По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Судьба Югского Подворья

Здание подворья Югского Дорофеева монастыря находится на пересечении улиц Крестовой и Стоялой – в том месте исторического центра, которое уже, как минимум, четыре столетия остается одним из самых оживленных в нынешнем Рыбинске и прежней Рыбной слободе.

Строительство подворья связано с историей особого почитания чудотворного образа Югской иконы Божией Матери, в котором рыбинцы видели покровительство Царицы Небесной своему городу.

Летом 1701 года, после того, как в город была принесена из Югского Дорофеева монастыря эта икона, в Рыбинске прекратилось «моровое поветрие». И с этого же года Югскую икону стали приносить в Рыбную слободу (позднее — город Рыбинск) ежегодно в дни Петровского поста, а затем и дважды в год. В честь первого принесения чудотворного образа в Рыбинск была выстроена небольшая деревянная часовня — «для собрания в церковное той пустыни строение и для монахов непрестанного сбора».

В 1735 году, когда в Рыбной слободе случился большой пожар, она сгорела, и «место часовенное оставалось незастроенным до 1743 года, когда по прошению игумена Иосафа с братией было дозволено ее восстановить. По доброхотству и усердию рыбинских граждан к Югской обители ей была предоставлена городская земля для устроения при часовне постоялого двора».

В 1797 году подворье выгорело вновь. Земельному участку, в соответствии с новым городским регулярным планом застройки, надлежало стать проезжей частью. В то же время, другую часть сохранившегося надела оспаривали соседи. Но в Рыбинском филиале Государственного архива Ярославской области хранятся документы, свидетельствующие о том, что иеромонах Арсений просил оставить участок за монастырем, чтобы со временем выстроить здесь каменный дом для нужд обители. В это время свои участки добровольно пожертвовали монастырю посадские Афанасий Бронников и Никита Еремеев. Что касается остававшихся спорными участков, то по этому поводу в 1798 году началось судебное разбирательство, продолжавшееся до 1803 года. В результате земля осталась за монастырем. Правда, один из купцов, претендовавших на землю, согласился уступить ее с условием, что Югский монастырь возвратит ему 500 рублей, пожертвованных ранее на строительство нового собора в обители.

Строительство каменного здания подворья было закончено в 1804 году. Подворье Югской Дорофеевой пустыни занимало участок размером 30х22 метра. Не верхнем этаже здания по улице Крестовой находились жилые помещения. В нижнем этаже по левую сторону от ворот располагались две торговые лавки, которые сдавали в аренду. Справа от ворот, рядом с часовней, было еще одно жилое помещение. Со стороны Торговой площади были выстроены пять двухэтажных лавок, доход от арендной платы за которые достигал 1500 рублей в год серебром4. Сама же часовня приносила пустыни годовой доход в размере 450 рублей.

Часовня располагалась в угловой части здания, размеры ее внутреннего пространства составляли 4,3х3,5 метра. Каждый из двух ее фасадов был украшен двумя парами высоких полуколонн с ионическими капителями и фронтоном с луковичной главкой на низком барабане. Четверик часовни находился под одной крышей с двухэтажными зданиями подворья.

Интерьер часовни был украшен иконостасом лазоревого цвета, с «покрытыми поталью» колоннами, увитыми резным виноградом. В центре нижнего яруса находился список с чудотворного Югского образа Божией Матери в золоченой раме. Судя по описанию, икона была составной: сам образ был вставлен в раму-икону, на которой были написаны сцены с чудесами, происходившими от Югской иконы. Эта рама была обложена серебряным иконостасом чеканной работы. Риза и венец были украшены настоящим жемчугом с вправленными в серебро «аметистами и малахитами», с простыми красными каменьями, осыпанные «берузами». Оплечье Божией Матери оправлено «кованью серебряной», а поля иконы – «кованью золотой».

Справа от Югской иконы Божией Матери находилась в иконостасе икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе и венцами «указной пробы Ярославской работы», возглавие было украшено драгоценным мелким жемчугом. С левой стороны находился образ святого пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна с житием. Эту икону также украшала серебряная риза с золоченым венчиком. В центре второго яруса иконостаса пребывал Печерский образ Богоматери, по обеим сторонам от которого находились две крестообразных рамы, в которых были помещены иконы двунадесятых праздников и пророков Исайи и Елисея. В третьем ярусе был помещен образ Спасителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Крестителем и двумя архангелами. Кроме иконостаса в часовне было еще десять икон разного размера в рамах и киотах.

Именно часовня на подворье Югского Дорофеева монастыря становилась местом пребывания чудотворной иконы в дни крестного хода в Рыбинск. Пока этот образ носили крестным ходом, драгоценный оклад его оставался в обители – усилия жертвователей сделали его «столь дорогим, что епархиальное начальство запретило выносить его из обители, чтобы не провоцировать жадность возможных грабителей; на время крестного хода оклад надевали на копию иконы, занимавшую в тот момент в монастыре место чудотворного образа»6. Отметим, что другие копии чудотворной иконы хранились в тех местах, куда ее носили крестным ходом – в Угличе, Мышкине, Мологе, Пошехонье. Образ, хранившийся в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска, не только имел «жемчужную ризу с алмазной звездой», но и был заключен в серебряный киот весом более одного пуда.

А в июле 1811 года вновь в Рыбинске случился большой пожар. На подворье огонь уничтожил кровлю и стропила. Но при этом удалось спасти недавно построенный вызолоченный иконостас часовни. В том же году здание восстановили, поправив при этом фасады и заменив колонны и капители. Кроме того, во дворе была построена новая баня и «каменная палатка для поклажи разных вещей», над которой устроили два жилых помещения, а также рядом возведены новая конюшня и погреб. Внутренний двор был вымощен булыжником.

На эти годы – первую половину ХIХ века – пришелся расцвет Югской Дорофеевой пустыни. Хотя в начале ХVIII века постройки монастыря все уже были каменными, однако они были небольшими и сдержанными по архитектуре. В то же время, может быть именно благодаря своей чудотворной иконе, Югская Дорофеева пустынь была единственным в округе монастырем, который не был закрыт в результате реформы Екатерины II, хотя и был лишен всех земельных угодий. Позднее именно здесь, в Югской обители взялись возрождать древние традиции общежительного устава. Навыки этого уклада принесли сюда иноки Саровского монастыря Анастасий, Гедеон и Дамаскин, позднее продолжившие возрождение общежительства в стенах Толгского монастыря и в Ниловой пустыни на Селигере. В середине ХIХ века здесь, на Юге, был выстроен единый монастырский архитектурный ансамбль, величием, гармонией и красотой не уступавший лучшим обителям Севера России.

Настоятелями монастыря в те годы были игумен Варфоломей (Поповский), выходец из Брянской Белобережской пустыни, состоявший в переписке со святителем Игнатием Брянчаниновым, и архимандрит Поликарп (Тугаринов).

Здание часовни подворья Югской Дорофеевой пустыни в Рыбинске это и своего рода памятник выдающемуся деятелю Русской Церкви архимандриту Поликарпу (Тугаринову), по инициативе которого это здание в 1877 году было перестроено в соответствии с проектом архитектора В.И. Озерецковского. Архимандрит Поликарп был многолетним участником, а затем руководителем одной из самых успешных миссий Русской Православной Церкви в Китае в 1838-1950 годах, которая в то время была, по сути, единственным представительством России на Востоке. Высокообразованный священнослужитель, он стал знатоком восточной культуры и успешным дипломатом. Письма отца Поликарпа из Китая сегодня опубликованы и представляют интереснейший материал для исследователей7. По возвращении с Востока всю свою жизнь он провел в родном Ярославском крае, избрав для жительства Югскую Дорофееву пустынь, в которой он был настоятелем последние 30 лет своей жизни. Отметим при этом, что в то же время он исполнял обязанности благочинного рыбинского и мологского соборов, а также Мологского Афанасьевского и Рыбинского Софийского монастырей.

После проведенных на часовне рыбинского подворья работ появился третий этаж. На фасадах в межоконном пространстве появились парные пилястры. В оформлении второго этажа архитектор применил крупные декоративные элементы: парные полуколонки на углах, стилизованные рельефные кресты, вписанные в венчающую каждый фасад большую килевидную арку. На восточной стене под крестом в двух высоких полуциркульных нишах-киотах были изображены святые в полный рост. На южной стороне вместо киотов были помещены парные окна тех же очертаний. Отделку фасадов дополнил рассчитанный на восприятие вблизи мелкий декор — сложного профиля архивольты, выполненные с использованием лекального кирпича. Венчала часовню небольшая на круглом барабане луковичная главка с крестом. Интерьер часовни теперь был отделан по-новому. Высокие своды и стены украшала масляная живопись, фрагменты которой сохранялись продолжительное время, вплоть до 90-х годов ХХ века. Во все помещения часовни в начале ХХ века были проведены электричество и водопровод.

В 1905 году потомственный почетный гражданин, московский купец Николай Калганов на свои средства в доме подворья устроил домовый храм в честь святителя Николая чудотворца. Освящение его состоялось в феврале 1906 года – «в память выздоровления Его Императорского Величества от постигшей в 1999 году болезни». Чин освящения совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Иаков (Пятницкий, +1922). Храм размещался в верхних этажах дома по улице Крестовой, на месте прежних жилых комнат для братии. Стены и потолок храма были украшены росписями, в резном, вызолоченном по белому фону иконостасе разместили девять икон. В алтаре на горнем месте пребывал образ Воскресения Христова в деревянной позолоченной раме размером 2,15х1,45 метра. В отдельном вызолоченном киоте пребывал здесь список с чудотворной Югской иконы Божией Матери в серебряном окладе, украшенный ризой с жемчугом и двумя драгоценными камнями в короне.

Известно, что на подворье Югского монастыря, одном из самых благоустроенных в Рыбинске, проживали епископы Рыбинские. Также оно было местом остановки правящих архиереев Ярославской и Ростовской епархии. Следовательно, стены Югского подворья помнят святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, священномученика святителя Агафангела.

С приходом к власти большевиков в Рыбинске в 1918 году и издании декрета об отделении Церкви от государства монашествующие Югского подворья вынуждены были обратиться в отдел культов при Совете депутатов. Письменная просьба о передаче зданий подворья с храмом и часовней «членам подворья для религиозного использования» хранится в Рыбинском филиале ГАЯО8. Храм с часовней были открыты в марте 1919 года, но уже в июле «эксперт Народного комиссариата юстиции рекомендовал «домовый храм подворья ликвидировать, прекрасное здание, находящееся в самом центре города, использовать для каких-либо общественных целей, в особенности если принять во внимание существующий в Рыбинске острый квартирный кризис»9. Домовая церковь на подворье Югского монастыря была закрыта по решению пленума исполкома от 28 мая 1920 года10. В октябре это решение вступило в силу, и подотдел культов просил коммунальные службы «в кратчайших срок выселить проживающих на подворье монахов, а епископа Рыбинского Василия (Бирюкова) переселить в Толгскую церковь подворья Толгского монастыря». По личной просьбе епископа Василия о передаче ему под расписку имущества из келии ему разрешили взять одну икону из четырех, о которых он писал. «Имущество келий было разобрано по кабинетам советских управленцев», — пишет А.В. Михайлов в книге «Храмы и культовые сооружения Рыбинска» со ссылкой на документы отдела культов в фонде Р-2 Рыбинского филиала ГАЯО11. «Такой же ответ поступил и на просьбу иеромонаха Антония, более 26 лет заведовавшего подворьем, о передаче ему одной иконы и священнического облачения, приобретенного «личным трудом вне монастырского послушания», и личную библиотеку из книг духовного содержания… По прошению церковно-приходского совета Югской пустыни был передан список с Югской иконы Божией Матери из Никольской домовой церкви подворья, перевезенный туда из монастыря в 1906 году при освящении этого храма. Образ был передан вместе с жемчужной ризой, серебряной рамой и лампадой, а также с серебряным киотом и фонарем, употреблявшимся при крестных ходах в городе»12.

29 января 1921 года здание подворья Югского Дорофеева монастыря было принято комендантом города. В храме, судя по документам, оставались престол и жертвенник. Те же документы предписывали сжечь иконостас домовой церкви13, поскольку его невозможно было разобрать и передать в только что открытый храм святого благоверного князя Александра Невского села Макарово (община которого обращалась с такой просьбой в отдел культов Рыбинского Совдепа). В советское время верхние этажи часовни и прилегающих зданий были жилыми. В нижних находились часовая мастерская и торговые помещения. Из публикаций прессы конца ХХ века известно, что в это время местами еще сохранялись настенные росписи. Так, в 1998 году автор этих строк побывала в квартире, расположенной в часовне по приглашению хозяйки этой квартиры, которая, сняв все слои обоев, обнаружила под ними в межоконном проеме яркие, в полный рост изображения двух святых.

В 2015 году Рыбинская епархия обратилась к местной власти с просьбой передать здание бывшей часовни Югского Дорофеева монастыря в ведение Русской Православной Церкви.

Анна Романова

Источник:http://rybinskayasreda.ru/