По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

80 лет со дня мученической кончины преподобномученицы Анны Благовещенской отметили в Кукобое

По благословению епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина студенческое объединение «Православное Собрание молодежи» ЯГПУ им. К.Д. Ушинского и студенческая научная лаборатория по изучению духовного подвига новомучеников и исповедников Российских «Герои духа», молодежь из разных ярославских вузов (ЯГПУ, ЯрГУ, ЯГМУ) и городов нашего края совершили вторую экскурсионно-познавательную поездку-паломничество в тематическом цикле «Все мы Христовы» в село Кукобой Первомайского района, чтобы почтить память преподобномученицы Анны Благовещенской.

Немногочисленной группой (15 человек) ребята побывали, прежде всего, на Божественной литургии в Неделю 3-ю Крестопоклонную в одном из самых красивых храмов Ярославской области - Спасском храме села Кукобой, где в годы гонений на Церковь в подвале располагалась тюрьма, узниками которой в основном были верующие местные жители и жители близлежащих поселений. Ребята смогли, кто пожелал и готовился, принять участие в Таинствах Исповеди и Причащения, приложиться и поклониться кресту, вынесенному на середину храма, и, конечно, иконе преподобномученицы Анны Благовещенской. В завершение вместе с отцом Александром Медведевым, настоятелем Спасского храма, сделали общее памятное фото.

Радостно и одновременно немного грустно было узнать, что мы были чуть ли не первыми и единственными паломниками в день памяти преподобномученицы Анны за многие годы. К сожалению, растиражированный туристический бренд - «Кукобой — родина Бабы-Яги» - делает свое дело, и внимание детей и взрослых, в основном, привлекают сейчас другие объекты. Ну а нам довелось познакомиться и с историей храма, узнать, что были настоящие патриоты и благотворители, такие, как купец Воронин, которые на свои деньги строили не только прекраснейшие церкви, но и каменные основательные дома, которые до сих пор стоят и используются сельчанами (в одном из них располагается средняя общеобразовательная школа с прекрасным краеведческим музеем).

Чудесный ясный воскресный день, сине-голубое небо, белый еще нерастаявший снег, дивная русская природа — сосны на высоком берегу и внизу пока еще замерзшая река Ухтома со святым источником неподалеку... Все это не могло не отозваться в сердце студентов - городских жителей.

Однако важной частью программы было посещение краеведческого школьного музея, посвященного в том числе деятельности тайной монашеской общины - «коммуны» в селе Захарьино в 5 км от Кукобоя, где собраны уникальные вещи, принадлежавшие монахиням-«коммунаркам»: иконки, крестики, одежда, альбомы, мебель, предметы быта и многое другое. Руководитель и создатель музея (собиратель и хранитель памяти о Захарьевской общине) — учитель Кукобойской школы Ирина Александровна Дерунова, сама лично еще видевшая, знавшая и ухаживавшая за последними оставшимися в живых тайными монахинями, проводила для молодежи экскурсию-беседу в необычной интерактивной форме.

Но сначала ребятам был предложен чай с домашними пирогами, для того чтобы подкрепиться после дороги и службы — это тоже все заботы и подвижничество Ирины Александровны, а затем показаны два небольших фильма об общине с уникальными кадрами кинохроники. После чего все прошли в музей и имели возможность соприкоснуться с живой историей — полистать и почитать трогательные отрывки из записей монахинь, вглядеться в лица этих прекрасных женщин-тружениц на фотографиях, потрогать их личные вещи, в числе которых было и платье, которое, возможно, носила преподобномученица Анна Благовещенская.

Важно отметить, что за многие годы Ириной Александровной собран весь

имеющийся, в том числе и архивный материал, по истории тайного монастыря, руководимого архимандритом Никоном (Чулковым), который нуждается теперь в систаматизации, а затем и в публикации в виде книги. Студенты научной лаборатории «Герои духа» готовы оказать в этом всяческую поддержку и помощь, в том числе и техническую.

Безусловно, в нашем крае есть и другие места, связанные с преподобномученицей Анной, которые мы не смогли посетить в этот день: расстреляна она была в 1938 году в Ярославле (место расстрела и могилы неизвестно), а забрали ее из села Никола-Колокша Рыбинского района. В летние каникулы студенты планируют небольшой поход-экспедицию по местам памяти новомучеников и исповедников, который пройдет по предполагаемому пока условно маршруту: Никола-Ухтома – Всехсвятское – Захарьино – Кукобой -Исакова пустынь. Обо всех своих мероприятиях студенческая научная лаборатория «Герои духа» и «Православное Собрание молодежи» размещает свои материалы в корпоративной газете ЯГПУ «За педагогические кадры» и на своей страничке во «ВКонтакте», в группе «ПравСоМол».

Приглашаем всех желающих к сотрудничеству в этих важных и благих делах по изучению православного краеведения, истории родного края и ее популяризации среди молодежи.

______________________________________

Преподобномученица Анна родилась 30 января 1898 года в селе Борисоглеб Белосельской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексия Аполлосовича Благовещенского и в крещении была наречена Марией. По окончании в 1916 году Пошехонской женской гимназии Мария стала работать учительницей и исполняла послушание псаломщицы в храме, где служил ее отец. Воспитанная в благочестии, она часто посещала монастыри, в том числе и Павло-Обнорский, где близко познакомилась с архимандритом Никоном, духовной дочерью которого стала. Когда организовывалась община, архимандрит Никон благословил Марию

поселиться в ней. Оставив в 1922 году учительство, она поселилась в Захарьевской общине, где несла различные послушания: была псаломщиком и регентом хора, пчеловодом и счетоводом и впоследствии приняла монашеский постриг с именем Анна. На допросе, состоявшемся сразу же после ареста, она проводила ту линию, которой постановили все в общине держаться перед властями, предполагая поначалу, что членов общины арестовывают за сопротивление объединению с другим колхозом, в котором были семейные, а не за то, что они под видом коммуны основали монастырь. Добившись разрешения писать протокол собственноручно, монахиня Анна написала: «Я — член коммуны имени Крупской с 1922 года. До 1922 года я учительствовала, а в 1922 году, отказавшись от учительской должности, я все свои силы и здоровье решилась отдать на создание крупной организации, каковой является наша коммуна... И вот, эта дружная, трудолюбивая семья не отказала мне в моей просьбе — быть принятою в число ее членов, и я, как уже сказала, расставшись со школой, вступила в это общество девиц, задавшихся целью доказать на деле свою мощность, свою независимость от мужчины, доказать, что действительно женщина может управлять государством. Советская власть отнеслась к нам очень сочувственно, за что мы, конечно, очень благодарны ей. И вот, с 1922 года коммуна наша все растет и растет и, вместо десяти человек (как, помню, было при моем вступлении), число членов коммуны выросло уже до ста. Вместо маленькой ветхой избушки, стоят уже большие дома, и коммуна начинает мало-помалу принимать вид маленького городка... Посетители наши всегда высказывают свой восторг и удивление, что женщины, исключительно женщины, так дельно, толково могут вести свое хозяйство. Многие изъявляют желание усвоить все это и устроить у себя дома нечто подобное. Я помню, как одна из экскурсанток выразилась так: “Побывав у вас, посмотрев на все ваши работы, расспросив обо всем, что меня интересует, я, мне кажется, получила столько практических указаний, столь полезных для ведения сельского хозяйства, что мне представляется, что я прослушала сельскохозяйственные курсы”. Вот такие-то отзывы для нас очень ценны, они доказывают, что и мы — “бабы” приносим государству нашему посильную помощь. Вполне надеюсь, что и впредь государство будет помогать нам во всем необходимом, а мы, все более и более совершенствуясь в ведении правильного сельского хозяйства, тоже будем помогать государству, на деле доказывать, что баба — человек и не хуже мужчины может вести хозяйство, будем с большой радостью делиться своим опытом с нашими посетителями, предостерегать их от ошибок, которые пережили сами»[13]. ОГПУ, однако, не интересовала хозяйственная деятельность монастыря, и следователи стали допытываться от арестованных сведений об архимандрите Никоне. 13 мая 1931 года они снова допросили монахиню Анну. Сведения о том, где находится отец Никон, мать Анна сообщать отказалась, но сказала, что архимандрита Никона знает. 28 июня 1931 года, довершая разгром общины, Секретариат Областного комитета коммунистов Ивановской Промышленной области постановил: «Предложить районному комитету и коммунистической части коммуны провести жесткую чистку членов коммуны от чуждого элемента и

