По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Иерей Сергий Романов отвечает на вопросы рыбинцев

Разное

Как правильно поставить в храме свечу и зачем это вообще нужно?

Чтобы ответить на первое, надо сначала разобраться со вторым, т.е. понять: для чего «это вообще нужно»? Свеча церковная несёт в себе одновременно несколько смыслов. Это и материальная жертва на храм, и символ нашей молитвы, и напоминание о том, что также ярко как горит свеча, должно пламенеть любовью к Богу наше сердце. Вообще, обычай возжигать свечи при богослужении возник ещё в глубокой древности: в ветхозаветной скинии Моисеевой, потом в храме Иерусалимском. Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Богу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то такая жертва напрасна, свеча теряет свой смысл. Если человек хочет поставить свечку, то он должен прийти до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине или концу, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других от молитвы. Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем уже поставит свою свечу. Наша ошибка бывает в том, что часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполним этим самым свой долг. Как будто свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям. В таком состоянии возжигать свечи является прямым кощунством! Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу!

Как правильно подать записку в Церкви и за кого нельзя подавать?

Поминальная записка – это разновидность общей молитвы, молитвенное усилие помочь дорогому для нас человеку: живому или усопшему. Искренняя молитва привлекает благодать Божию, как на молящегося, так и на того, за кого молятся. В храмах есть специальные бланки: «О здравии» или «О упокоении», в которые мы вписываем в родительном падеже имена тех, за кого желаем помолиться. Имена, данные при Крещении, указываются полные, не в уменьшительно-ласкательном варианте: Колька, Петька, Танюша и т.д. Имя пишем в церковной форме, напр., не Ивана, а Иоанна; не Ульяны, а Иулиании. Если не знаем, как правильно написать, то в храме есть свечница или приходской консультант, который может в этом вопросе помочь. Когда пишем имена детей, то тоже не уменьшаем: напр. «Сергия», а не «Сережи». До 7 лет ребенок - младенец, с 7 до 14 - отрок. Поэтому в записке указываем сокращенно перед именем ребенка: «мл. Сергия»; «отр. Павла». Имена священнослужителей пишут первыми, перед ними указывают сан полностью или сокращённо, напр.: «архиеп. Гурия», «прот. Николая». Также к имени в записке можно при необходимости указать на положение человека в данный отрезок времени и приписать, например, следующее: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина». Перед именами жи­вых, хотя и крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблуд­шего». Не надо перед именем писать то, что указывает на душевное или житейское состояние человека: «озлобленного», «одинокого», на нравственное состояние: «девицы», на профессию: «директора», «водителя» и т.д . В заупокойных записках пишут «новопреставленного» (в тече­ние 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день память), «убиенного воина». Записки в храме не подаются за тех, кто не является членом Пра­вославной Церкви: некрещеные, инославные (католики, протестанты), иноверцы (мусульмане, иудеи, буддисты и пр.), а также за само­убийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церков­ное поминовение), за атеистов, хотя и крещёных.

Какие свечи в храме «помогают» больше: толстые и дорогие или тонкие и дешёвые?Ваш вопрос напоминает ситуацию, когда больной приходит в аптеку и спрашивает: «А какое лекарство лучше помогает: за 100 рублей или за 200»? Как будто то, или иное лекарство в единственном роде является источником здоровья! И как в лечении многое зависит от степени заболевания, от правильности поставленного врачом диагноза, а также от желания больного выздороветь, готовности следовать инструкциям доктора, так и в ситуации со свечами. Не сами по себе свечи «помогают» или «не помогают», не их толщина, не их количество, а более глубокое отношение к Церкви, искренняя молитва, без суеверий, без потребительского подхода являются решающим фактором в наших действиях. Можно хоть сто свечей поставить, толку не будет, если жизнь человека при этом ни в чём не меняется.

Встречаться с парнем до брака можно?

Можно, только осторожно! Осторожность должна быть обоюдной, ведь молодость порой не знает границ, не чувствует где может возникнуть опасность. У некоторых прямо, как говорят, «крышу сносит» от влюблённости. И начинаются тогда всякие серьёзные проблемы: разочарования, душевные муки, болячки (в том числе венерического характера), ссоры с родителями, потеря смысла жизни, не желание вступать в брак в будущем и т.д. Причина - ранние половые связи, для которых юный человек не созрел в принципе: ни духовно, ни физиологически, ни морально, ни материально, никак! Молодых надо готовить к будущему браку с детства и кто, как не родители этим обязаны заниматься! Не школа, не «секспросвет», не психологи, а именно родители! Если родители не займутся, то это сделают другие: телевизор, интернет, улица, компания и прочие. Культуру добрачных отношений надо знать, изучать, спрашивать поживших людей, стариков. Но, к сожалению, этой культуры некоторые и из старшего поколения не знали, потому и научить не могут. Но незнание не освобождает от ответственности, и приходиться тогда учиться на горьких ошибках. А вот привитие ответственности и есть то главное, что может уберечь молодых от ошибок, порой непоправимых.

Разве грех играть в карты или другие азартные игры?

Сам по себе азарт связан часто со страстью соперничества, и он может проявляться в любой игре, даже самой невинной. Из этого не следует, конечно же, что никакие игры неприемлемы для христиан, иначе мы во многом обедним досуг верующего человека и детей в частности. Но надо в любой игре приучаться к готовности уступить, не обижаться на победившего, смириться со своим проигрышем и т.д. Есть игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы и прочие, а есть спортивные состязания…Игр много, но мы должны сами смотреть: что может повредить нашей душе и в какой мере, а что вполне допустимо! Насчёт карт – это отдельная история. Во- первых, карты – игра уголовников, во-вторых, имеет она оккультный оттенок, в третьих – это кощунственная пародия на страдания Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Если мы внимательно посмотрим на знаки карт и при этом вспомним, какие издевательства претерпел Сын Божий, с помощью каких орудий Он был мучим, то картина нам откроется ужасная! Ответ здесь такой: карты - не приемлемы для христиан!