32% - рожденных детей – дети вне брака. На западе много лет ведется политика однодетности и малодетности, так называемая субкультура и идеология Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей; англ. childless by choice, voluntary childless — добровольно бездетный), характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. Основная идея чайлдфри — отказ от детей во имя личной свободы.

Татьяна Воробьева, детский психолог, рассказала о проблемах и переживаниях детей из разрушенных семей.

Анастасия Кошечко, доктор филологических наук, профессор историко-филологического факультета ТГПУ, советник ректората, руководитель Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания выступила с докладом: «Нравственные основы семейной жизни как инструмент созидания личности»

Различную методическую литературу по работе в сфере защиты материнства и детства, которая была предоставлена Патриаршей комиссией по вопросам семьи для всех участников данного направления можно скачать по ссылке http://pk-semya.ru в разделе «Документы Рождественских чтений».

Как отметил протоиерей Дмитрий: «Октябрьский переворот очень сильно повлиял на самое главное, из чего народ состоит, а именно на семью. Что же произошло страшного в результате 1917 года? Был уничтожен основной класс русского населения, который назывался «крестьянство» И чтобы вырастить и спасти урожай и собрать семена на следующий год, нужен был самоотверженнейший труд – вот это первое условие жизни крестьян.Второе условие – это полгода зима, очень холодное время года. Это значит, что каждый русский человек должен был без конца топить своё жилище, а в сильные морозы даже скотину брал в дом и ставил за печь. А это значит, что нужно было спилить, привезти, распилить и расколоть десятки кубометров дров, и, чтобы это всё проделать, требовалась колоссальная физическая сила. Все это было возможно только имея многодетную семью. Без семьи выжить в таких условиях очень трудно, поэтому у крестьян рождалось по 15-20 детей – это была обычная история. Но в силу того, что никто не знал правил санитарии, никаких врачей, акушеров-гинекологов и роддомов, конечно, не было, вспоможение при родах оказывали бабки-повитухи, а также в силу высокой детской смертности в среднем на семью оставалось восемь детей.»

Таким образом, многодетные семьи жили сплоченным коллективом. Уклад семьи вел к тому, что старики были обеспечены достойной старостью, если смогли воспитать заботливых детей.

Семья - это уникальный организм, ни в каком другом обществе, коллективе нельзя проследить тех взаимоотношений, которые складываются в семье. В семье воспитывается взаимопонимание, поддержка. Главным образом, семья учит ограничивать свою эгоцентричность, уступая брату или сестре, человек учится отдавать. Не будет семьи - не будет человечества.

«Следующая трагедия, - как отметил отец .Дмитри, – это перемешивание населения. Мало кто теперь живёт там, где родился, поэтому утрачена самобытная культура каждой местности. Раньше люди рождались на той земле, где жили их дедушка, прадедушка, прапрадедушка, и все знали, кто, откуда, чего. И очень было легко жениться, очень было легко выйти замуж, потому что все друг друга знали, всегда можно было выбрать. Были даже такие специалисты - свахи, опытные народные психологи.

Огромная масса крестьян, просто чтобы сохранить свою жизнь, целыми семьями уезжала кто куда, кто в Сибирь, кто в Среднюю Азию. Ну а потом всякие стройки и, конечно, лагеря, ссылки перемешали всё население.

Поэтому был такой термин: хорошая семья. Девушка из хорошей семьи - это значит, что они труженики, не пьющие, богатые (ну в ту меру, как крестьянин мог быть богатым: вот две коровы у него). И приходили в дом, смотрели, как всё устроено, сватались. И каждая девушка, каждый юноша с молодых ногтей готовились к будущему супружеству, будущей семейной жизни. Их готовило всё общество. И всё общество воспитывало детей.

Современные родители даже не знают, что с детьми делать, поэтому норовят их куда-то сразу отдать: либо бабушке, либо в детский сад, а дальше скорее-скорее школа и т.д. А тогда было не так, это была ответственность самой семьи. Поэтому нравственное качество людей, которое сохранилось аж до войны, было чрезвычайно высоко.

Ну и, наконец, самая главная трагедия: забвение основ семейной жизни и отношение к браку очень сильно девальвировало. Семья перестала быть святыней, люди соединялись исключительно из зоологических соображений, ну вроде как надо для здоровья. А всё, для чего брак существует, что семья - это школа, где нужно научиться любви друг к другу и к детям, чтобы создать домашнюю церковь и в этом раю приплыть в Царство Небесное, оказалось неважно и напрочь забыто.

Это большая трагедия. Поэтому главным уроком в школе должен быть урок о семье, это совершенно необходимо. Ни папа с мамой, ни дедушка с бабушкой не могут этому научить, потому что они сходились как кот и кошечка или как носорог с носорожечкой. Из-за этого и огромное количество разводов. Такое количество, что теперь распадаются даже семьи духовенства, потому что у современных молодых людей, даже тех, которые пришли к Церкви, сознание всё равно полностью советское, никаких традиций семейной жизни, которые они впитали бы от своей семьи, не осталось.

И вот уже в 1920 году в России начали убивать детей. В этом мы идем впереди планеты всей, и до сих пор это всё делается за счёт государства. Хочешь вставить зубы – плати. Хочешь убить ребёнка – пожалуйста, Минздрав всегда к твоим услугам.»

«А Богу угодно, чтобы человек сначала строил свою семью. И наш народ потому такой угрюмый и несчастный, что практически у каждого человека, и у молодых, и у людей среднего возраста, и у пожилых, одна и та же проблема: семейная жизнь. Она потеряла смысл для советского человека, а человек может быть счастлив только в семье. Поэтому самое большое горе, которое принес октябрьский переворот, - это отъятие счастья у народа.»

Пресс-служба Комиссии по делам семьи/Пресс-служба Рыбинской епархии

Фотогалерея