Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Устоял тот, кто отдал Богу "всю свою крепость"...

Служение Патриарха

6 августа Церковь празднует память священномученика Николая Понгильского, пресвитера. 

Священномученик Николай родился 20 января 1879 года в селе Каряево Угличского уезда Ярославской губернии в семье священника Николая Понгильского. Старший брат его Флегонт, впоследствии священник церкви великомученика Димитрия в городе Ярославле и благочинный городского округа, также пострадал за Христа в 1938 году (память 24 апреля) и прославлен в лике новомучеников. 
В раннем детстве Николай жил в селе Климентовское-в-Юхти, затем обучался в Угличском уездном училище и в Ярославской духовной семинарии, которую закончил в 1905 году. По окончании семинарии служил псаломщиком в церкви села Спасское-на-Волге Рыбинского уезда (ныне село Спас). Вскоре он женился на девице Александре Петровне, и 25 ноября 1907 года был рукоположен в сан священника к церкви села Ильинское Романово-Борисоглебского уезда. Одновременно заведовал местной церковно-приходской школой и преподавал в ней Закон Божий. 
18 января 1910 года отец Николай был переведен в город Рыбинск в церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при городской общественной богадельне. Вскоре затем он был утвержден в должности законоучителя в Хомутовском начальном училище Рыбинского уезда и во втором женском начальном училище города Рыбинска. 
С 1916 году отец Николай был командирован на фронт в качестве священника 2-го лазарета 44-й пехотной дивизии. По окончании военных действия, в январе 1918 года, он вернулся на прежнее место служения, в храм «Всех скорбящих Радость» города Рыбинска, где и служил до первого ареста, исполняя также должность благочинного первого округа Рыбинского уезда. 

Так в течение многих лет отец Николай в смирении и уповании на Бога в искренности и простоте сердца нес свой нелегкий пастырский крест, служа Богу и ближним в духе Христовой любви и истины, проповедуя словом и жизнью Слово Божие. Тем временем в стране произошла богоборческая революция, к власти пришли большевики, с первых же дней обрушившиеся репрессиями на Церковь, ее священнослужителей и верующих... 
В Рыбинске отец Николай жил со своей матушкой Александрой в квартире по ул. Папушевской. Здесь 11 июня 1927 года он был впервые арестован. Основанием ареста стали донесения секретных осведомителей. Отца Николая заключили под стражу в каземат городского отдела ОГПУ. Вместе с ним были арестованы еще три священника и несколько мирян. Их обвиняли в распространении провокационных слухов. В результате расследования выявилась несостоятельность обвинений. В то время, после десяти лет разгула богоборчества в стране, евангельские основания жизни все еще не до конца были разрушены, милость и истина, бывало, превозмогали... 18 июля 1927 года ОГПУ распорядилось освободить обвиняемых. После освобождения отец Николай вернулся к служению в своем храме и исполнению обязанностей благочинного. 

Политика безбожных властей в отношении Церкви была неизменна – они стремились ее уничтожить, разрушит, расшатав изнутри, поколебав основания веры, лишив храмов, епископов, священников, истребив стойких верующих. В 1929 году власти приступили к проведению в Ярославской области широкомасштабной кампании по закрытию церквей и передаче части из них обновленцам. Сотрудники ОГПУ завели агентурное дело, привлекли осведомителей, собирая через них материалы для последующих арестов духовенства. Было решено арестовать по разнарядке двух епископов, шестнадцать священников и пятерых мирян по Ярославскому, Кинешемскому и Александровскому округам. Впоследствии число арестованных дошло до тридцати семи человек. 
В то время в Рыбинске возник инцидент вокруг Георгиевского храма, который власти решили передать обновленцам, а православная община храма воспротивилась этому. ОГПУ приступило к расследованию инцидента. Это послужило поводом к массовым арестам. 18 сентября 1929 года был арестован священник Николай Понгильский. Его обвинили в том, что как благочинный он не принял мер к предотвращению инцидента вокруг Георгиевского храма, а также в том, что организовал сбор денег в храмах в помощь сосланному епископу Вениамину (Воскресенскому). 
Основным материалом для обвинения явились найденные у него церковные документы, в частности, письма епископов-священномучеников — Угличского Серафима (Самойловича) и Романовского Вениамина (Воскресенского), которые были квалифицированы следователями ОГПУ «как уличающие в антисоветской агитации и организованной связи». Едва ли не главным «антисоветским документом» явилось письмо епископа Вениамина, в котором осмыслялись церковные события последнего времени. Это письмо было приобщено к делу в качестве вещественного доказательства. 

«Говорят, – писал в нем Владыка Вениамин, – возможно разделение гражданского элемента от религиозного. Это или заблуждение, или софизм… Этот параллелизм и раздельность двух существований – в абстракции. Реально конкретно его нет и быть не может. Для верующего, для христианина это невозможно потому, что к нему идет требование Христа – «возлюбить Бога всем сердцем, всею душею, всем разумением» (Мф. 22, 37), «всею крепостью» (Мк. 12, 30); не часть души, а всю душу, не духовную только, но и физическую «всю крепость» христианин должен отдать Богу. В душе вся жизнь – и вечная, и земная. Всю жизнь: и вечную, и земную, и духовную, и материальную – должно отдать Богу… В религии человек не изолирован от окружающей его жизни – семейной, общественной и государственной. Религия не есть отдельная клеточка при многих других клетках организма. Христианин как человек является членом семьи, общества, государства. Когда весь организм строится безрелигиозно, существенно затрагивается религиозность человека. Он знает: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» [Пс. 126, 1]. Поэтому безрелигиозное настроение жизни, хотя бы и самое терпимое к религии, хотя бы и при самом возможном разделении материально-гражданской стороны от религиозной, принципиально не может быть приемлемо для христианина…» 
После трех с половиной месяцев тюремного заключения, в течение которых продолжалось следствие, отец Николай был осужден на пять лет лагерей и отправлен в Сибирь. 
Освободившись, он вернулся в Ярославскую епархию, где был определен к Христорождественской церкви села Христорождественское-на-Эдоме, близ деревни Большое Титовское Романово-Борисоглебского (тогда Тутаевского) района Ярославской области. Ничего не имея, отец Николай поселился на квартире у прихожанки храма – одинокой пожилой женщины. 

В 1940 году началось строительство дороги Ярославль-Рыбинск; на ее прокладку привлекалась комсомольская молодежь из соседних районов и областей. В дом, где жил отец Николай, были подселены две девушки-комсомолки. Как-то утром одна из них долго пудрилась, и отец Николай, глядя на нее, сказал в шутку, что слыхал, будто комсомольцы не умываются. Девушка, враждебно настроенная к Церкви, тут же оклеветала его перед своим начальством, вспомнив и о том, что в разговорах священник упоминал имя Троцкого. Уполномоченный по организации дорожных работ доложил об этом в Тутаевский районный отдел НКВД. 28 октября 1940 года отец Николай был в третий раз арестован. Его отправили в ярославскую тюрьму; допросы продолжались несколько суток и проходили в основном ночью. 
На этот раз священника обвинили «в восхвалении старого царского строя и контрреволюционеров», клевете на руководителей ВКП(б) и советского правительства, агитации против мероприятий советской власти. 11 января 1941 года состоялось закрытое судебное заседание Ярославского областного суда. Суд приговорил отца Николая к максимальному сроку заключения – десяти годам с последующим поражением в правах на пять лет. 62-летний священник, видимо, понимал, что из этого заключенния ему не суждено будет вернуться… 

Он направил в Верховный суд РСФСР кассационную жалобу, в которой писал: «Не признавая себя виновным, я считаю приговор чрезмерно жестоким. По показанию свидетельницы, выражавшей ранее ненависть к духовенству, она пристрастно исказила единственный случай, имевший место, шутки, во время чаепития в квартире моей домохозяйки, когда я произнес фразу, что я слыхал, будто комсомольцы не умываются; я не могу согласиться с формулировкой, объявленной мне в обвинении и тем более в приговоре. Прошу Верховный суд отменить жестокий приговор». Но в то жестокое время милость и истина уже мало кого интересовали и были безумно попираемы. Евангельский свет по-прежнему ярко сиял лишь в сердцах тех, кто устоял в испытаниях, прилепившись ко Христу всем сердцем, всею душою и всем разумением, отдав Ему всю свою крепость... Судебная коллегия оставила жалобу священника без удовлетворения. Господь же уготовлял его верную душу к высшему подвигу мученичества и вечной радости в нетленной небесной славе... 

Отца Николая отправили в 3-ю исправительно-трудовую колонию города Ярославля, где спустя полтора года, 6 августа 1942 года, он скончался. Согласно справке лагерных врачей, священник умер «от старческого маразма». В этих словах звучит последняя ложь на святого, а также и свидетельство о последних тяжелейших испытаниях, которые священномученику пришлось пережить в лагере. 
Место захоронения священномученика неизвестно. 

Священномученик Николай Понгильский прославлен в лике святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000 г. по представлению Ярославской епархии. 

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
20.10.2018
Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла в связи с трагическим событием в Керченском политехническом колледже
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил соболезнования главе Республики Крым С.В. Аксенову и митрополиту Феодосийскому и...
Анонсы богослужений
13.10.2018
Анонс богослужений епископа Вениамина на 13 октября
В субботу, 13 октября, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершит всенощное бдение
Анонсы событий
20.10.2018
Состоится встреча с Александром Ужанковым
21 октября в 14.00 в Библиотечно-информационном центре «Радуга» состоится встреча с Александром Ужанковым.
Объявления
03.10.2018
Стартовал прием заявок на Международный грантовый конкурс «Православная инициатива 2018 - 2019»
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных,...
Комментарий дня
13.10.2018
Митрополит Волоколамский Иларион назвал решение Константинопольского Синода «беззаконным деянием»
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион назвал принятое в четверг решение Синода...
11.9.2018
Митрополит Волоколамский Иларион: За это деяние Патриарх Варфоломей будет нести личную ответственность перед судом Божиим и перед судом истории
Москва, 10 сентября. 8 сентября 2018 года по окончании интервью в прямом эфире телеканала «Россия 24» председатель Отдела внешних...
Паломничество
12.4.2018
Календарь паломнических поездок "Весна-лето 2018"
Слово «паломник» дословно переводится с латинского как «пальмовник» (palmarius), или «несущий пальмовую ветвь»....
26.3.2018
Экскурсия в Спасо-Преображенский собор для сотрудников ФСИН
23 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе прошла экскурсия для сотрудников исправительных учреждений города Рыбинска.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей