Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Игумен Николай (Шишкин). Святоотеческая письменность о монашестве

Служение Патриарха

23 ноября 2015 года в стенах Спасо-Яковлевского Димитриевского мужского монастыря г. Ростова Великого прошла научно-практическая конференция "Монастыри и монашество". На конференции выступил проректор по научной работе Ярославской духовной семинарии игумен Николай (Шишкин) с докладом "Святоотеческая письменность о монашестве".

 

Впервые широко о монашестве высказался свт. Афанасий Великий, описавший жизнь прп. Антония Великого. Кстати, этот писательский опыт положил начало агиографии, как самой проникновенной и желаемой странице святоотеческой мысли.

 

Семантика слова «монах, монашество» восходит к слову «Монос» (греч) – один; самостоятельно что-то делающий; живущий отдельно от других. Вообще, цивилизованный мир до появления анахоретов в Палестине и Египте не знал явления, подобного этому. Да, существовали весталки, были буддийские монахи (кстати, в буддизме нет никакого монашества, просто есть желание сконцентрироваться в определенное время жизни на чем-то конкретном, рационально выверенном, будь то нирвана или определенные достижения в йоге). В этой связи необходимо заметить, что слово «монашество» без слова «христианство» не употребляется.  Как пишет сщмч. Иларион (Троицкий): «Христианства нет без Церкви»; мы можем определенно сказать: то, что мы вкладываем в понятие «монашество» не может существовать вне христианства. Пожалуй, это и будет основной темой нашего небольшого доклада.

 

Как пишет игумен Никон (Воробьев): «Монашество принимают, вернее должны принимать тогда, когда ясно представляют значение монашеской жизни и всей силой души желают идти по иному пути, отличающемуся от пути мирского. Отсюда и название – инок, инокиня. Они должны стать иными, чем были в миру».  Из приведенной цитаты можно определить происхождения слова «иночество». Возникает вопрос: для кого и для чего нужно становиться иным? Для чего люди оставляют мир со всеми тревогами, печалями, но и радостями. В 48-мой ст. V главы Евангелия от Матфея написано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». В одном из своих писем свт. Иларион (Троицкий) поднимает вопрос о монашестве и христианстве, об их единстве по существу. Напомним, это письмо датировано 1915 годом, назревали революция и обновленчество, от  предрассудков до полной хулы на монашество был всего лишь шаг. «Предрассудок против монахов, монашества лукав потому, что думают, что христианский идеал во всей его высоте обязателен и нужен только монахам, а мирянам… ну а мирянам нужно что-нибудь более сходное, более легкое. «Мы не монахи!» -  этим объясняется и извиняется для мирян всё. Я даже в отчете об одном из сенсационных судебных процессов читал любопытную подробность. Допрашивают одного джентльмена, изменял ли он своей жене и часто ли. Он отвечает: «Конечно, монахом я не жил». В этом же письме сщмч.  Иларион с горечью добавляет, что «у нас стало два христианства, два христианских идеала: один для монахов, другой для мирян… Итак, одно христианство или два? Един ли Христов идеал или различен? Ведь идеал – бесконечность, а бесконечность всегда себе равна… Христос ведь учил не монахов, а всех людей и учил одному».

 

Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что одно требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет. Во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Например, Господь сказал: «Горе смеющимся» (Лк. 6, 25), не прибавил: «монахам», но вообще всем положил это правило. Святой Иоанн Златоуст совершенно ясно и убедительно показывает именно единство идеала Христова. Перед этим идеалом все равны: и монахи, и миряне. «Поэтому извинять себя в чем бы то ни было присловьем: «Мы не монахи», - есть полнейшее непонимание сущности христианства, просто недомыслие», -  продолжает свою мысль свт. Иларион.

 

Нам необходимо разобраться, в чем же заключается этот иноческий путь, почему люди избранные в определенный момент своей жизни уходят от мира, живя вроде бы в христианском обществе? В чем отличие тех людей, которые дают монашеские обеты от просто людей безбрачных?

 

Господь говорит: «Не любите мира и того, что в мире… Я победил мир». Сравнивая языческий мир, который победил Христос и нынешнее христианское общество мы найдем очень мало отличий и напомним, что прошло две тысячи лет, а христианское общество все более утрачивает тот идеал, к которому оно должно стремиться. Люди, выбиравшие в древности и выбирающие сегодня «иной путь», видимо, не утратили еще тоски по идеалу христианства,  почти всеми отвергавшемуся тогда и отверженному сейчас. Как в древности анахореты уходили в пустыню не для того, чтобы проклинать и осуждать мир людей, а отвергнуться мира страстей и пагубы, таким же образом и сегодняшние люди, пожелавшие идти по иному пути, не должны осуждать рядом живущих людей (мир перенаселен), а добиваться внутри себя того же идеала, который был так возлюблен древними.

 

Иногда мы слышим, что монашество приняли с тем, чтобы заниматься наукой, богословием или узнаем, что кто-то принял обеты ради карьеры в Церкви. У таких людей хочется спросить: о какой науке и о какой карьере в Церкви может идти речь вообще? Истинная карьера в Церкви – спасти свою бессмертную душу, а истинные богословие и наука это приличествующая нормальному христианину жизнь, т.к. «богословие», не подтверждаемое плодами подвижнической жизни, живет на страницах Святого Евангелия: здесь и «соль несоленая», и «смоковница, не дающая плода». Вот почему Великий святитель Василий, прежде чем вступить в страшнейшую войну со змием арианства, стремился в пустыню и жил там. Вот почему святой Афанасий Великий, гонимый своими же, христианами, жил в пустыне с монахами. Именно в пустыне великие святители и администраторы Церкви обретали подлинно христианскую жизнь, а вместе с нею и сокровенное знание о тайнах Святой Троицы, Личности Спасителя и тайнах мироздания. «По плодам их узнаете их».

 

Именно в монашеской среде как истинно христианской эти люди начинали жить в Боге, забывая о времени и пространстве. Возвращаясь в мир, они писали о том, что и время, и пространство – всего лишь твари Божии и больше ничего. Писали о том, что каждый человек заключает в себе всю Вселенную, тем самым раскрывая понятие  наших образа и подобия Божия. Мы уверены, что «Шестоднев» свт. Василия Великого как самая труднопонимаемая вещь в христианстве могла быть написана только в подлинном христианском обществе людей, объединенных одним – бесконечной любовью ко Творцу и Спасителю и мира, и человека от неминуемой погибели.

 

Как никто другой раскрыл суть монашества свт.  Игнатий (Брянчанинов), писавший: «Монахи суть те христиане, которые оставляют все по возможности земные занятия для занятия молитвой – добродетелью выше всех добродетелей, чтоб посредством ее соединиться воедино с Богом, как сказал апостол: «прилепляйся Господеви бывает един дух с Господом».

 

«Сравните подвиг монашества с подвигом мученичества. Это один и тот же подвиг в разных видах. И мученичество, и монашество основаны на одних и тех же изречениях Евангелия», - пишет святитель Игнатий.

 

Святой Иоанн Лествичник определяет монаха так: «Монах – тот, кто держится единственно Божиих уставов и Божия Слова. Во всякое время, на всяком месте, во всяком деле».

 

Вообще, вся святоотеческая письменность на 99%  в той или иной степени монашеский опыт. Это великое Предание Церкви, которое у нас догматически находится вровень со Священным Писанием. Говоря о Священном Писании можно говорить о том, что оно богодохновенно и только. О Священном Предании же так сказать нельзя. Антропоморфный момент в творениях святых отцов присутствует очень явственным образом, и, думается, богодохновенность Священного Предания именно и определяется ее антропоморфностью, так как желание стать истинным христианином, стать слугой Спасителя вечности, исходит здесь именно от субьекта. Здесь налицо устремление падшего человека к Богу, направившего  к нему все помыслы, желающего спастись.

Возвращаясь к тому, что было написано выше, необходимо сделать вывод, что мир, даже христианский, так и не смог вместить Христа, так и не понял ни Его, ни Евангелия. Величайшую потребность искренней молитвы человек-христианин заменил «вычитыванием и выслушиванием», жертвенную любовь друг к другу мы заменили отвратительными дежурными улыбками так называемой вежливости и правилами приличия, смысл заповедей Блаженства, предварительно утратив, заменили смиренничаньем, игрою в кротость и добродетель, а также некоей десятиной. Заповеди Декалога  если исполняются, то только благодаря Уголовному кодексу. Участие, сострадание к жизни ближнего христианское общество заменило социальными программами. В общем, создано абсолютно всё для того, чтобы отвлечь человека от богосозерцания и богопознания. Существует целая индустрия видимого, наружного поклонения Богу, так называемого «наружного благочестия».

 

Преподобный Макарий Великий пишет в своем «Первом слове»: «Вниди ты, кто бы ни был, сквозь непрестанно возрастающие в тебе помышления к военнопленной и рабе греха душе твоей и рассмотри до дна мысли твои и глубину помышлений твоих исследуй, и узришь в недрах души твоей ползающего и гнездящегося змея, убившего тебя отравой частей души твоей. Неизмеримая бездна – сердце. Если убьешь змея, то похвались пред Богом чистотою твоею; если же нет, то смири себя, молясь, как немощный и грешный о тайных твоих Богу… Этот злой враг всего человека душу и тело осквернил и обезобразил; он облек человека в ветхого человека, оскверненного, нечистого, богопротивного, неповинующегося Закону Божию, т.е. облек его  в самый грех, чтоб человек уже не видел, как хочет, но видел страстно, чтоб слышал страстно, чтоб ноги имел устремленными к злым делам, руки к творению беззакония, сердце к помышлениям злым. Но мы (монахи – и.Н.) молимся Богу, чтоб Он совлек с нас ветхого человека, так как Он один может отъять от нас грех, потому что пленившие нас и держащие в своей власти крепче нас, а Он обетовал освободить нас от этого рабства».

 

Великие духовные трезвенники и писатели прпп. Филофей и Григорий Синаиты, Симеон Новый Богослов, Варсонофий Великий, Пахомий Великий, Исаия и Макарий Египетские, Феолипт Филадельфийский, Григорий Палама, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, наши Нил Сорский, Паисий Величковский, Серафим Саровский в один голос пишут и завещают о необходимости непрестанной молитвы для всех христиан,  не только для монахов, во имя избавления от пут пагубного змия. В настоящее время основная масса христиан перестала верить в его существование, а стало быть, в вытекающее отсюда же учение о телесном воскресении Спасителя. Никто не хочет уже нового человека, обновленного во Христе. Жажда наживы и развлечений объяла весь мир, в том числе мир, идентифицирующий себя, как  православный.

 

Именно сейчас слова святых отцов о монашеском делании и о той роли, которую должно сыграть монашество в апокалиптические времена, важны как никогда. Популяризация святоотеческой мысли по этому поводу приводит к определенным результатам: люди, как и в древнеримские времена, через слова носителей Духа Божия, прошедших монашеский искус, начинают адекватно воспринимать свое положение в мире, видеть неприглядность своего духовного состояния, приходят к самому главному – нужде в Спасителе, -  это уже даже не второе и не третье Крещение мира, а энное.

В заключение хотелось бы привести слова святого Диадоха, епископа Фотики что в Эпире: «Благодать скрывает свое присутствие в крещеном, дожидаясь первого шага души; но когда весь человек обратится к Господу, тогда Благодать открывает свое присутствие сердцу через невыразимое словами переживание… А если человек начинает свое продвижение,  соблюдая заповеди и непрестанно взывая к Господу Иисусу, тогда огонь Святой Благодати проникает равно и во внешние чувства сердца…».

  Вот налицо опыт всей жизни монаха, заключенный в двух-трех фразах, а об этом написаны тясячи томов. Если мы хотим спасти Россию и отдалить как можно более  все-таки неминуемый конец видимого мира, нам необходимо первостепенное внимание к возрождению монашества не на словах, а на деле; и, как это было в давние времена, народ Божий пойдет за подвижниками, а не за «младостарчеством», стоящим сейчас бетонной стеной между Христом-Спасителем и народом Божиим.

 

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
15.2.2019
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.
Анонсы богослужений
07.2.2019
Анонс богослужений епископа Вениамина на 9-10 февраля
9 февраля (суббота) - Литургия в Исааковой Рождество-Богородицкой пустыни (д. Пустынь, Первомайский район). Начало архиерейского богослужения -...
Анонсы событий
05.2.2019
СA VA - Кинематограф, литература, английский - новый проект для всех, кто хочет знать больше
ÇA VA: CинемАтограф. Vитература – это новый проект который был организован совместными...
Объявления
05.2.2019
Школа развития "Три дельфина" объявляет дополнительный набор учеников
Речь, мышление и мелкая моторика руки - три компонента, которые тесно связаны между собой. Именно на этих принципах и основывается методика...
Комментарий дня
09.12.2018
В.Р. Легойда: Эдуард Бояков способен пробудить в молодежи интерес к христианским смыслам
Москва, 8 декабря. Выступая в эфире программы «Светлый вечер» на радио «Вера», председатель Синодального отдела по...
05.12.2018
В.Р. Легойда: Подвиг новомучеников — пример истинного следования заповедям Христа
Москва, 5 декабря. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда принял участие в Научно-практической...
Паломничество
15.2.2019
Паломническая группа из Рыбинской епархии на Святой Земле. День второй. Иордан
Второй день паломничества группы Рыбинской епархии по Святой Земле был также отмечен посещением реки Иордан.
14.2.2019
Паломническая группа из Рыбинской епархии на Святой Земле. День второй. Иерихон
Во второй день паломничества по Святой Земле группа из Рыбинской епархии побывала в Иерихоне и его окрестностях.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей