Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Протоиерей Дионисий Растопчин, Елизавета Козлова. Молога – изломанная судьба или Божье благословение?

Служение Патриарха

Начало XX века кардинально изменило многое и в судьбе России, и в истории отдельных ее регионов. Так, более 70 лет назад ушли под воду самого большого на нашей Родине искусственного озера города, монастыри и села Мологского края. Исчезли с карты 6 монастырских ансамблей, 6 крупных городов и более 900 деревень и сёл. Но память о них не исчезла вместе с ними. Об их значимости в нашей современной жизни сегодня, спустя десятилетия после этих печальных событий, рассказал читателям протоиерей рыбинского Спасо-Преображенского собора Дионисий Растопчин.

- Можно ли считать хоть в какой-то мере оправданным то, что в советские годы люди сделали с той территорией, на которой теперь находится рыбинское рукотворное море?

- Если говорить об отношениях человека с природой, то можно вспомнить данную в Библии Божью заповедь о том, что человек должен распространять рай вокруг себя, через труд нести райское благополучие на всю землю. На то, что земля была благоустроена, тоже есть указания в Библии – например, израилетяне входили в сказочно плодородную Землю обетованную: "В ней подлинно течет молоко и мед". А после, когда народ отверг Своего Господа, земля эта стала пустынна и бесплодна. История свидетельствует нам и о том, что многие пустыни Африки и Средней Азии были некогда богатейшими плодородными землями. Но, как мы видим,  по воле человека там теперь пески и безлюдность. А значит это, что человек что-то не исполнил, что вместо исполнения библейского завета вмешался грубо в процессы, происходящие на земле. И плодороднейшая земля, кормившая многие поколения, прекратила вообще всякую свою плодородность.

И сейчас мы хорошо видим, что некоторые растения или животные исчезают. Все больше их видов заносятся в Красную книгу. Это подтверждает, что вместо исполнения заповеди в отношении своей земли человек постоянно нарушает ее.

Думаю, в отношении Мологи произошло то же самое. Человек взялся за переделывание природы своими силами, без Бога. Мы ведь помним, что как раз 30-е годы – это время войны с Богом, войны с верой, с самим осознанием того факта, что человек есть создание Божие и часть Божественного промысла, время уничтожения всего, что напоминает о Боге. И в конце концов это привело к тому, что человек почувствовал себя властелином земли – и на этой земле он стал творить то, что ему было угодно. Вне зависимости от того, будет ли полезно это в будущем.

Так, в 1935-м году было принято решение о постройке большой, мощной гидроэлектростанции. Нашли место, решили, что именно вот здесь будет огромное искусственное море. А для того, чтобы море было – нужно людей выселить. Может быть, кто-то и преследовал отрицательные цели по отношению к жителям в будущем затопленных земель, но в основном проблема оставалась исключительно технической. Партия сказала «Надо!», значит, должны исполнить. И вот это бездумное исполнение и превратилось для переселенцев в настоящую трагедию. Были 40-41-й годы, все происходило буквально накануне начала Великой Отечественной войны. Были созданы программы помощи переселенцам, но они не смогли исполниться в силу наступившей войны.

 - Решение принесло непредвиденные последствия?

- Да, такой момент присутствует. Потому что все делалось без Бога. ... Разрушенные жизни, несчастные семьи, затопленные угодья – знаменитые заливные луга, более 3000 километров лесов стали печальной реальностью… А для нас, верующих, трагедией стали и уничтоженные святыни, монастыри. Три монастыря, хорошо нам известные и как святыни, и как ресурс крепкого сельского хозяйства и в XIX, и в XX веке. Ведь и Мологский монастырь, и Леушинский монастырь, и наша рыбинская Югская пустынь организовывали общины, артели, которые по эффективности своего труда зачастую превосходили колхозы.

Уничтожение таких общин, где люди трудились на совесть, поддерживали друг друга, и привело к тому, что в итоге и колхозы перестали быть той социальной единицей, которая вдохновляла человека на труд. А получили мы в итоге ситуацию: «Все вокруг колхозное, все вокруг мое – что хочу, возьму, а вот труда своего, души своей в общие дела уже не вкладываю». Такую ситуацию уже и я в юности застал. Произошло разрушение менталитета хозяйственника. Именно в 30-е годы и было заложено начало этого процесса. Итогом сейчас стали наши заброшенные поля, упадок сельского хозяйства... А вокруг столько угодий, которые нужно возделывать, восстанавливать!

- В 2013-м году Дума всерьез рассматривала проект осушения Рыбинского водохранилища. Но отклонила его. Как Вы считаете, это правильное решение?

- С этим решением я соглашусь. Мы должны хранить память. И использовать это море пока лучше так, как оно есть. Стоит изучать эти вопросы и взвешивать принимаемые решения. Причем принимать их должна независимая комиссия, не заинтересованная в определенной  судьбе водохранилища, но изучающая подобный опыт. Одной из задач, помимо строительства ГЭС, являлась судоходность Волги. И как раз после устроения ГЭС эта проблема была решена. Столь масштабные задачи надо решать в комплексе, учитывая технические, экономические, экологические, духовные и другие вопросы. И очень внимательно относиться к возможным последствиям, как положительным, так и отрицательным.

Разумеется, эти проблемы – экологические, экономические – решать не нам, священникам. В нашей компетенции другие вопросы. Как относиться к поминовению тех, кто остался там, под водой? Конечно же, совершать панихиды. В любом храме, но можно и выехав на те места, где стояли  раньше ныне затопленные монастыри, можно поставить поклонные кресты на берегу… Рыбинское море для нас – это место поминовения тех, кто вложил свою душу в устроение тех земель, тех городов, монастырей и храмов. Но самое важное ведь это не просто прийти на определенное место совершить панихиду. Самое важное – помнить, что подвигло людей на создание этих монастырей и храмов, как они трудились. Из этого можно сделать большие выводы.

По воспоминаниям очевидцев, еще заставших тот край в его расцвете, богатство тамошних земель сопоставимо было с добросердечием их жителей, с атмосферой той благодати, которые распространяли, точно цепную реакцию, монастыри, монахи. И люди, пришедшие извне и насаждающие зло, в свою очередь, тоже получили некую цепную реакцию. И многое в итоге оказалось утеряно, разрушено.

И война, случившаяся после, призвана была отчасти восстановить разрушенное и утраченное людьми. Ведь во время войны люди заново научились ценить друг друга. Недаром в некоторых ситуациях и на войне могли пожалеть даже врага, проявить милосердие к пленному, понимая, что то, что он делал, зачастую он делал не по своей воле. И мы знаем тысячи примеров, когда с пленными, несмотря на собственные тяготы, делили кусок хлеба.

- Но ведь воспоминания о Мологе – это не только печальные воспоминания?

- Конечно, нет. Можно говорить не только о проблемах и сложностях. Можно вспомнить о красоте тех  мест, о своих предках, которые там жили, о лучшем, что может дать потомкам хорошие нравственные ориентиры. Преодоление трудностей будет всегда. Но человек должен помнить, что если он не преодолевает трудности – он не станет настоящим человеком.

Но есть разница между трудностями, которые создаем себе мы сами, и трудностями, которые созданы обстоятельствами. И вот трудности вынужденного переезда, выселения, смены всего жизненного уклада – это как раз обстоятельства, которые закаляют человеческий дух. И преодолев их, люди не стали озлобленнее. Они остались людьми. И передали своим детям, внукам бережное отношение и к земле, и к своему дому.

Поэтому Молога – это Божие попущение за то, что люди отказались от Бога. Им были попущены обстоятельства, которые помогли людям через трудности стать лучше, стать ближе к Богу. Мологжане – сейчас уже их потомки – встречаются, Мологское подворье превратилось в музей, в их жизни активно участвовали и священники, что тоже очень сближало. Это тоже пошло всем на пользу, помогая сохранить дух православия. Поэтому, говоря о Мологе, мы говорим о некоем благом промысле Божием, который проводит не только человека, но целую систему через испытания от отрицания Бога к его принятию, к пониманию Его воли. Если Бог на первом месте, все остальное - только технические вопросы, которые решатся непременно.

И главный вывод для нас в памяти о Мологе – не забывать о том, что человек должен искать рай, возделывать землю так, как если бы это была райская земля, и это невозможно без Бога. Как только человек лишается Бога, он лишается рая и самого понимания того, чтобы было хорошо и ему, и всем, кто рядом с ним.

Пресс-служба Рыбинской епархии

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
19.2.2018
Святейший Патриарх Кирилл назвал страшным и циничным преступлением убийство прихожан храма в Кизляре и молится о погибших
18 февраля 2018 года, около 16.00, по окончании вечерни с чином прощения, на территории собора в честь святого великомученика Георгия Победоносца в...
Анонсы богослужений
18.2.2018
Анонс богослужений епископа Вениамина на 19-22 февраля
19 февраля (понедельник) - Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (г. Рыбинск). Начало...
Анонсы событий
19.2.2018
Региональный фестиваль проектов «Российский доблестный благочестивый адмирал»
24 февраля состоится региональный фестиваль проектов «Российский доблестный благочестивый адмирал».
Объявления
18.1.2018
Кафедра теологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского приглашает выпускников
В Ярославском Государственном Педагогическом Университете имени К.Д. Ушинского на педагогическом факультете действует направление...
"Хорошо дома"
14.2.2018
Вторая встреча из цикла «Хорошо дома»
25 февраля (воскресенье) в галерее Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Рыбинска состоится вторая встреча из цикла «Хорошо...
Комментарий дня
12.2.2018
Щипков: Важно, чтобы Священное Писание было актуально и в сегодняшнем мире
Москва, 12 февраля. Комментируя слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им во время проповеди в день его интронизации 1 февраля, о том, что...
22.1.2018
Щипков: Виртуализация экономики несет угрозу человеческой свободе
Москва, 22 января. Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, выступая на...
Паломничество
13.2.2018
Приглашаем в лыжный поход на родину преподобного Серафима Вырицкого
16 февраля  Паломническим отделом Рыбинской епархии организуется поход на лыжах к месту рождения преподобного Серафима Вырицкого.
07.2.2018
В Рыбинске началась подготовка к благотворительной акции «Белый цветок»
Проведение весенней акции  намечено на 7-14 апреля 2018 года.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей