По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Иерей Сергий Романов отвечает на вопросы рыбинцев

Разное

Продолжаем публиковать ответы иерея Сергия Романова на "Вопросы священнику".

Чем отличается молитвенное правило от просто молитвы?

Молитва - основа духовной жизни верующего человека. Если человек не молится, это значит, что он вообще неверующий! Молитва - это совокупность наших прошений, обращённых к Богу. Они могут быть простые и сложные, краткие и длинные, смиренные и горделивые, в зависимости от внутреннего настроя человека. Молитвы бывают разнохарактерные: просительные, покаянные, славословные и благодарственные. От уровня духовной жизни человека зависит, к какой форме молитвы он имеет предпочтение: он только просит: «дай, Боже, то и это» или он ещё и кается в своих беззакониях: «прости меня, Господи, грешника», благодарит и славословит: «слава Тебе, Господи, благодарю Тебя за Твои милости!». Молитвенное же правило имеет вспомогательную задачу и существует для того, чтобы человек научился молиться всегда, непрестанно, по словам апостола Павла. Если человек задерживается только на молитвенном правиле, как на внешней дисциплинарной вещи и не выходит за его рамки, то он не идёт дальше в молитвенной жизни. Он превращается из раба Божия в раба молитвенного правила: «умри, но исполни!». Такое же неправильное отношение возникает и к посту, и к другим средствам духовной жизни. Происходит некая подмена:

человек путает средства с целью. Он стремится, во что бы то ни стало жить по правилам, по букве, а о Духе, стяжании благодати Божией, подлинном покаянии, смирении забывает или ставит их на второе место в своей духовной жизни. Как правило, такому неуёмному «подвижнику» легче впасть в гордыню и самопревозношение, заразиться фарисейской напыщенностью: «строго пощусь, много молюсь, не пью, не курю и, вообще, я не такой как прочие…». Молитвенное правило нужно, необходимо, но надо уметь им разумно и свободно пользоваться!

Надо ли верить снам?

Не только не верить, но и не рассматривать их подробно, ибо это небезопасно для души! Святые отцы, боясь бесовского обмана или прелести, избегали таких исследований. А кто мы такие, чтобы так легко относиться к снам. Есть разные сны: от Бога, от бесов и чисто человеческие. Но не стоит копаться в этом многообразии впечатлений. Надо реальностью жить, строить свою жизнь по воле Божией. А то некоторые проснуться и ходят как очумелые весь день: «к чему бы это?», зачем мне покойный родственник приснился?», почему я это во сне летала?» А время реальное и драгоценное уходит безвозвратно. Кто-то прямо живёт этими снами и потихоньку психически заболевает. Не надо всё это, потому, что опасно для души!

Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?

Есть хорошая и очень древняя поговорка: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Можно на этом было бы и остановиться, но… Хотелось бы спросить человека, рассуждающего о «Боге в душе»: «А ты чем докажешь это?» Ты что, чудеса можешь творить, больных исцелять, мёртвых воскрешать, или, может быть, ты имеешь такую веру, что и горами двигать умеешь?» Что он ответит – ничего! Значит его слова – пустой звук. Верующему человеку Господь открывает Себя, прежде всего, в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причащении, в соборной молитве при участии всех вместе в храмовом богослужении. Но, конечно, и в личной молитве тоже. Чаще всего, так поверхностно рассуждает человек, который не только в храм Божий не ходит, но и вообще далёк от подлинной веры и молитвы. Это известное самооправдание, чтобы не исполнять 4-ю Заповедь Закона Божьего: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог Твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой-суббота Господу, Богу твоему…» (Втор. 5, 12-14). Предложите такому человеку «жениться в душе», «дружить в душе», «работать в душе», кушать и одеваться в душе», что он скажет на эти странные предложения? Когда человек говорит о том, что у него «Бог в душе», надо в этом выражении поменять первую букву в слове «Бог» с большой на маленькую, и тогда всё станет ясно: этот человек сам себе бог, живёт для себя и поклоняется себе. Вот и всё!

Почему мы носим крест на груди под одеждой, а священники поверх одежды?

Когда-то, священники вообще не носили поверх одежд крест, но некоторые исторические обстоятельства привели к данному обычаю, который и закрепился в последствие. У священника тоже под одеждой на груди крест имеется. Но тот, что с наружи, указывает, что его носитель - священник, а не дьякон, который также ходит в чёрном подряснике. Короче, чтобы люди не путали одних служителей Церкви с другими, священники носят для этого крест поверх одежды. Но здесь ещё один момент: крест на груди священника напоминание ему самому о его высоком и ответственном перед Богом и людьми служении.

В чём сила святой воды?

В благодати Святого Духа, Чья сила по вере молящихся людей, подаётся воде при её освящении. Некоторые незнающие люди считают, что вода получает силу от воздействия серебра как материала, из которого изготовлен крест. Но кресты бывают чаще всего из простых материалов, даже из дерева. Поэтому материал здесь не причём! Главное-вера человека и рождающаяся от веры молитва. А Господь подаёт нужное человеку по Своей любви и милости.

Фото: http://dishupravoslaviem.ru/wp-content/uploads/2016/02/0_ae83e_613695e5_xl.jpg