По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Протоиерей Всеволод Чаплин: Церковь — это не только люди в рясах, это часть нашего народа

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела. (Первая Часть)

1. Здравствуйте, батюшка. Меня волнует вопрос об обязательном вводе в России электронных паспортов. Я знаю, что на Архиерейском Соборе было принято, что нельзя заставлять человека принимать все эти паспорта с чипами. А возможно ли такое, чтоб на правительственном уровне была поправка, чтоб люди и после 2025 г. имели право на обычный бумажный паспорт? И чтоб не заставляли родителей делать электронные паспорта с чипами для детишек. Боюсь за свою крестницу и ее сестренку. Спасибо. (Надежда, г. Москва)

Действительно, Федеральная миграционная служба России разработала законопроект, предполагающий переход на электронные паспорта в виде карт, при этом предполагается, что бумажные паспорта сохранят хождение только до 2025 года. Законопроект опубликован, идет его общественное обсуждение.

Вы правильно отмечаете, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2013 года в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологии учета и обработки персональных данных» заявил: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации».

Мы начали переговоры с ФМС о том, чтобы добровольность при принятии электронного паспорта была все-таки сохранена. Как я уже сказал, законопроект только обсуждается, и принять участие в общественной дискуссии по его поводу Вы вполне можете, обращаясь в Федеральную миграционную службу и другие органы власти. Надеюсь, что к голосу людей, не желающих принимать электронные документы, государство прислушается. Ведь известно, что есть определенное количество людей, которые по разным причинам такие документы принимать отказываются и, скорее всего, никогда не примут. Чем это уж так опасно для государства, понять непросто. Надеюсь, что позиция таких людей, как Вы, будет принята во внимание.

2. Режиссеры наступающей на наше общество глобализации отводят Православной Церкви роль декоративно-этнографического учреждения, а христиан стремятся превратить в «зашоренных» маргиналов. Насколько адекватно Русская Православная Церковь оценивает опасности агрессивного секуляризма, и способна ли Церковь мобилизовать все свои ресурсы и народ, чтобы системно противостоять культурно-информационному натиску деструктивного глобализма? Спаси Бог. (Андрей, г. Днепропетровск)

Святейший Патриарх, многие иерархи и пастыри нашей Церкви, активные миряне постоянно говорят об опасности навязывания секуляризма как общеобязательного мировоззрения, об опасности маргинализации религии и ее места в обществе.

Об этом сегодня, впрочем, должны говорить все верующие люди, у которых есть возможность повлиять на ситуацию в обществе. Сейчас практически у каждого человека есть возможность высказываться через публичные выступления, интернет, звонки на радио или телевидение, организацию разного рода общественных собраний. Надеюсь, что и у Вас это получится. Роль мирян в церковно-общественной жизни всегда была высока. Вспомним деятельность православных братств прежних веков, вспомним православное мирянское движение советского периода. Нечто подобное вполне востребовано и в наши дни.

Яркую, ясную гражданскую позицию можно и нужно проявлять и сегодня, помня завет святителя Патриарха Тихона «блюсти дело Божие, да ничтоже успеют сыны беззакония». Напомню и такие слова Святейшего Патриарха Кирилла: «Критерием Божественного выбора между теми, кто будет оправдан, и теми, кто будет осужден, как раз и явится… степень верности людей Божией правде. Эта правда должна осуществляться не только в личной жизни каждого из нас, но и в жизни обществ и народов». Эту жизнь нельзя отдавать на откуп тем, кто хотел бы объявить безрелигиозное мировоззрение имеющим чуть ли не монопольное право на определение хода общественных процессов, а религиозное мировоззрение — лишь частью сугубо личной или семейной жизни человека, внутренней жизни религиозных общин. Если верующие люди присутствуют в обществе, особенно если их много, а тем более — большинство, они, конечно же, имеют право на то, чтобы их вера и связанный с ней социальный идеал влияли на все, что в обществе происходит, на любые принимаемые решения. Влияли с духовно-нравственной точки зрения.

3. Допускает ли Церковь, отпевание усопшего не в храме, а в ритуальном, специально предназначенном для прощания зале? Могут ли священнослужители в этом отказать? (Наталия, г. Череповец)

Конечно же, наша традиция предполагает отпевание в храме. Для этого сегодня нет почти никаких препятствий, кроме практических. Может быть, за исключением тех немногих мест, где храм расположен слишком далеко.

