По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Проповедь На Успение Божией Матери, 2019 г.

Наш пост подошёл к концу и завершился праздником Успения Матери Божией – это событие, которое замыкает богослужебный год. Мы знаем, что больших (двунадесятых) праздников в православной церкви – 12, а 13 праздник - это Пасха Господня, праздник стоящий над всеми остальными праздниками. Так вот из этих 12 двунадесятых, как мы их называем в Церкви, праздников последний, завершающий богослужебный год, - это праздник Успения Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы, описанное глазами очевидцев, происходил так: по городу Иерусалиму шла траурная процессия, несли гроб с телом Пресвятой Девы, но на лицах идущих в этой процессии никто не видел ни скорби, ни печали, ни грусти, ни отчаяния, ни слёз. Лица шествующих были исполнены радости и утешения, веселья, внутреннего духовного вдохновения, - в каком состоянии православный христианин должен исходить из того тела, в котором находится.

Смерть человеческого тела - это не начало и не конец, это всего лишь маленький переходный момент, это всего лишь то событие, которое рождает в человеке ту самую личность, ради которой мы сегодня с вами живём на этой планете. Все наши скорби, печали и переживания зачастую связаны не с тем. Все наши духовные нестроения очень часто привязаны к тому, как устроен материальный быт, как воспитаны или не воспитаны наши дети, как к нам относятся наши родственники, благополучно или нет всё складывается на наших работах, как строятся отношения с нашими друзьями, соседями, дальними/близкими родственниками, как складывается наше здоровье – оно ещё присутствует или нет - в этом во всём человек живёт, проживает, вокруг своих сначала событий маленькой юношеской жизни, потом отроческой, потом женился или не женился, затем детей много или мало, послушные или непослушные, потом как кто имущество поделил, кто чего добился в материальном мире. И все скорби, зачастую, к сожалению, священник слышит на исповеди, связанные с родительскими переживаниями не о том, что сын или дочь забыли Бога, не о том, что они забыли о Таинстве Святого Причащения, а скорби о том, что их ребёнок заболел, что ребёнок инвалид, что его выгнали с работы, что у него там какие-то проблемы из-за которых его могут посадить в тюрьму, вот о чём плачут материнские и отеческие сердца! Но когда же наше сердце будет плакать о том, что наши дети потеряли самое главное наше предназначение!!! Цель человеческой жизни – возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем помышлением своим!

Мы с вами находимся в Спасо-Преображенском соборе, и этот храм свидетельствует о том, что преображение человека возможно! Сегодня мы слышали апостольское чтение, в котором говорится, что Господь ради нас принял человеческую плоть, а значит преобразившаяся на Фаворской горе плоть, присутствующая перед апостолами, была точно такая же, как у нас с вами, она ничем не отличалась от этого человеческого грехоиспорченного естества, в котором мы с вами живём. Значит, преображение этой плоти возможно, но нужно, чтобы внутреннее содержимое этой плоти воссияло. Оно не может воссиять от вкусной еды, или от большого количества труда, или от телевизора, который сияет в наших домах, и мы даже постом не удосуживаемся выключить его, чтобы перестать погружаться в то, что происходит сейчас в этом современном канализационном мире, когда всю нечистоту, грязь туда сливают, чтобы мы купались в этих нечистотах и заражались потом этой грязью. Мы не хотим изменить себя, но хотим, чтобы наши дети изменились. Дедушки и бабушки сидят в соцсетях, но при этом хотят, чтобы внуки и внучки не сидели в компьютерах и интернете. Мы хотим, чтобы наши дети не были злобивые и осуждающие, но в наших домах слышен голос осуждения и недовольства то о соседях, то о начальстве, или ещё хуже бывает: муж о жене, а жена о муже или о родителях. Ведь если мы хотим, чтобы в наших домах та самая малая церковь, которая есть в семье, была святой и непорочной, во главе, которой находится Христос, то каждый из нас должен ПОТРУДИТЬСЯ, каждому из нас в следующему посту, который будет теперь уже перед Рождеством Христовым, стоит задуматься, как мы должны к нему подойти: так же, как к Успенскому: «А, ладно, прошёл и хорошо», или всё-таки это событие духовной жизни и нужно в НАЧАЛЕ этого события уже прийти к этому ТРУДУ?

Господь от каждого из нас, кто является православным христианином и вошёл в Церковь через Таинство Крещения, хочет, чтобы, войдя в Церковь мы начали этот самый труд подвига: терпение, смирение, незлобие, прощение, сострадание, милосердие. Чтобы научались обуздывать свою плоть: её лень, сонливость, чревоугодие, зависть, плотскую похоть, чтобы каждая человеческая душа, восприняла те евангельские слова, которые говорит Господь: «Человек, взыщи прежде Царствия Небесного и правды его, и всё остальное тебе приложится». Господь хочет, чтобы каждая человеческая душа вспомнила о том, что она является не жителем планеты Земля, а что каждая человеческая душа, каждый человек, сотворённый Богом, является творением своего Творца, которого Господь ждёт в том самом Царствии Небесном!

Сегодня все здесь присутствующие хором, дружно, вместе со священнослужителями пели «Символы веры». Почему мы его в храме поём, а дома нет? Почему мы здесь пытаемся молиться, а дома дети не видят нашей молитвы? Почему мы здесь все такие смиренные, улыбаемся, кланяемся друг другу, а в автобусе, когда кто-то на ногу наступит, такого готовы наговорить! Господь хочет, чтобы православный христианин был православным не только тогда, когда он в храме, Он хочет, чтобы каждая человеческая душа, а уж тем более, познавшая истинную правду в Православной Церкви, несла бы эту правду в свои дома, и, может быть, тогда, по молитвам Пресвятой Богородицы, подходя к концу своей жизни, мы действительно сможем достичь христианской кончины непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном суде. И, может быть, тогда проводы тела кого-нибудь из нас тоже кто-то сможет назвать не страшными до опустения и лица шествующих в этой колонне будут тоже наполнено радостью, благостью, упованием и надеждой, что, по великому милосердию Божиему, за те, может быть, и небольшие труды, но всё-таки которые мы положили ради того, чтобы наша душа, представ перед Богом, была раскаянной в своих грехах, чтобы это утешение и радование, которое мы сегодня имеем, было бы не просто воспринимаемо нами как возможное, чтобы мы почувствовали это самое прощение, как чувствует его каждый искренне кающийся на Таинстве Исповеди. И тогда слово смерть для человека будет не страшным! И тогда, когда человек услышит страшный диагноз, он смиренно скажет: «На всё, Господи, воля Твоя, я потерплю, если нужно». И если такое устроение милостью Божией мы сможем обрести в своих сердцах, то, наверное, недалеко то, о чём говорит Господь: «Есть здесь стоящие среди вас те, кто прежде чем увидит смерть, войдёт в Царствие Небесное».