Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Крещение Господне

Служение Патриарха

Богоявление или Крещение Господне.

Богоявление или Крещение Господне было одним из самых почитаемых христианских праздников наряду с Пасхой и Пятидесятницей. Современные исторические данные говорят нам о том, что уже к IV веку христиане праздновали три этих праздника. В то же время, в Новом Завете и раннехристианских писаниях сведений о Богоявлении нет. Скорее всего, сама идея введения нового праздника основывалась на осмыслении Церковью событий земной жизни Иисуса Христа. Первоначально Богоявление имело несколько иное содержание, чем современный день Крещения Господня. Христиане  IV века отмечали в этот день явление Бога во плоти, вхождение Сына Божьего в мировую историю. Соответственно, сутью праздника было то, что «Бог явился во плоти» (1 Тим 3:16). В историческом контексте Богоявление объединяло в себе два современных праздника – Рождество и Крещение. С одной стороны, Церковь вспоминала сам факт вочеловечения Христа, с другой – праздновала день Его выхода на общественное служение.

По одной из версий, первыми праздновать Крещение Господне начали еретики - последователи гностика Василида. Об этом свидетельствует святой Климент Александрийский в книге «Строматы»[1]. Отдельное празднование Крещения отражало богословские воззрения учеников Василида – они считали, что именно при Крещении Христос стал Сыном Божьим. Вполне вероятно, что Церковь начала праздновать Богоявление для того, чтобы обличить еретиков. Однако возможна и альтернативная версия развития событий – христиане могли начать праздновать Богоявление исходя из других, отличных от апологетических причин. Как бы то ни было, уже к III веку праздник Богоявления получил широкое распространение в христианском мире.

На Востоке Богоявление традиционно отмечалось 6 января – такая традиция имела широкое распространение и встречалась от Египта до Галлии. В то же время, Римская церковь не знала особого чествования дня Крещения Господня и отмечала Богоявление, делая акцент на Рождестве Спасителя. Богоявление на протяжении IV века продолжает восприниматься поместными Церквами по-разному. В одних делается акцент на Рождестве, в других – на Крещении. Так, в Иерусалимской церкви Богоявление по большей части подразумевало собой Рождество, аналогично ситуация обстояла и в Иппоне, где епископом был блаженный Августин. Более того, даты празднования на Востоке и Западе отличались – в Римской церкви Богоявление отмечали 25 декабря, а на Востоке – 6 января. Западные торжества длились около двух недель и завершались приблизительно к началу празднеств на Востоке. В Западной традиции моменту Крещения не уделялось такого значения, как в Восточных церквах. Большее значение в этом случае имел сам факт Рождения Христа и явления Его языческому миру, усматриваемое в поклонении волхвов.  

Церковные авторы IV века, как правило, не разделяют Рождество и Крещение – например, в «Слове на Рождество или Богоявление» св. Григорий Богослов[2] не говорит об этих днях как о разных праздниках. Святой Иоанн Златоуст указывает на то, что Рождество и Крещение разделяет небольшой промежуток времени, и они составляют один литургический цикл празднеств. Постепенно практика отдельного празднования Рождества и Крещения укореняется и на Востоке. По свидетельству Иоанна Златоуста, в Антиохии обычай отмечать день Рождества насчитывает всего 10 лет и воспринимается как нововведение. Однако, на протяжении всего IV- начала V века обычай раздельного празднования распространяется повсеместно, и только Иерусалимская церковь продолжает придерживаться древней практики. Об этом пишет знаменитый византийский путешественник Косма Индикоплевс (Индикоплов): «Иерусалимляне на Богоявление совершают Рождество. Но издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, совершая их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов...»[3]. Как бы то ни было, уже в VI веке большинство поместных Церквей праздновало Рождество отдельно от Богоявления.

Таким образом, первоначально христианская традиция объединяла события Рождества и Крещения Господних, называя их общим именем Богоявления. Осмысление данных событий опиралось на то, что в оба этих момента произошло явление вочеловечившегося Бога. В Рождестве Бог сокровенно входит в мир как Младенец, открывая Свое Божество только самым близким людям и самым усердным искателям Истины – волхвам. В Крещении Христос является уже как обещанный Мессия, принимая свидетельство о Себе не только из уст Иоанна Предтечи, но и благодаря явлению Славы Божией и Святого Духа в момент самого крещения. В последующие годы восприятие Церковью данных событий углубилось и получило выражение в многочисленных трудах Отцов Церкви.

Сам события дня Богоявления описывают все Евангелисты. Даже апостол Иоанн в своем Евангелии не обходит данное событие стороной, несмотря на то, что писал он намеренно восполняя те пробелы, что остались у синоптиков[4] и часто опуская уже известные события. Данный факт указывает на особую важность Крещения в истории жизни и служения Христа. Непосредственно проповеди Мессии предшествует служение Иоанна Предтечи, который сам о себе говорил так «я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Ин. 1:23). Христос же свидетельствует об Иоанне: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Сущность проповеди Иоанна Предтечи состояла в призыве к покаянию в преддверии пришествия Мессии, грядущего для того, чтобы крестить «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11).

Приходящие к Иоанну на Иордан иудеи исповедовали свои согрешения и принимали крещение покаяния. Крещение это заключалось в погружении в воды Иордана, при этом Иоанн играл роль посредника между кающимся и Богом, служа свидетелем искренности покаяния человека. По существу своему, служение Иоанна являлось завершением всего Ветхого Завета – в христианской традиции он воспринимался как последний Библейский пророк. Не случайно проповедь его насыщена иудейскими эсхатологическими образами – Иоанн говорит о «Сильнейшем», пришествии Духа Господня, истреблении грешников по образу сухого древа[5]. Кроме того, ритуальные омовения были привычным обычаем для иудеев, в то же время крещение Иоанново служило переходом между ветхозаветными омовениями и христианским Крещением. Об этом так пишет святой Златоуст: «Итак, иудейское очищение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, потому что освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего; оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущим чрез себя от первого к последнему, так как понуждало их [иудеев] не к соблюдению телесных очищений, но вместо таковых увещевало и советовало переходить от порока к добродетели и надежду спасения полагать в совершении [добрых] дел, а не в разных омовениях и очищениях водою. [Иоанн] не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? "Сотворите же достойный плод покаяния " (Мф. 3:8). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, что крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать [грехи]. Поэтому [Иоанн] и говорил: "я крещу вас в воде в покаяние, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем"[6].

Иоанн Креститель является живым воплощением границы между Заветами, на примере его жизни и служения видно, как Ветхий Завет находит свое завершение в Новом. В словах Предтечи о грядущем крещении Духом Святым, св. Иероним Стридонский усматривает сравнение Закона и Евангелия: «Я крещу вас водою - это Закон; Он же будет крестить вас Духом Святым - это Евангелие»[7].

Евангелист Матфей так описывает крещение Иисуса Христа: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17).

Господь Иисус Христос не имел нужды принимать крещение, так как не имел грехов, однако Он усматривает в этом необходимость. Для чего же Безгрешный принимает крещение покаяния? Ответ на этот вопрос дает сам Господь – «так надлежит нам исполнить всякую правду». Христос всей своей жизнью показал, что пришел не разрушить закон, но исполнить его – то есть даровать Закону завершение, явить конечную цель Закона. Поэтому Он исполняет требования Закона и приходит креститься от Иоанна. Погружаясь в воды Иордана, Господь Своей Непорочностью очищает и освящает воды. Илларий Пиктавийский пишет об этом: «Им должно было освятиться очищение в водах нашего крещения»[8]. Аналогично учит и святитель Григорий Богослов: «Он крестился как человек, но  разрешал грехи как Бог. Крестился Он не ради собственного очищения, но чтобы освятить воды»[9]. Так Отцы Церкви усматривали в освящении вод Иордана начало спасения всех верующих, омывающихся в крещальной купели.

Но Крещение Господне послужило лишь началом Его подвига. А начало неотделимо от конца и находит в нем свое завершение. Вот почему христианское крещение не могло появиться раньше смерти и воскресения Господа. Иероним Стридонский          говорит, что: «Крещение не может быть названо совершенным, если оно не через крест и воскресение Христа»[10]. Также надлежало сойти Святому Духу, ведь отличительной чертой Новозаветного крещения как раз и являлись дары Духа. Не случайно Иоанн Предтеча говорил о том, что Иисус будет крестить Духом Святым и огнем (по одному из прочтений – огненным Духом Святым). Также это объясняет, почему после Своего Крещения Господь сам не начал крестить желающих, а только поручил это апостолам. Однако, необходимость крещения ясно видна из дальнейшей Новозаветной истории. Господь повелевает крестить уверовавших, а на тех, кто уже принял крещение Иоанново, апостолы возлагают руки, преподавая им дары Святого Духа. Также надлежало Христу принять крещение и для того, чтобы указать на необходимость этого Таинства для всех людей и стать примером для каждого верующего.

Евангелие говорит нам о том, что Иоанн Креститель не знал Иисуса лично до момента крещения, несмотря на то, что они и являлись родственниками (родственницами были Дева Мария и праведная Елизавета – их матери). Однако Иоанн имел повеление крестить обещанного Сильнейшего и от Бога получил знание о том, как распознать среди множества иудеев Мессию. Это обетование Божие исполнилось в момент схождение Святого Духа в виде голубя на Христа. Следует заметить, что Христос всегда находился в единении с Духом Святым и был облечен Его благодатью. Ведь Сама Его пречистая плоть была образована силой Духа Святого. В данном случае схождение Духа служило свидетельством для Иоанна и всех, могущих видеть происходящее. Святой Предтеча говорит: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). Так уясняется смысл названия праздника – Богоявление. По слову блаженного Августина, «Здесь ясно представлена Троица: Отец - голосом, Сын - человеком, Дух - голубем»[11]. В момент принятия крещения при большом стечении народа величайший праведник Ветхого Завета говорит о том, что Пришедший к нему и есть Тот Сильнейший, которого все ожидали. И более того, о божественности Христа свидетельствует Бог Отец через глас с небес, и Бог Дух Святый, через схождение в виде голубя. Таким образом, на Иордане явилась вся Святая Троица, Бог открыл Себя всем могущим узреть эту тайну.

Почему же Дух Святый является в виде голубя? Отцы Церкви видят в образе голубя глубокий смысл – голубь является символом примирения, знаком кротости и мира. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Почему в виде голубя? Голубь - существо ручное и чистое, а поскольку Дух Святой есть дух кротости, то Он и является в нем. С другой стороны, голубь напоминает нам о том, что произошло с людьми в древности. Ведь когда всеобщее крушение охватило землю, так что роду нашему стало грозить исчезновение, появилось именно это существо и показало окончание бури. Принеся масличную ветвь, голубь благовествовал всеобщее затишье на земле, и все это стало  прообразом грядущего... В этом месте Писания голубь тоже является, однако не масличную ветвь неся, но показывая нам Освободителя от всех зол и подавал нам добрую надежду. Ведь, явившись, он не из ковчега выводит одного человека, но всю вселенную возводит на небо и вместо побега маслины подает усыновление всем народам земли»[12].

Свидетельство, полученное от Бога Отца через глас с неба, неоднократно встречается на протяжении всего евангельского повествования. Однако в момент крещения оно произошло в первый раз. Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что с точки зрения собравшегося народа логичнее было бы отнести слова Бога Отца к Иоанну Предтече, так как он выглядел как великий подвижник и пророк, а о Христе никто до этого момента не знал. Именно для устранения такого недоумения и сходит Дух Святой в виде голубя. Так как Он сходит именно на Иисуса, то не оставляет сомнений – глас с неба говорил именно о Христе, именно Христос является Сыном Божьим.

Глас Бога Отца, говорящего о том, что Господь Иисус есть Сын Его возлюбленный, в Котором пребывает благоволение Отчее, явился несомненным доказательством исключительного статуса Христа. Ни один из праведников или пророков никогда прежде не удостаивался такого исповедания от Самого Бога. Только Единородный Сын Божий, вочеловечившийся Бог-Слово мог быть почтен таким свидетельством. Только Его надлежало слушать как Бога и повиноваться Ему как Господу. Только в Нем пребывали и благоволение Бога-Отца и сила Богу Духа Святого, так как Он является Одним из Святой Троицы, единосущным по Божеству Отцу и Духу. И величайшее благоволение Божие к человеческому роду открывается в тайне Боговоплощения, т.к. во Христе соединился Бог и человек. Отныне разрушена преграда между Богом и людьми, грех может быть побежден, а человек может достигнуть святости. Во Христе и Христом, при содействии Духа Святого и помощи Отца совершилось спасение человечества. Началом же этого таинства послужило крещение Христа от Иоанна на Иордане, положившее начало обожению людей через очищение от грехов в водах крещальной купели, и последовавшее за этим откровение Святой Троицы.

День Богоявления является одним из самых важных христианских праздников. С Рождеством Христовым его связывают не только близкие даты празднования, но и историческое происхождение – ранее они отмечались вместе из-за близости содержания празднуемых событий. День Богоявления есть прежде всего день откровения Бога в Троице славимого. Откровение Бога, Его явление в мире произошло через Иисуса Христа. В Его Рождестве верующие созерцают пришедшего во плоти Творца мира, в то время как Богоявление или Крещение открывает полноту Божественных Лиц, участвующих в спасении человечества. Также Богоявление есть день, дарующий всем христианам опыт приобщения к Божественной Святости, Благодати. Поэтому на Крещение освящают воду – ведь святая вода не есть святыня сама по себе – всеми своими необычными свойствами она обязана наполняющей её Божественной Благодати. Празднуя Богоявление, мы соприкасаемся с тайной преображения, освящения мира.                                                                                                                                                

                                                                          Георгий Орлов



[1] Скабалланович, Толковый Типикон. – с. 127-128

[2] Св. Григорий Богослов. Избранные творения. – с 109.

[3] Цит. по игумен Дионисий (Шленов),  Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века - http://www.bogoslov.ru/text/373000.html

[4] Синоптиками называют евангелистов Марка, Матфея и Луку, т.к. их евангелия весьма схожи по структуре и содержанию, часто перекрывают и дублируют друг друга.

[5]Православная Энциклопедия. Иоанн Предтеча - http://www.pravenc.ru/text/471450.html#part_2

[6] Св. Иоанн Златоуст. Слово в день Богоявления. - http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z02_1/Z02_1_37.htm

[7] Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет II. Евангелие от Марка. – с. 12

[8] Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет Iа. Евангелие от Матфея – с. 63

[9] Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет II. Евангелие от Марка – с.13

[10] Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет II. Евангелие от Марка – с.12

[11]Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет II. Евангелие от Марка – c. 16

[12]Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет II. Евангелие от Марка – c.15-16

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
02.11.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Ключ к успеху проповеди священников-блогеров — не в молодежном языке, а в содержании их проповеди
Москва, 30 октября. Отвечая на вопросы гостей VIII Международного фестиваля «Вера и слово», Святейший Патриарх Кирилл отметил, что...
Анонсы богослужений
08.11.2018
Анонс богослужений епископа Вениамина на 11 ноября
11 ноября (воскресенье) - Литургия в Покровском храме (с. Покровское-на-Сити, Брейтовский район).
Анонсы событий
13.11.2018
"Святые отцы и современность"
18 ноября в галерее Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска состоится встреча-беседа с профессором кафедры Богословия и церковной истории...
Объявления
03.11.2018
Еженедельные молебны перед иконой Божией Матери "Помощница в родах" проходят в роддоме г. Рыбинска
Каждую среду в 15 часов в молитвенной комнате родильного дома г. Рыбинска совершается молебен перед образом Пресвятой Богородицы "Помощница в родах".
Комментарий дня
03.11.2018
Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал подписание соглашения между Президентом Украины и Константинопольским Патриархом
Москва, 3 ноября. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал состоявшееся...
23.10.2018
Патриарх Сербский Ириней: Константинопольский Патриархат не соблюдает многовековой церковный порядок и священные каноны
Москва, 22 октября. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней, комментируя для издания «Новости» вмешательство...
Паломничество
12.4.2018
Календарь паломнических поездок "Весна-лето 2018"
Слово «паломник» дословно переводится с латинского как «пальмовник» (palmarius), или «несущий пальмовую ветвь»....
26.3.2018
Экскурсия в Спасо-Преображенский собор для сотрудников ФСИН
23 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе прошла экскурсия для сотрудников исправительных учреждений города Рыбинска.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей