По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Епископ Вениамин принял участие в работе секции «Богословие и психология диалога с современной молодежью»

Секция «Богословие и психология диалога с современной молодежью (к 20-летию кончины д. психол. н. Т. А. Флоренской)» состоялась 29.01.2019 в главном здании Православного Свято - Тихоновского Гуманитарного университета.

(Здание университета хранит память о важном событием в истории православия: 17 ноября 1917 здесь проходил Поместный собор Русской православной церкви, который принял постановление о восстановлении патриаршества в России).

Сопредседателями секции были епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин (Лихоманов), профессор, д.ф.-м. н, БФ ПСТГУ (Москва) Ефимов Андрей Борисович, д.псх.н, профессор, главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования (Москва) Мелик-Пашаев Александр Александрович.

На заседаниях обсуждались вопросы диалога в богословии, психологии, психотерапевтической и педагогической практике.

Своими взглядами со слушателями поделились научные сотрудники, доценты, профессора, ПСТГУ, ПИ РАО, Института психологии Российской академии наук, МГУ им. Ломоносова, Академии ФСИН России, российские и зарубежные священники РПЦ, психологи и другие специалисты.

Рассматривались вопросы духовных, культурных, нравственных, личностных предпосылках совершенного христианского диалога, его особенностей, возможности его формирования. Большое внимание было уделено духовному становлению молодежи, особенностям жизни современной молодежи, ее профессионального и смыслового самоопределения, воспитание зрелости, ответственности за свою жизнь, трезвого образа жизни. Были затронуты темы о выпускниках детских домов, интернатов, их адаптации, профилактики правонарушений. Отмечена необходимость использования духовного опыта православия в педагогической практике.

В числе многочисленных интересных докладов особенно запомнился доклад профессора А.А. Мелиха - Пашаева в котором говорилось о таланте, как служение Богу, отвержении от себя. Проведено сравнительное рассмотрение идей М. М. Бахтина и А. А. Ухтомского,Т. А. Флоренской которые говорили об уникальности каждого человека, развивающейся и познающейся в диалоге: во взаимодействии человека с человеком. В диалоге раскрывается «человек в человеке», как для других, так и для себя.

А. А. Ухтомский охарактеризовал диалог как «доминанту на собеседнике», указал, что от содержания доминанты зависит мировосприятие человека, его образ мира, его жизнь. Чтобы увидеть лицо другого, достичь совершенного христианского диалога необходимо освободиться от эгоцентрической доминанты и воспитать в себе «доминанту на собеседнике». Это возможно путем постоянного труда над собой: путем перестройки «господствующей направленности на себя» своей деятельности и внимания. В этом переключении доминанты на других человек обретает свое «лицо» - свою неповторимую индивидуальность.

Идею доклада А.А. Мелих - Пашаева логически продолжил доцент БФ ПСТГУ Чурсанов С.А. отметив, что в диалоге необходимо стремиться к единству в различии, избегать поглощения одной личностью другой или разделения, а способствовать раскрытию каждой личности. Также он указал на необходимость открытости диалога для окружающих, преодоления эгоизма и бинарности диалога в противопоставлении другим. Совершенный диалог есть там, где есть самоотдача, где человек свой интеллект, свое время, свои ресурсы материальные, физические, энергетические, духовные полностью передает другим участникам диалога, а вторая сторона открывает себя для принятия того, что дают другие.

Интересно, что в культуре народов Якутии, как рассказала гл.н.сотр ИП РАН Воловикова М.И., есть норма запрета на осуждение и норма уважительного отношения к

собеседнику. Когда встречаются для беседы два человека и один предлагает другому говорить, тот в ответ передает ему право высказаться и отвечает «Говори ты».

Так на практике проявляется принцип совершенного христианского диалога «доминанта на собеседнике», указывая нам путь заповеди Христовой: «Да любите друг друга».