Да, иногда отпевают в риртуальных залах и моргах, но мне эта традиция кажется пережитком советского времени. Неужели родственники не готовы проявить почтение и любовь к усопшему, привезя его останки в храм, чтобы там совершилась молитва о его упокоении?

4. Уважаемый о. Всеволод! Христос говорил, что Церковь Его — не от мира сего, что нужно подставлять щеку, и еще говорил о том, что блаженнее давать, нежели брать... Почему же Вы говорите о том, что нашей иерархии нужно ездить на представительских автомобилях и искать дружбы сильных мира сего? Вы не видите здесь противоречия? С уважением, Филипп, г. Санкт-Петербург.

Филипп, я бы предложил Вам воспринимать Священное Писание и традицию Церкви во всей ее полноте. А нередко получается так, что современные люди берут из Евангелия то, что им нравится, и отвергают то, что некомфортно для секулярного сознания, в центре которого — человек, оторванный от христианской духовной традиции и судящий о вере с точки зрения взглядов, сформированных секуляризмом.

Кстати, в этом отношении очень показательно недавнее высказывание Людмилы Улицкой, к которой я, между прочим, отношусь не без симпатии. Она сказала: «Я не хочу подчиняться догматике, я хочу сказать: это — да, а вот это — нет. Это я принимаю, а здесь я, пожалуй, подумаю». Я благодарю госпожу Улицкую за честность. Такой взгляд на церковную традицию очень популярен, но, увы, это не христианство.

Вернемся, Филипп, к Вашему вопросу. В Откровении святого Иоанна Богослова о Христе говорится так: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр. 1:12-13). Таким мы увидим Христа во славе, в Царстве Небесном. И не случайно в православной иконографии он часто изображается как Царь — на троне, со скипетром и в драгоценном головном уборе.

Епископ — это образ царствующего Христа в Церкви. Не случайно в православной традиции ему в храме отводится особое место. Он облачен в драгоценные одежды. В зале для торжественных событий для него установлен трон. Естественно, приличествуют ему и особое литургическое почитание, и достойные повседневные одежды, и особые средства передвижения. Такова православная традиция, которая тщательно соблюдается в нашей Церкви.

Кстати, от царских почестей не отказывался и Христос, когда Он входил в Иерусалим.

Конечно, епископ всегда должен иметь связь с начальствующими в народе, чтобы отстаивать нужды и чаяния своей паствы. Поэтому было бы крайне странно для человека, отвечающего за устроение церковной жизни на той или иной территории, уклоняться от общения со светским начальством или с теми, кто способен материально поддержать церковную жизнь.

Было бы некорректно употреблять взятые из Нового Завета по принципу «нравится — не нравится» цитаты для того, чтобы оспорить традицию Церкви, утвердившуюся веками и освященную именами многих святых, а значит — благословленную Богом.

5. Здравствуйте, а правда ли, что изобретения атеистов есть порождения сатаны? В таком случае, получается, верующим нельзя использовать электричество, автомобильный транспорт, компьютер, а, следовательно, и интернет? Выходит, что «Синодальный информационный отдел» Русской Православной Церкви — тоже ересь? (Асхат, г. Уральск)

Вовсе не факт, что все технические новшества придуманы атеистами — в значительной части случаев это не так. Между прочим, Церковь, особенно в лице монастырей, всегда одной из первых принимала те технические новинки, которые не повреждают духовной жизни. Электричество, автомобили, компьютеры, интернет — все это может приносить пользу, в том числе и для проповеди Слова Божьего. И мы видим, как активно православные христиане используют современные технические средства.

Другое дело, что благодаря коммуникационным технологиям, техническим средствам можно совершать и грехи. И поэтому как раз нужно присутствовать в том числе и в современном информационном пространстве, говоря о добре и зле, о грехе и добродетели, помня о том, что общаются ведь не программы и не машины, а люди. И поэтому везде, где люди присутствуют, им можно и нужно говорить слово Божией правды.

6. Почему Церковь в том виде, в каком она сегодня есть, нарушает границы других социальных институтов? Как определить критерии чувств верующих? Почему нет общественного дискурса на тему дисфункций религии? Почему интересы религиозных организаций стали выше свободы слова и самовыражения? Почему Церковь считает, что она оперирует единственно верным критерием истинности? Почему в век идейного плюрализма Церковь старается ограничить свободу личности?(Егор, г. Новосибирск)

Не устану повторять вещь абсолютно очевидную для православного христианина и почему-то до сих пор не осознанную нашими критиками: Церковь — это не только люди в рясах и не только те, кто получают зарплату в церковной кассе, это большая а, может быть, и бОльшая часть нашего народа. Это десятки миллионов людей, живущих в России, Украине, Белоруссии и других странах.

Как и у любой другой части общества, у Церкви есть полное право на участие в происходящих в нем процессах. Границы каких других социальных институтов при этом можно нарушить, я не очень понимаю. Православному христианину до всего есть дело, и он имеет право на суждения в любой области, особенно если сам трудится в ней или знает о положении дел в этой сфере, и особенно когда речь идет о духовном и нравственном измерении человеческой деятельности. Общественная дискуссия на эти темы идет. И я думаю, что нашим оппонентам надо в конце концов признать за нами такое же право, как и за собой — на свободу высказывания и на свободу действия.

В связи с законом, защищающим чувства верующих и почитаемые ими предметы, рано или поздно возникнет судебная практика, которая и будет определять, оскорблены ли в том или ином случае чувства верующих, осквернены ли почитаемые ими предметы.

Известно, что в таких категориях, как национальные чувства, оскорбление личности, оскорбление чести и достоинства, разжигание национальной розни, тоже нет и не может быть подробно разработанных, стопроцентно определенных критериев. Их определяет суд, и так есть во всем мире.

Православные христиане действительно помнят слова Господа Иисуса Христа «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Церковь — это тело Христово. Она действительно знает, что присутствующий в ней ее Глава, Христос, есть Истина. Так и только так считают христиане. И не думаю, что кто-то может ограничить их право так считать. Да, с нами могут спорить, и спорят очень активно. Но никто не старается, как говорит автор вопроса, ограничить свободу личности — у нас для этого нет сил и средств, да они нам и не нужны. Ограничить чью-либо свободу мы не стремимся. Ну а век идейного плюрализма — это понятие относительное. И, к сожалению, сегодня как раз те, кто хотел бы маргинализовать общественную роль религии, жестко настаивают на том, что только они правы и только у них есть монополия на общественные процессы.

В современной тенденции, пока еще считающейся глобальным политическим и идейным мейнстримом, реального плюрализма очень мало. Впрочем, его никогда на самом деле не было — ни в одной известной из истории политической системе.

И в Царствии Божием его уж точно не будет. Будет Истина, которая одна и которая явит себя с предельной ясностью.

7. Почему Церковь отрицает возможность развития общества и изменение морали и этики? Ведь вполне очевидно, что мораль и этика есть всего лишь механизмы обеспечения существования общества в данный момент и должны модифицироваться вместе с прогрессом. (Николай, г. Москва)

Не всякое развитие общества приносит людям благо. Убежден, что XX век, во время которого во многих странах восторжествовали безбожные идеологии — будь то смешанный с язычеством агрессивный национализм или социальная конструкция, предполагавшая построение на земле Царствия Божия без Бога, или культ потребления и раскрепощения грешного человека, — принес людям столько несчастий, сколько не принесла ни одна другая историческая эпоха. Общество может развиваться, но правильное ли это развитие? Мы вполне можем поставить перед людьми этот вопрос.

Нравственность — это не предмет общественного договора. И тут мы с автором вопроса, наверное, радикально расходимся. Нравственные нормы, в том числе выраженные в праве, не придуманы людьми. Они даны Богом и неизменны, как неизменен Он. Это, конечно, можно отрицать, можно идти другими путями, можно отказаться от этих норм, объявить нравственным все, что угодно, вплоть до убийства экономически бесполезных людей или принципов блатной «морали», или объявления браком сексуальных извращений. Но людям от этого лучше жить не будет. Наоборот, они будут скатываться все больше в духовное опустошение, отчаяние, уныние. Именно это сейчас и происходит. Совесть не обманешь — она «настроена» именно на те вечные нравственные нормы, которые даны вечным Богом.

8. Уважаемый протоиерей Всеволод, вот такая ситуация в мире — экономика стала глобальной, антихристианские законы подавили Европу и США. Мир уже просто утопает в своих грехах. Конечно, каждый христианин знает, что когда-то уже на Земле придется отвечать нам за грехи свои. Мы проживаем период апокалипсиса, это сейчас у всех на устах. Имела честь написать письмо его Святейшеству Патриарху Кириллу как смогла то, что печать зверя — чипизация — уже реальность, законом президента США Барака Хусейна Обамы все граждане США к 2016 году должны будут вживить себе в руку или лоб чип, который заменяет имя, деньги и позволяет не только следить за человеком 24/7, но и управлять посредством электроники. Понимаю, что Патриарх занят сейчас 1025-летием Крещения Руси и не может всем ответить, поэтому пишу Вам, это нужно обличать и не допустить в России. У нас уже тоже с чипами есть дети в стране! Как Вы прокомментируете это? Мне стало все это открываться 8 марта сего года (потом оказался день моей любимой святой Матронушки). Римский папа Франциск работал в лаборатории нанотехнологий и изучения головного мозга www.bachmannlab.com. В Ватикане эти технологии уже использовались. Спасибо. (Ксения, г. Осс (Нидерланды))

В уже упомянутом документе Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» говорится: «Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека».

Надо отметить, что многие православные христиане выступают против вживления электронных чипов в тело человека. Сейчас иногда пытаются объяснить, чем это удобно и полезно в плане коммуникаций и безопасности, но данная технология сделает максимально просвечиваемой всю жизнь индивидуума, включая его перемещения, контакты, любые граждански значимые действия. Особенно в случае, если чип будет считываться дистанционно.

Не очень понимаю Ваших слов относительно использования подобных технологий в Ватикане. Насколько мне известно, там этого не происходит. Но опасения верующих людей в связи с перспективой чипизации очень оправданы. Огромный объем информации, которая в результате может быть о человеке собрана, даст над ним огромную, страшную власть. И у тех, кто такую власть получит, наверняка возникнет искушение использовать ее для идеологического и политического контроля над личностью. Такой контроль может осуществляться в том числе на уровне «права», в которое сегодня некоторые круги пытаются заложить идеологизированные формулировки, например, о безальтернативности принятой на Западе политической модели.

Именно поэтому инструмент тотального сбора информации, если он окажется в руках тех, кто хотел бы построить жесткую идеолого-политическую систему, может оказаться очень опасен. В этом смысле тревоги автора вопроса вполне понятны.

9. Скажите, пожалуйста, а Вы бы хотели жить в православно-теократическом государстве? Государстве, где все с утра строем ходят на службу, а в воскресенье выстраиваются очереди на причастие; в государстве, где наука подменяться богословием, а ученые попами? Скажите, это Ваш идеал государства? А если нет, то каким должно быть идеальное государство по-вашему? (Артем, г. Москва)

Не думаю, что государство, которое Вы описали, когда-либо было реальным. Даже в православных монархиях — Восточной Римской империи, Российской империи и других — наука отнюдь не подменялась богословием, а ученые — священнослужителями. Хотя большинство ученых были верующими людьми, а многие священнослужители были образцом учености. Кстати, в этих государствах вполне нормально себя чувствовали и люди других религий, и неверующие, которых было немало, в том числе в элитах.

В то же время в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» упоминается, что «в древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, то есть богоправление. Однако по мере удаления общества от послушания Богу как устроителю мирских дел люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя».

Даже монархия воспринимается в этом документе с сожалением, как оставление богоправления. Но при этом констатируется, что государства, отказавшиеся от монархии, менее религиозно укоренены. В документе мы читаем: «Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствует об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом».

Впрочем, в том же документе говорится, что «государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется Богом».

Так что даже у государства, которое не связывает себя с верой, есть нравственная обязанность поддерживать добро и ограничивать зло. Я надеюсь, что такая задача современному государству вполне по силам. Мой идеал государства на сегодня — это такое общественное устройство, в котором церковная и светская власть свободно взаимодействовали бы друг с другом и где верующие люди могли бы жить по своей вере, выражая ее не только в частных делах, но и в общественном действии. Государство, в котором нравственные принципы, данные Богом, были бы основой права и уклада жизни.

10. Уважаемый председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин! Мне, как представителю российского общества, отцу и просто гражданину, интересно Ваше мнение о современной роли Русской Православной Церкви в расколе общества на верующих в партию власти и агностиков, которых сейчас стали называть иностранными агентами? Что или кто заставляет Патриарха Кирилла идти под политическими знаменами? Фото с сайта Патриархии. Так большинство лжепатриотов, призывающих граждан России любить все отечественное и верить в русскую культуру и ценности, часто ездят в заграничные турне, а многие проводят там больше времени, чем на Родине, привожу также свой вопрос на английском языке — языке международного общения, надеюсь, Вы поймете его и на русском.

Dear Chairman of the Synodal Department for Church and Society, Archpriest Vsevolod Chaplin! I, as representative of the Russian society, his father and a citizen interested in your opinion about the current role of the Russian Orthodox Church in the split of society into believers and agnostics, the party in power, which now became known as foreign agents? What or who makes the Patriarch to go under political banners?Photo from the website of the Patriarchate. (Гражданин РФ, г. Москва)

Я не думаю, что верующие присутствуют только в правящей партии, а агностики — только среди «иностранных агентов». У верующих и неверующих людей встречаются разные политические убеждения. Наша Церковь взаимодействует со многими политическими силами — как практически со всеми, представленными в парламентах, так и со многими в них не представленными.

И часто люди, в том числе представляющие политические партии, приходят на церковные и церковно-общественные мероприятия. Если кто-то вышел встретить Святейшего Патриарха с флагами России и одной из партий, то я не думаю, что стоит жестко ограничивать их публичное поведение, заставлять убрать флаги и так далее. Церковь и политические партии ведут диалог и взаимодействуют в делах, полезных обществу. При этом, как Вы знаете, есть очень ясное юридическое и смысловое различие между таким взаимодействием и избирательной политической поддержкой. Подобную поддержку Церковь ни одной политической силе или кандидату не оказывает. Если такие инциденты были в 90-е годы на местах, то сейчас их практически нет. Никакой агитации за ту или иную партию, никаких призывов голосовать за ту или иную партию, тех или иных кандидатов в храмах не ведется. Священники и труженики официальных церковных структур в этой агитации не участвуют. И об этом очень подробно говорится в документе Архиерейского Собора 2011 года «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах».

11. Как известно, Русская Православная Церковь признает канонические границы Грузинской Православной Церкви. По чьему благословению действуют многочисленные клирики Русской Православной Церкви в Абхазии, которые прямо расписываются в опубликованных в интернете документах, как начальники Троице-Сергиевой лавры — иеродьякон Дионисий Быстров, клирик Кубанской епархии протоиерей Александр Яблоков, клирик Почаевской епархии игумен Афанасий Ковальчук, насельник Валаамского монастыря иеромонах Василиск Лейба, клирик Майкопской епархии Иоанн Свинухов, клирики Приднестровской епархии Матвей Тужба и Далмат Гопия, священник из села Раменское Сергий, иерей Александр Борисов и прочие? Правда ли, что это воплощение проекта о «двойной юрисдикции», на которую якобы согласились в Грузинской Православной Церкви? Каково Ваше отношение по поводу вмешательства Вселенской Патриархии по вопросу действии на канонической территории Грузинской Церкви так называемой «Абхазской Митрополии»? (Давид, г. Тбилиси)

Да, Московский Патриархат с уважением относится к границам канонических территорий Поместных Церквей. Известно, однако, что в Абхазии после кровопролитной войны стало невозможным управление приходами со стороны грузинского епископата. Ситуация нуждается в каноническом урегулировании — с терпением, со стремлением к миру, с опорой на традицию Церкви и церковное право. На это потребуется время…

На этом фоне мне лично думается, что, если какой-то священник оказался на территории Абхазии и его просят помочь находящимся там людям в духовных нуждах, наверное, он может это сделать, испросив разрешения находящегося там канонического православного духовенства.

При этом хотел бы напомнить, что вопросами межцерковных отношений занимаются в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

12. Здравствуйте! Я православный христианин. Хочу задать Вам такой вопрос. Уже давно и открыто профессор МДА А.И. Осипов распространяет еретические мысли в своем учении. А он говорит от имени Церкви! (я имею ввиду ересь о «небесконечных» страданиях после смерти и т.д.) Почему Церковь не пресекает этого? Так не должно быть. Он обманывает своих малообразованных православных, и Церковью давно отвергнуто такое учение на Соборе. Почему Церковь молчит? (Игорь, г. Йошкар-Ола)

Я с уважением отношусь к Алексею Ильичу Осипову — одному из своих учителей. Впрочем, не случайно многие люди вступают с ним в дискуссию по ряду вопросов, что, как мне кажется, не должно быть причиной для обид или ссор.

