По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Концерт хора Валаамского монастыря

Разное

14 апреля в Доме Культуры «Вымпел» г. Рыбинска состоялся концерт коллектива, состоящего из мирян, гастролирующий по самым разным залам России.

Хор Валаамского монастыря выступает перед людьми, многие из которых имеют самое поверхностное представление о христианстве, о Церкви. Оригинальные концертные программы хора – не только предложение прикоснуться к древней культуре и услышать произведения современных композиторов, но и свидетельство проникновения Православия в сознание жителей России. Руководитель хора Александр Бордак рассказывает об истории создания коллектива и о его буднях.

– Монастырь на острове Валааме возник в начале прошлого тысячелетия. Как только на суровой северной земле затеплился огонек веры, запели сердца, преисполненные любовью, воздавая хвалу Творцу. На Валаамскую землю пришли греческие миссионеры Сергий и Герман, с уставом греческой службы они внесли пение византийской традиции. Особенность пения в один голос передавалась из поколения в поколение. В эпоху Петра I в храмах и монастырях Руси стали петь многоголосные песнопения, но братия Валаамского монастыря сохраняла верность древней знаменной традиции. Многие паломники преодолевали тысячи километров, чтобы оказаться на острове и погрузиться? в молитву, слушая строгий одноголосный? распев.

Постепенно и на Валааме зазвучал партес. Чаще пелись обработки именно одноголосных распевов, чему есть подтверждение. Существует аудиозапись на шведском радио – покинувшие в связи с исторически сложившейся сложной ситуацией Валаам монахи записали фрагменты богослужений, и там мы слышим как раз валаамский распев в многоголосном изложении.

С начала Великой Отечественной войны на Валааме – страшное запустение. Военные действия, затем интернат. И только в 90-е годы, с возрождением монастыря, опять начинает звучать древний одноголосный распев. По благословению епископа Троицкого Панкратия на Валаам были приглашены профессиональные музыканты для помощи братскому хору. Помимо пения на службах «светская» часть хора ежедневно участвовала в небольших концертах-лекциях, во время которых знакомила паломников и туристов с историей валаамских песнопений. Традиция? данных выступлений сохранилась и по сей день.

Постепенно Валаамский монастырь обретает статус центра Православия на Севере Руси. Патриарх ежегодно служит на острове. Приезжает много гостей, среди них – и члены правительства страны. Хор увеличивается в своем численном составе для более объемного и красочного звучания, и на данный момент шестнадцать человек в его составе славят Господа на службах и поют концерты.

Как вы стали руководителем хора Валаамского монастыря?

– Я закончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу хорового дирижирования и классу вокала, длительное время занимался сольной практикой. В 2013 году был приглашен руководством Валаамского монастыря для создания новых музыкальных программ. Осенью 2016 года по благословению владыки Панкратия был назначен художественным руководителем коллектива.

За время нашего сотрудничества создан ряд духовно-патриотических программ. Первой стала программа «Вера и победа», премьера которой состоялась 9 мая 2013 года в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Далее были подготовлены программы «Забытая война» к 100-летию начала Первой мировой войны, «Свет Христов просвещает всех», посвященная Рождеству Христову. Все произведения создаются с учетом специфики голосов наших? певцов. Например, специально для нашего баса Михаила Круглова, обладателя редкого голоса бас-профундо, был написан гимн Пресвятой Богородице «Достойно есть». Такой голос – конечно, украшение нашего коллектива. Как и все голоса, конечно, которые создают ту самую узнаваемую краску именно нашего хора.

С чем выступает ваш хор сейчас?

– В данное время мы выступаем в разных городах России с программой «Свет Валаама». В концерте звучат древние валаамские распевы, обработки старинных мелодий, авторская музыка русских композиторов. Затем мы поем произведения, в которых в простой песенной форме говорим о Божьих заповедях, о милосердии и жертвенности. И именно в песнях военных лет – известных и неизвестных, любимых и забытых – эта тема стоит особенно остро. Две тысячи лет назад Спаситель отдал Свою жизнь за спасение всего человечества. И на полях сражений тысячи героев отдавали свои жизни во имя мира и во имя любви, о которой сказал Сам Господь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Как часто хор должен репетировать, чтобы звучать достойно?

– Мы стараемся делать запись каждого концерта, затем ее слушаем, анализируем и перед следующим концертом на репетиции вносим коррективы. Таким образом, во время гастролей у нас репетиции проходят каждый день. Раньше, когда у нас не было большого количества выступлений, мы встречались два-три раз в неделю. Теперь, когда в Петербурге мы бываем значительно реже, наши репетиции только на гастролях и происходят.

Какие напевы, произведения каких композиторов нравятся лично вам? И влияет ли ваш вкус на репертуар хора?

– В первую очередь это, конечно, древние одноголосные распевы, которые являются неотъемлемой частью богослужения на Валааме. Мы их исполняем на каждом концерте. Часто звучат произведения Сергея Рахманинова и Павла Чеснокова. Для реализации творческих задач иногда сами сочиняем музыкальные композиции.

Кто-то, кроме вас, участвует в составлении программ?

– До сегодняшнего дня мы сами справлялись с поставленными задачами. Но впереди обозначена новая работа, рабочее название которой – «100 лет жизни страны: 1917-2017». Премьера состоится 27 июля на Валааме в рамках фестиваля «Просветитель». Помимо хора, в концерте примут участие автор-исполнитель Елена Фролова, певец Олег Погудин, а также камерный? симфонический оркестр. Будет осуществляться видеоподдержка. С таким объемом работы нам одним, конечно, не справиться. Будут приглашены режиссеры, видеоинженеры, и совместными усилиями, я уверен, удастся создать новую интересную программу.

Откуда приходят в хор новые певцы? Обязательно ли они должны быть воцерковленными людьми?

– Основной состав нашего хора сохраняется с 90-х годов. Мы вместе работаем больше двадцати лет, и поэтому хорошо понимаем друг друга с полуслова, полужеста.

Конечно, и новые люди приходят. Вера – дело очень личное. Когда человек приходит? на прослушивание, никто не спрашивает его, верит ли он в Бога, воцерковленный ли он. Если человек принимает решение работать в нашем хоре, он ведь понимает, что идет не только работать, но, в первую очередь, служить Богу, так как мы занимаемся именно духовно-просветительской деятельностью. Бог приводит нам людей, которые нужны. Как руководитель хора я не заглядываю в личное пространство певцов. Но отношение ребят, конечно, проявляется.

Например, мы были в Керчи. Концерт «на материке» был под угрозой срыва, так как оказалась закрытой паромная переправа. Вдруг появился неизвестный нам батюшка и стал служить молебен. Мы даже не сразу это все заметили, поскольку были в другом месте. Я стал участвовать в молитве. Краем глаза заметил, что еще несколько наших ребят присоединились. Потом услышал, как запели басы. Через некоторое время пел уже весь хор. Поэтому мне кажется, мы дышим одним воздухом, смотрим в одном направлении и делаем одно общее дело.

Вас часто приглашают поучаствовать в богослужениях?

– В данный момент не часто. И это оправдано, потому что у нас каждый день концерты, каждый день переезды. Существуют чисто физические ограничения. Ребятам надо высыпаться, чтобы полноценно работать. Мы поем службы на Валааме. Наше служение сейчас – на концертных площадках. И это очень важно.

На концертах вы используете подзвучку. Есть ли в этой части вашей работы какие-то нюансы?

– Залы очень разные по акустическим параметрам, поэтому мы используем микрофоны. Стараемся «подзвучить» каждого певца, чтоб звуковые потери были минимальными. Мы обращались к владыке Панкратию с ходатайством, чтобы благотворители монастыря помогли в приобретении гарнитур для каждого участника хора. Уверен, такой момент настанет, и это даст нам возможность получить полный спектр звуковых красок.?

Очень важный момент: наш звукорежиссер находится в зале, но в хоре один из певцов – также звукорежиссер, у него в папке с нотами находится планшет, с помощью которого он управляет звуком прямо со сцены. Это наша маленькая особенность.

По материалам Игоря ЛУНЁВА