бывших монашек. Одобрить слияние с коммуной “Новая деревня”, выдвинув из ее бедняцкого состава работников на руководящие хозяйственные должности»[14]. После нескольких допросов монахиня Анна Благовещенская была освобождена и монашеской общиной отправлена в командировку в Мологу. Однако ОГПУ приняло решение вновь ее арестовать и направило в Мологское отделение ОГПУ телеграмму, чтобы ее вызвали к начальнику 3-го отделения секретного отдела ОГПУ, но, «так как со стороны возможны попытки скрыться, целесообразнее ее сопроводить до города Иванова агентурным наружным наблюдением»[15]. 11 декабря 1931 года монахиня Анна была вновь арестована и сразу же допрошена. Уже давно она приняла решение ни о ком не говорить, чтобы ненароком никого не предать. Да и то: чем меньше говоришь — тем меньше и вопросов. И она заявила следователю: «Отца Никона, которого я знала как монаха Павловского монастыря, не видела с 1921 года, он тогда приезжал к Александре Аркадьевне, фамилии не знаю, проживающей в своем доме в селе Захарово, она являлась теткой Анне Александровне Соловьевой. После этого случая я отца Никона никогда и нигде не видела. Местопребывание отца Никона и Соловьевой в настоящее время мне неизвестно»[16]. В феврале 1932 года следствие было закончено. 13 апреля 1932 года Коллегия ОГПУ приговорила тринадцать членов общины к различным срокам заключения, трое были объявлены в розыск и одна освобождена. Монахиня Анна была приговорена к трем годам заключения в концлагерь. Вернувшись из заключения, она устроилась псаломщицей в храме в селе Николо-Колокша Рыбинского района Ярославской области. Поселилась она в одном доме с некой девицей Анной Косаревой; та была больна, и монахиня Анна взяла ее на содержание. 22 сентября 1937 года монахиня Анна была арестована и заключена в ярославскую тюрьму. На допросе следователь спросил ее: — Почему Косарева переехала жить к вам? — Косарева была больна, не могла заработать себе средств на прожитие. Я ее взяла к себе на иждивение. — Следствию известно, что вы через эту Аннушку пересылали письма участникам контрреволюционной группы, приходившие от Никона. Вы подтверждаете это? — Я уже говорила, что никаких писем участникам группы, приходивших от архимандрита Никона, я не получала и не пересылала. — Следствие располагает достаточными материалами, которые уличают вас не только в том, что вы были связующим звеном между Никоном и контрреволюционной группой, но и в том, что вы после ухода Никона на нелегальное положение стали руководить контрреволюционной группой и давали участникам ее указания по контрреволюционной работе, то есть чтобы они среди населения проводили антисоветскую агитацию, мобилизовывали верующих на противодействие закрытию церквей, распространяли провокационные слухи о скорой гибели советской власти. Кроме того, вы давали им указания о конспирации антисоветской работы. Следствие требует от вас

исчерпывающих показаний. — Никаких показаний дать не могу, так как виновной себя в этом не признаю. 7 марта 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Монахиня Анна (Благовещенская) была расстреляна 11 марта 1938 года в городе Ярославле и погребена в безвестной могиле. Несмотря на аресты и расстрелы членов общины, несмотря на стремление властей в корне ее уничтожить, этого все же не удалось добиться, и около сорока ее членов остались в ней жить; никакими ухищрениями не удавалось упразднить монашеский образ жизни, который они вели. После того, как монашескую общину соединили с коммуной «Новая деревня», коммунары, состоявшие из деревенских жителей, полностью разграбили монашеское имущество, включая как сельскохозяйственные машины, так и бытовые предметы. В течение нескольких лет члены общины выкупили у коммунаров свое имущество. Впоследствии коммуна «Новая деревня» распалась, был создан колхоз, который со временем был упразднен, а община в составе нескольких членов дожила до начала 1990-х годов, когда прекратила свое существование советская власть.

Фотогалерея