Не секрет, что в течение XX века некоторые богословы, особенно жившие в эмиграции, в иноверном и инокультурном окружении, основываясь на очень немногочисленных высказываниях древних святых, несколько выбивавшихся из общей православной традиции, стали утверждать о всеобщем спасении и о том, что вечные муки противоречат Божию милосердию.

На мой взгляд, это стало уступкой саможалению некоторой части представителей общественного сознания XX века, а также грубым окрикам, периодически раздававшимся и раздающимся извне Церкви и требующим признать за грешниками и нехристианами некое право на спасение. Ответы на эти вопросы много раз были даны. Я не представляю себе, как человек, отвергавший Христа или заблуждавшийся, имея перед своим мысленным взором вместо Него кого-то еще — например, героев романа «Мастер и Маргарита» или рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» — сможет присутствовать в Царстве Небесном, где Господь будет явлен, таким, каков Он есть, а не таким, каким Его представляла редуцированная интерпретация христианства, учащая, что Бог якобы способен одобрить любой грех, любые взгляды и любое человеческое поведение.

Из Евангелия мы очень хорошо знаем, что это не так. Знаем мы и о том, что Господь говорит о «муке вечной» (Мф. 25:46), «вечном осуждении» (Мк. 3:29), а апостол Павел говорит о «вечной погибели» (2 Фес. 1: 9). Об этом же говорит и практически вся православная традиция, за некоторыми исключениями, о которых я упомянул и которые вряд ли могут считаться нормативными. В конце концов, если любой грешник и человек любых взглядов может войти в Царство Божие, не принося покаяние и даже отвергая искупительную жертву Спасителя, то зачем она приносилась?

Читайте, думайте, делайте выводы, а самое главное, просите, чтобы Сам Господь открыл Вам Истину, которая, на мой взгляд, существенно отличается от некоторых интерпретаций христианства, ставших уступками нехристианскому сознанию.

13. Уважаемый о. Всеволод! Общественные проблемы взаимодействия ислама и христианства, на мой взгляд, становятся все острее и сложнее... Скажите пожалуйста, для этих двух великих религий диавол один и тот же, или это разные прародители зла? А может мы — православные и мусульмане — по каким-то причинам становимся злом друг для друга…? Что может изменить направление векторов взаимного недовольства на противоположное? (Игорь, г. Москва)

Во многих религиозных традициях говорится о нечистых духах. Их существование известно и мусульманам. Но, конечно, нас объединяют не только знание о них, но и учение о Едином Боге и, в значительной степени, нравственные нормы.

Я надеюсь, что православные христиане и мусульмане будут всегда поддерживать друг друга в общей верности традиционной морали, в утверждении ее принципов, в отстаивании права религии на участие в общественной жизни. Да, есть вещи, которые нас разделяют, и главные из них относятся скорее не к богословию, а к попыткам некоторых людей, отождествляющих себя с исламом, жестко, силой, иногда через теракты доказать свою правоту и утвердить свой взгляд на жизнь. На это, конечно, нужно отвечать соответствующим образом, отвечать силой. Если только мы не хотим, чтобы христиане были лишены возможности исповедовать свою веру и жить по ней, как сейчас, к сожалению, происходит в некоторых регионах Ближнего Востока и Африки.

Я надеюсь, что мы сможем мирно обустроить нашу совместную жизнь так, как это было многие века и в России, и на том же Ближнем Востоке.

14. Можно ли считать нормальной конституцию, принятую во время беззакония и смуты? (Игорь, г. Москва)

Народ России в целом достойно живет при действующей Конституции, которой скоро исполняется 20 лет. И сама эта годовщина говорит о многом. Впрочем, нельзя не вспомнить, что конституционный процесс в 90-е годы происходил достаточно спешно, и, может быть, не все голоса были в должной степени услышаны. Некоторые утверждения, возможно, не совместились с реальной жизнью. Так, в Конституции было зафиксировано, что человек, его права и свободы являются в Российской Федерации высшей ценностью. В то же время мы знаем, что в некоторых случаях — вспомним хотя бы ситуацию в Чечне в начале 90-х — ради целостности государства приходилось жертвовать жизнями людей и в некоторых случаях ограничивать их свободу.

Возможно, когда-то нам удастся вернуться к серьезным размышлениям об идейных и правовых основах нашего государства, что помогло бы найти больший баланс между интересами личности и народа, к вопросам системной роли традиционных общественных организмов в жизни страны.

Кстати, некоторые общественные ассоциации уже давно ведут размышления над такого рода вопросами и над возможным будущим конституционного строительства. Это, в частности, Центр проблемного анализа и государственного управленческого проектирования, возглавляемый Степаном Сулакшиным, и Фонд конституционных реформ, возглавляемый Олегом Румянцевым — кстати, одним из авторов современной российской конституции. Будем надеяться, что эта работа не останется втуне.

15. Дорогой о. Всеволод, почему так складывается, что в 90-годы, когда епископат был небольшой, к епископам было проще попасть на прием, владыки были ближе к клиру и народу, пастве? Сейчас чуть не в каждом сельском поселении находится епископ, но попасть к нему просто нереально — или епископа на месте нет, или делопроизводители хамят, что людям уже и к архиерею и идти желания нет, это очередное отслоение общества или как? Спасибо Вам, что хоть Вы в интернете появились.(Сергей, г. Волгоград)

Я не уверен, что сейчас к правящему епископу попасть сложнее, чем в 90-е годы. Я прекрасно помню ситуацию в советское и раннее постсоветское время, когда один епископ иногда приходился на многие сотни приходов, и попасть к нему действительно было сложно. Сейчас, с созданием митрополий и новых епархий, эта ситуация принципиально меняется.

Новообразованные епархии значительно меньше по числу приходов, чем прежние. Епископы стали гораздо более доступны. Если где-то есть невежливый делопроизводитель или секретарь, об этом всегда можно епископу сказать. Да, действительно, часто бывает так, что церковные служащие бывают раздражены, у них может быть мало времени. Иногда приходится общаться с раздраженными людьми, которые приходят буквально каждый день с жалобами по разным темам — от состояния ЖКХ до глобальной политики, от времени начала богослужения до сложных богословских вопросов. Наверное, в этом случае нужно, с одной стороны, мягко урезонить человека, который не вполне адекватен, а с другой стороны — иметь больше пастырей и мирян, которые специально отводят время для общения с людьми, обращающимися в епархиальные управления. В 90 % случаев такого общения, кстати, достаточно. Вовсе не обязательно по любым житейским или административным вопросам обращаться именно к епископу.

Кстати, в интернете действительно на многие вопросы даются ответы, и с ними может ознакомиться любой человек.

16. Что означает в церковном календаре при указании для чтения глав Евангелия пометка «от полу»? Благодарю. (Вера, г. Воронеж)

Иногда зачала, то есть литургические чтения из Священного Писания, разделяются на две части, и вторая часть читается отдельно в связи с тем, что в этой части идет речь именно о том святом или священном воспоминании, которое совершается в определенный день богослужебного года. Это и называется «чтение от полу».

Откуда именно начинается чтение, отмечено и в богослужебном Апостоле либо Евангелии, и в церковных календарях, где дается упоминание глав и стихов каждого литургического чтения из Писания.

17. Почему на памятных камнях при закладке новых храмов по программе «200» в Москве в тексте, написанном церковнославянским шрифтом, указываются даты по новому стилю? Ведь это нарушает связь даты закладки с церковным календарем. Т.к. новый стиль, Бог даст, когда-нибудь отменят, либо в 2100 г. произойдет следующий сдвиг разницы до 14 дней с церковным календарем. (Павел, г. Москва)

Современный гражданский календарь стал реальностью. Многие православные люди — да практически все — употребляют его в быту. Даже на православных сайтах и в расписании богослужений, размещаемом при храмах, он активно используется.

В 2100 году он тоже никуда не исчезнет, — просто увеличится разница между григорианским и юлианским календарями. И, например, праздник Рождества Христова будет приходиться на 8 января нового стиля.

Нынешнему человеку, увы, непросто объяснить, почему дата закладки храма должна упоминаться в истории не по этому гражданскому календарю. Впрочем, нам не нужно забывать, вычеркивать из жизни юлианский календарь, неразрывно связанный с нашей богослужебной традицией. И чем чаще мы будем напоминать о нем и о его истоках современникам, тем лучше они поймут, что в Церкви дыхание вечности важнее, чем все веяния времени.

18. Прошу прощения за вопрос. Почему установленные суммы пожертвований неоправданно велики? Годовое поминание в монастырях Ярославля 800 рублей за имя, Ростова Великого — 400 рублей. Разговор о том, что эта цена услуги рекомендательная, но не обязательная, никто не рассматривает. К слову, РПСЦ поминает моих пра- и прапрабабушек за 300 рублей за записочку. Обидно, что многие пенсионеры и не только, не могут себе позволить желаемого. Благодарю. Спаси Вас Господь. (Мария, г. Ярославль)

Конечно, нужно входить в положение людей, особенно небогатых и живущих вдалеке от больших городов, тем более пенсионеров. Для Москвы 400 и даже 800 рублей — это стоимость не самого обильного набора продуктов, а для сельского жителя это гораздо более существенная сумма.

Да, потратить такую сумму раз в год даже небогатому человеку можно. Но все-таки лучше было бы делать так, чтобы к таким людям за церковными ящиками подходили с бОльшим вниманием, интересуясь, есть ли возможность сделать определенное пожертвование. Если нет — конечно, нужно совершить молитву, невзирая на размер пожертвования или даже на полную невозможность его сделать.

19. Почему Бог допускает зло и гибель детей? (Юлия, г. Москва)

С грехопадением зло, болезни, смерть вошли в мир. И последствия вины всего человечества не устранены из нашей жизни. Мы все виновны — от младенца до глубокого старца — и несем на себе последствия этой вины.

«Возмездие за грех — смерть», говорится в Священном Писании (Рим. 6:23). Но, несмотря на то, что физическая смерть присутствует в этом мире, вечная смерть побеждена смертью Спасителя. Он открывает человеку дорогу в вечную жизнь. И мы не знаем, когда человеку лучше перейти порог вечности, чтобы войти в жизнь, а не в бесконечное осуждение. Некоторым, наверное, лучше перейти эту грань в юном возрасте, даже в младенческом, кому-то — позже.

20. О. Всеволод, добрый день! Сегодня возглавляемый Вами отдел ведет активное развитие программы адаптации мигрантов в России. Расскажите, пожалуйста, как родилась подобная идея, кто был ее инициатором, какие государственные органы власти являются Вашими партнерами в данном деле, какие направления деятельности она охватывает и какие перспективы Вы видите у данной программы? Особо интересен такой момент: почему Православная Церковь в России занимается культурной адаптацией в большинстве своем инославных мигрантов? С уважением, Давид, г. Москва.

Инициатива была совместной. Есть немало священников и мирян, которые работают с мигрантами, есть представители Федеральной миграционной службы России и других государственных ведомств, которые проявляли интерес к церковной работе с мигрантами, говорили о ее желательности. Есть зарубежный опыт, в частности, Католической Церкви, которая занимается инкультурацией и духовным окормлением мигрантов в самых разных странах в течение многих лет. В свое время я взаимодействовал с Комиссией Церквей по мигрантам в Европе, которая была создана протестантскими и православными общинами и в прошлом десятилетии влилась в структуру Конференции Европейских Церквей.

Так что для христиан естественно работать с мигрантами — это связано и с традицией странноприимства, и с желанием помочь людям адаптироваться в обществе, значительную часть которого составляют христиане, и, конечно, миссия.

Следует заметить, что значительная часть мигрантов, приезжающих в Россию, — это православные христиане — украинцы, молдаване, белорусы. Многие православные люди приезжают извне и в те же Белоруссию и Украину.

Да, значительная часть мигрантов — это инаковерующие и неверующие люди, но и на них вполне может и должна распространяться наша готовность помочь, наша забота, стремление сделать так, чтобы эти люди не чувствовали себя чужими среди православных христиан, понимали бы наш язык, знали бы о православной культуре, о правилах поведения, принятых в нашем обществе.

Если кто-то услышав о Христе, примет Его, мы этому, конечно, будем рады.

Как я уже сказал, нашим партнером в работе с мигрантами является прежде всего Федеральная миграционная служба России. Работаем мы и с общественными организациями, с региональными властями. В целом ряде субъектов федерации возникли курсы по обучению мигрантов русскому языку и знакомству их с русской культурой, в том числе с религиозными традициями страны. Очень хороший опыт накоплен, в частности, на Ставрополье. Создано учебное пособие под названием «Просвещение», объединяющее в себе уроки русского языка и рассказ об истории и культуре нашей страны. Надеюсь, что эта работа принесет добрый плод и не останется без награды у Господа.