Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Протоиерей Димитрий Чистюхин: К вопросу взаимоотношений Церкви и государства и места и влияния Церкви в обществе в России XX в.

Служение Патриарха

 

Прежде чем приступить к рассмотрению проблемы  взаимоотношения Церкви и Государства  и положения Церкви в обществе в ХХ в., необходимо обратить внимание на события, предшествующие исследуемой эпохе, но во многом определившие пути развития России.

Это, во-первых, церковный раскол середины XVIIв., когда «разгром Боголюбцев патриархом, а затем падение самого патриарха Никона, в корне подорвало силы сторонников оцерковления Руси, раздробило и ослабило церковно-консервативное крыло русского общества и умалило влияние Церкви на государство». И была открыта дорога «для быстрой секуляризации страны»[6,с.260].

Во-вторых,  реформы, осуществлённые в начале XVIIIв. Петром Великим, когда на российскую почву привносятся новые формы  взаимоотношения Церкви и государства, которые вытесняют унаследованную от Византии «идею соподчинения целей государства и Церкви, теснейший союз или симфонию между двумя этими учреждениями, при юридической независимости того и другого»[12,с.12]. После отмены Патриаршества и учреждения Св. Синода  «Светское правительство стало смотреть на Церковь не как на высочайшую святыню народа, а как на одну из подпорок государственного аппарата, нуждавшуюся в опеке и надзоре» [3,с.9].

Ещё более важным следствием Петровских реформ явился уход культуры из сферы влияния Церкви и вступление обмирщённой культуры в конкурентную борьбу с Церковью. В русской культуре, по определению академика Панченко, появляется феномен «светской святости». Когда место духовных наставников нации занимают писатели и поэты. В творениях писателей и поэтов, как прежде в трудах Отцов Церкви, образованные слои общества ищут ответы на животрепещущие проблемы бытия.

 Сначала идеи «светской святости» воспринимаются высшими слоями общества, которые с петровских времен усваивают плоды европейского просвещения, а затем «постепенно проникают и в народ»[10,с.138]. Книги Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского, Толстого, «подобно творениям отцов Церкви, не  подвергаются старению и сохраняют качество учительности спустя десятилетия и столетия. Это чисто русская ситуация. На Западе,…за ответом на животрепещущие проблемы не обращаются к Гёте, Бальзаку или Диккенсу»[10,с.139]. Но в результате этих процессов «общество», то есть верхи, после Петра живёт как бы вне Православной Церкви»[10,с.141] .

Церковь унижена и находится в кризисном состоянии. Происходит постепенное превращение  духовного сословия в закрытую касту. Создаётся ситуация, когда многие  представители духовенства вынуждены нести церковное служение не по зову сердца, а лишь из-за невозможности реализовать себя в иной сфере общественной деятельности.

Святитель Игнатий Брянчанинов, констатируя печальное положение Церкви и духовенства в России в середине XXв., в беседе с английским богословом В.Пальмером говорит о том, что: «Россия, пожалуй, находится недалеко от взрыва в ней еретического либерализма. У нас есть хорошая внешность: мы сохранили все обряды и Символ первобытной Церкви, но всё это мёртвое тело, в нём мало жизни. Белое духовенство насильственно сдерживается в лицемерном православии только боязнью народа»[3,с.222].

Словно продолжая мысли св. Игнатия его младший современник св. Феофан Затворник писал: «Того и гляди, что вера испарится, почти повсюду спят…Через поколение, много через два иссякнет наше православие. Следовало бы завести целое общество апологетов, и писать, и писать. Но только писать мало, народ нуждается в настоящей апостольской проповеди, исполненной Духа и силы. Поджигатели должны сами гореть. Горя, ходить повсюду – и в устной беседе зажигать сердце»[3,226].

Печальным рефреном его мыслям звучат слова митрополита Вениамина Федченкова, церковное служение которого совпало с самым сложным периодом в истории Русской Церкви: в конце XIX-первой половине ХХ вв.: «Как мы могли зажигать души, когда не горели сами?»[2] 

Начало ХХв. ознаменовалось стремительным падением авторитета Церкви. Во время первой русской революции 1905г. «демонстрация собственного неверия стала…весьма распространенным явлениям в русском обществе, прежде всего в социальных его низах»[7,с.197].

Период между первой русской революцией и Первой мировой войной был отмечен разгулом сект, нравственной опустошённостью. Происходит деградация института семьи не только в образованном обществе, но и в простом народе. Обществом овладевает разочарование в жизни. Начинается настоящая эпидемия самоубийств.

В ноябре 1916 г. французский посол в России Морис Палеолог писал в своём дневнике: «Среди симптомов, позволявших мне сделать весьма мрачное заключение о моральном состоянии русского народа, одним из наиболее тревожных является неуклонный рост в последние годы количества самоубийств…за последние десять лет число самоубийств утроилось и даже учетверилось в Петрограде, Москве, Киеве, Харькове и Одессе.  Две трети всех жертв не перешагнули рубеж двадцати пяти лет, и статистика приводит случаи самоубийств среди восьмилетних детей. Причинами большинства этих самоубийств являются неврастения, меланхолия, ипохондрия и полное отвращение к жизни…Повышение числа самоубийств демонстрирует, что в самых недрах русского общества действуют скрытые силы дезинтеграции»[9,с.633-634].

 Весьма точно констатировал состояние Царской России в последнее десятилетие её существования профессор экономики и богослов протоиерей Сергий Булгаков: «Россия экономически росла стихийно и стремительно, духовно разлагаясь».

 Нельзя сказать, что Церковь ничего не делала для предотвращения надвигавшейся катастрофы. «Появились тысячи разных церковных братств и обществ, …Явились особые типы пастырей – общественных деятелей в борьбе с пьянством, босячеством, детской распущенностью и пр.»[4,с.156]. Но мер, предпринимаемых отдельными подвижниками, было явно недостаточно.

Во время Первой мировой войны несмотря на то, что русская армия в основном состояла из крестьян православных по вероисповеданию и воспитанию «духовенству не удалось вызвать религиозного подъёма среди войск…в числе моральных элементов, поддерживающих дух русских войск, вера не стала началом, побуждающим  их на подвиг или сдерживающим от развития впоследствии звериных инстинктов»[5,с.79-80].

Февральская революция, приведшая к свержению монархии, была следствием глубочайшего кризиса, поразившего государство. Монархия стала настолько непопулярной в обществе, что даже во время последовавшей после революции Гражданской войны среди белогвардейцев открыто заявлять о своих монархических убеждениях было не принято.

Из всех белых правительств только Земский собор Приамурского края 31 июля 1922г. принял решение о восстановлении монархии в России.

Несмотря на то, что «Февральская революция сопровождалась рядом антицерковных акций, вплоть до арестов архиереев».[13,с.60], члены Синода отказываются выступить с воззванием в поддержку монархии. В церковной среде возникают надежды на установление новой формы взаимоотношений Церкви и государства.

Пришедшее к власти после свержения монархии Временное правительство, состоявшее из представителей социалистических и буржуазно-демократических партий, в своей религиозной политике руководствовалось принципами свободы вероисповеданий и отделения Церкви от государства.

Февральская революция, спровоцировавшая рост «антирелигиозных настроений среди недовольных своим существованием людей, в представлении которых Церковь и монархия были едины, и десакрализация их представлений о монархии отражалась и на отношении к Церкви»[13,с.60], вместе с тем вызвала волну стихийной демократизации в Церкви.

На всех уровнях, от должности приходских старост до замещения кафедр епархиальных архиереев, вводится выборное начало. Духовенство и миряне стремятся принимать активное участие в управлении не только приходами, но и епархиями, ограничивая почти повсеместно власть епископата.

Возникает ряд общественно-политических организаций, объединивших духовенство, хотя основная масса духовенства была далека от политики.

При Временном правительстве Церковь получила, наконец, возможность впервые после более чем двухсотлетнего перерыва созвать Поместный Собор, открывшийся 15 августа 1917г. и продолжавшийся до 7 сентября 1918г.

Главным деянием Собора было восстановление Патриаршества, состоявшееся в дни падения Временного правительства и прихода к власти большевиков, вскоре открывших жесточайшее гонение на Православную Церковь, поскольку лидеры большевиков понимали, что большая часть населения обладает архаичным сознанием, и главным их конкурентом в борьбе за умонастроения народа является Церковь.

Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый Советским правительством 20 января 1918г., провозглашая право свободы исповеданий,  вместе с тем лишал Церковь юридического лица и церковного имущества, национализированного советским государством. 

В 1918-1922гг. жертвами Красного террора стали 28 епископов и 1219 священников[7,с.552].

По окончании Гражданской войны Советское правительство, с одной стороны, продолжает по-прежнему политику террора по отношению к Церкви, когда в ходе кампании по изъятию церковных ценностей  - по официальной версии: в помощь голодающим, а на деле для поддержки международного революционного движения в Европе - было репрессировано около 20 тысяч человек, в том числе около одной тысячи расстреляно[13,с.95] .

С другой стороны, стремится создать внутри Церкви оппозицию по отношению к св. патриарху Тихону и поддерживающему его епископату -спровоцировав раскол, уничтожить Церковь руками самого же духовенства.

 Но, несмотря на возникавшие в 20-ых годах расколы, большая часть духовенства и мирян остались верны Патриаршей Церкви.

После того, как становится ясно, что власть коммунистов в России утвердилась надолго, Церковь пытается наладить взаимоотношения с Советской властью. В 1927г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий Страгородский  в своём «Послании пастырям и пастве», известном более как «Декларация митрополита Сергия», подчёркивая, что Церковь занимает патриотическую позицию, заявлял: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи»[13,с.117].

 Многими представителями духовенства и мирянами эти слова, а также согласие митрополита Сергия на вмешательство в кадровую политику Церкви представителей советской власти, было воспринято как предательство.

Возникает мощное движение так называемых  «непоминающих», составивших оппозицию заместителю местоблюстителя патриаршего престола митрополиту Сергию Страгородскому и возглавляемому им Синоду.

Когда в конце 20-ых годов советское руководство  берёт курс на построение социализма в отдельно взятой стране, репрессии, направленные против Церкви, ужесточаются.

«В начале 1929 г. за подписью Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации… являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы»[3,с.429].

Начиная с 1928г. начинается массовое закрытие церквей, сопровождавшееся уничтожением святынь и арестами духовенства и мирян.

 Всего за годы Советской власти было репрессировано не менее полумиллиона священнослужителей и мирян. В 1917 г Церкви принадлежало 78 767 храмов и часовен, 1256 монастырей. «К 1939г. Русская Православная Церковь как организационная структура в результате жесточайших гонений и открытого террора была практически разгромлена…летом 1939 г. в Московском Патриархате осталось только четыре правящих архиерея»[13,с.131]. В Русской Церкви осталось не более 350 действующих храмов и ни одного монастыря.

Несмотря на гонения, страна покрывается сетью тайных приходов и монашеских общин.

 Согласно данным переписи января 1937г. «44% населения старше 15 лет заявили, что они христиане (в том числе 42%-православные)»[7,с.963]. То есть из 97 521 000 опрошенных 40 958 820 человек, не страшась наказания, исповедовали себя православными христианами. А общее число объявивших себя верующими было 55 278 000. То есть большинство. И это несмотря на жесточайшие гонения на религию, на воспитание детей и юношества в советской школе в духе атеизма, на оголтелую антирелигиозную пропаганду.

Вообще надо понимать то, что атеистическое государство относилось к  человеку не как к созданному по образу и подобию Божью венцу творения, а как к результату эволюции, из обезьяны сделавшей человека.  Из этого и исходило пренебрежение к личности и отношение к собственным гражданам как к материалу,  который можно использовать при проведении социальных экспериментов.

Но сам ход истории заставлял советское руководство с течением времени менять своё отношение как к человеку, так и к религии.  Осознание того, что репрессии не смогли снизить религиозную активность населения СССР,  существование неподконтрольной правительству «катакомбной церкви»,  начавшаяся в 1941г. Великая Отечественная война и ряд внешнеполитических факторов заставляют Советское правительство пересмотреть свою религиозную политику.

 Этому способствует и то, что Церковь с самого начала Великой Отечественной войны занимает патриотическую позицию, призвав верующих встать на защиту Отечества.

После встречи 4 сентября 1943г. И.В. Сталина с митрополитами Сергием Страгородским, Алексием Симанским и Николаем Ярушевичем Церковь получает относительную свободу. Появилась возможность открывать новые приходы, монастыри, духовные учебные заведения. Вплоть до конца 50-ых г., положение Церкви было относительно благоприятным.

Последнее масштабное гонение на Церковь  было предпринято советским руководством в 1958-1964 гг. В результате хрущёвских гонений на Церковь из 13 430 храмов и молитвенных домов к 1965г. было закрыто 5879, из 57 монастырей осталось всего 16. Из восьми духовных семинарий пять было закрыто[13,с.430]. «В 1961-1964гг. в СССР по религиозным мотивам было осуждено 1234 человека»[25].

После снятия со всех занимаемых им постов Н.С.Хрущёва гонения на Церковь постепенно сошли на нет.

В последние десятилетия советской власти «Православная Церковь существовала в отведённой ей государством нише…Отношения «стабилизировались» или, в определённом смысле, «законсервировались» [8,с.428].

Перемены во взаимоотношениях Церкви и  государства начинаются с приходом к руководству странной М.С.Горбачёва и  предпринятых им попыток реформирования советского строя.

После встречи 29 апреля 1988г. М.С.Горбачёва с Патриархом Пименом и членами Св. Синода и празднования тысячелетия Крещения Руси не только на Церковном, но и на государственном уровне, советское руководство разрешает открывать новые приходы и монастыри, духовные учебные заведения, представители Церкви получают доступ к средствам массовой информации.

1 октября 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон «О свободе совести и религиозных организаций», которым за всеми религиозными организациями утверждается право юридического лица.

На фоне крушения СССР происходит бурное возрождение Церкви. Если в 1986г. в Русской Церкви было 6794 прихода и 17 монастырей, то в 1991г. уже 12 000 приходов и 117 монастырей [13,с.431].

Влияние Церкви на общество растёт. После распада Советского Союза она стремится стать силой, объединяющей без различия политических убеждений, социального происхождения и гражданства всех людей, принадлежащих к Русскому миру.

В 1999 г. Патриарх Алексий II во время визита в Самарскую епархию произнёс замечательные слова: «…часто раздаются голоса, что нам нужно найти национальную идею. И ищут национальную идею где-то за океаном или в Западной Европе. Но я убеждён, что наша национальная идея – в трудном, но славном прошлом, в том, что пережила Россия за тысячелетний период своей истории. Важно вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом-богоносцем, верующим, нравственно чистым»[11.с.41].

 Думается мне, что в этих словах Святейшего Патриарха и  состоит для нас главный урок, который мы можем почерпнуть из опыта непростых взаимоотношений Церкви, государства и общества в России в ХХв

 

 

 

Библиографический список.

 

  1. Архивы кремля. Кн.1. Политбюро и Церковь 1922-1925гг. [Текст] – Новосибирск, 1997.
  2. Вениамин Федченков митрополит. На рубеже двух эпох. [Текст] / митрополит Вениамин Федченков. -  М., 1994.
  3. Владислав Цыпин, протоиерей. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды [Текст] / Протоиерей Владислав Цыпин – М.: Сретенский монастырь, 2006
  4. Георгий Шавельский, протопресвитер. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. [Текст] / Протопресвитер Георгий Шавельский – М., 1996г. Т. 1-2.
  5. Деникин А.И. Очерки русской смуты [Текст] / А.И.Деникин – М.,1991.
  6. Зеньковский С. Русское старообрядчество [Текст] / С.Зеньковский - Минск,2007.
  7. История России. ХХ век: 1894-1939 [Текст] – М.,2009.
  8. История России ХХ век 1939-2007 [Текст] – М., 2009.
  9. Палеолог М. Дневник посла [Текст] / М.Палеолог – М., 2003.
  10. Панченко А.М. Парадоксы русской истории [Текст] / А.М.Панченко – СПб., 2012.
  11. Сафонов В. На самарской земле [Текст] /В.Сафонов –  Журнал Московской Патриархии – 1999 - №12.
  12. Соколов И.И. Лекции по истории Греко-Восточной церкви: в 2 т. Т. 1 [Текст] / И.И.Соколов – СПб., 2005.
  13. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке [Текст] / М.В. Шкаровский – М., 2010.

 

 

 

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
12.9.2017
Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня трезвости
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня трезвости.
Анонсы богослужений
09.9.2017
Анонс богослужений епископа Вениамина в седмицу 15-ю по Пятидесятнице
10 сентября (воскресенье) - Литургия в Воскресенском соборе (г. Тутаев). Начало архиерейского богослужения - 6:20
Анонсы событий
19.9.2017
30 сентября в Рыбинск прибывает ковчег с мощами новомученников и исповедников Церкви Русской
30 сентября в Рыбинск для молитвенного поклонения верующих доставят ковчег с мощами новомучеников и исповедников Церкви Русской. Создали его по...
Объявления
19.9.2017
В Молодежном отделе епархии работают курсы обучения игре на гитаре
Молодежный отдел «Преображение» Рыбинской епархии возобновляет курсы игры на гитаре. С 2017 года курсы будут проводиться по новой...
Комментарий дня
19.9.2017
Владимир Легойда: «В личном качестве»: За что канонизирован император Николай II?
Бурное море, недавно взыгравшее вокруг темы последней царской семьи, вновь вернуло в центр общественной дискуссии вопрос «за что канонизирован...
19.9.2017
Комментарий митрополита Волоколамского Илариона в связи с обострением общественной дискуссии по фильму «Матильда»
Москва, 14 сентября. Ситуация, складывающаяся вокруг фильма «Матильда», к сожалению, напоминает ту, что развернулась некоторое время...
Паломничество
31.8.2017
Приглашаем посетить Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
22 – 24 сентября 2017 года состоится поездка в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.
25.7.2017
Приглашаем в поездку к мощам святой блаженной Матроны Московской
12 августа 2017 года  организуется поездка в московский Свято-Покровский женский монастырь.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей