Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Старица Ксения Рыбинская

Служение Патриарха

Холодное пятнадцатое августовское утро две тысячи тринадцатого года. Уже осеннее  солнце не в силах разогреть воздух после первого заморозка. Задёрнутые кружевными занавесками окна старых уютных деревянных домиков села Архангельского, что  по дороге из Мышкина в Некоуз. В уже по-осеннему жёлтом поле стоят стены некогда величественного Михайло-Архангельского храма. Внутри храма всё чисто убрано. Суетятся бабушки в нарядных платочках, ставят в обрезанные пластиковые бутылки под иконы цветы,  выращенные на собственных клумбах. Ёжатся от сквозняка из пустых низких окон храма незанятые в подготовке к службе люди, растерянно осматриваются, разглядывая полуразрушенный храм. Поспешают приезжие священники, подготавливают алтарь к архиерейской службе: все ждут епископа Рыбинского и Угличского Вениамина. В сослужении у Владыки благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, один из старейших священников Рыбинской епархии протоиерей Владимир Бучин, иерей Алексий Калинин, иерей Сергий Круду, иерей Андрей Колесников, диакон Илия Слепцов. 

К середине службы то ли от горящих свечей, то ли от тепла общей молитвы,  в храме стало значительно теплее. После службы все верующие и священники прошли крестным ходом до кладбища, к могилке старицы Ксении Красавиной.

Сейчас о старице Ксении Красавиной (Рыбинской) знают совсем мало. Не то, что в далёкие дореволюционные годы…

Старица Ксения родилась в небольшой деревеньке Ларионовское недалеко от уездного города Мышкин Ярославской губернии. Точная дата рождения старицы неизвестна. Одни источники указывают на 1856 год, другие – на 1848. В деревне не было своей церкви, так что крестили младенца в соседнем, более крупном, селе Архангельском. Отец старицы Ксении, Степан Якимович Красавин, и мать, Епистимия Николаевна, были простыми крестьянами, зарабатывали себе на хлеб земельным трудом. С раннего детства, как и подобает в крестьянской семье, ребенка брали на поле, приучая к земельному труду. Уже тогда скромная Ксения отличалась особой чистотой души, любовью к молитве и всему церковному.
Когда девице Ксении исполнилось 19 лет и пришло время подыскивать жениха, блаженная Ксения оставляет родной дом и уходит в лес «спасать душу и тело».
Причина, по которой молодая Ксения избрала для уединения именно лес, а не монастырь, очевидно, заключается в особом быте тех мест, где большое распространение получил образ жизни «келейниц», или как их еще называли «векоуш». Это были «мирские монашенки», посвятившие себя Богу, и проживавшие в окрестностях местных деревень, в своих келейках, обычно рядом друг с другом. В этом тихом лесу, среди диких зверей, старица Ксения прожила более тридцати лет. Здесь происходило ее духовное возрастание «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13), и т.к. сама старица скрывала от остальных свои духовные подвиги, то и об этом сокровенном периоде ее жизни мало что известно. Питалась она в лесу чем придется: ягодами, грибами и прочей растительностью. Уже за три года до кончины старицы, в 1937 г., обмывавшая ее родственница, Нина Алексеевна Красавина, заметила на ее теле шрамы, как от железа. А старица лишь усмехнулась: «Железко и есть... вериги - то ведь железные!» Очевидно, именно в лесу старица начала носить вериги, изнуряя свое тело. Сохранилось упоминание и о сопровождавших ее лесную жизнь различных видениях. Бесовские видения и страхования в изобилии являлись всем святым пустынножителям-подвижникам, достигавшим высот духовных. Так и о лесном подвиге старицы можно судить по их житиям. Так писал об этом св. Игнатий (Брянчанинов): «В общежитии борются с бесами, как с голубями, а в затворе, как с тиграми».

Уже в лесном затворе к старице стал стекаться простой народ за духовным советом, с просьбой о молитве. Здесь ее дважды посетил святой праведный Иоанн Кронштадский, одобривший и благословивший ее праведный путь.

После долгих лет затвора старица совершенно лишилась зрения, и ,очевидно, именно это обстоятельство послужило ее возвращению из леса обратно в родное село, уже ослепшей пожилой старицей, но с открывшимся зрением духовным. Простой народ знал о прозорливости старицы Ксении еще при ее жизни в лесу, а теперь стал еще больше тянуться к ней. В народе старицу прозвали просто Аксиньюшкой, и ей было очень приятно это именование.

С этого времени начался старческий подвиг старицы Ксении, ее Апостольская проповедь в условиях разраставшегося безбожия и разложения. Образ старчествования ее был схож с образом преподобного Амвросия Оптинского. Говорила старица обычно иносказательно, любила подшутить, да еще, бывало, и «дураком» обозвать, как бы юродствуя. Над ответами ее нередко приходилось  подумать, чтобы разгадать истинный их смысл. Но когда дело касалось серьезных вопросов, старица всегда говорила прямо и открыто, а нередко и сразу называла незнакомого собеседника по имени и отчеству, чтобы этим укрепить его веру. Случаи прозорливости старицы Ксении были бесчисленны, и в большинстве дошли до нас в воспоминаниях уже послереволюционного времени, когда по крестьянству пронеслась волна «раскулачиваний», и измученный народ спешил к своей старице с просьбами о помощи.

Известно, что авторитет старицы Ксении к этому времени стал столь велик, что за советом к ней в эти послереволюционные годы обращались первоиерархи и видные деятели Российской Церкви: митрополиты Кирилл Казанский и Иосиф Петроградский, Протоиерей Сергий Мечев, писатель-богослов Михаил Новоселов... очень почитал её митрополит Ярославский Агафангел. Но самые теплые и близкие отношения сложились у нее с архиепископом Серафимом Угличским (Самойловичем), которого она ласково называла «сыночком». Высокие иерархи Российской православной церкви – епископы и митрополиты желали соприкоснуться с ее простым и искренним народным пониманием событий и укрепить свои измученные размышлениями души ее незамутненной, неколебимой светлой и радостной верой. И уходя от старицы, они несли в душе ясное понимание непременного следования своей судьбе, неизменного служения Господу Богу, какие бы тяжкие испытания, и даже смерть, не завершали этот путь.

Несколько раз Ксения была арестована, последний — в 1934 году. На допросах 80-летнюю старицу снова пытают, угрожают, обещают заморить в тюрьме. Ее признают «виновной» и отправляют в заключение в концлагерь. Кроме слепоты немощная Старица уже тяжело болела, и сильно теряла слух. Даже в лагере, люди «с сожженной совестью», безбожники, удивлялись, как могла больная и слепая старушка попасть в эти жестокие условия заключения, на скорую верную смерть? В лагере старица Ксения привлекала общее внимание - все слышали о ней, как о прозорливой. Видя всеобщий интерес к «антисоветскому элементу», начальник лагеря, большевик и безбожник, решил пред всеми высмеять святую, доказать что прозорливость ее – сплошной обман, но увидав несомненное подтверждение ее прозорливости, высказал ей свое сочувствие об ее великой беде – страдать в тюрьме в столь преклонные годы. Но старица спокойно отозвалась: «Да беда-то не у меня, а у тебя. Иди-ка скорее домой!» Начальник в тревожном ожидании поспешил домой, а там его ждала скорбная телеграмма о скоропостижной смерти жены. Потрясенный всем происшедшим,  он принялся хлопотать, чтобы ее освободили. И – воля Божия, к его словам прислушались, и старица возвратилась на родину, сперва в город Рыбинск, а потом в свою деревню, к великой радости всех добрых людей.

О своем исходе из этой жизни старица Ксения знала заранее. Перед смертью она много молилась, затем попросила, чтобы ее вымыли и одели во все чистое. Отойти в мир иной она желала в одиночестве и в последние мгновения попросила свою келейницу сходить на колодец принести свежей водички. Та поспешила скорее исполнить ее просьбу, но когда вернулась, душа старицы уже разрешилась с этим миром. Скончалась старица 1/14 августа 1940 г. на праздник мучеников Маккавеев.

Существует рассказ о последней беседе с блаженной, как та сказала близким, что скоро ей уходить ко Господу. А на горестные их вопросы, кто же их тогда наставлять будет, кто поможет и утешит в трудную минуту, спокойно и твердо отвечала, чтобы приходили к ней на могилку и с молитвой обращались к ней. «Помогу вам, сколько могу – помогу. Только с молитвой приходите! С настоящей верой в Господа Бога! Помните об этом».[1]

 


[1] По материалам  книги В.А. Гречухина «Последняя Старица» г. Мышкин, 2008г.

 

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
02.11.2018
Святейший Патриарх Кирилл: Ключ к успеху проповеди священников-блогеров — не в молодежном языке, а в содержании их проповеди
Москва, 30 октября. Отвечая на вопросы гостей VIII Международного фестиваля «Вера и слово», Святейший Патриарх Кирилл отметил, что...
Анонсы богослужений
08.11.2018
Анонс богослужений епископа Вениамина на 11 ноября
11 ноября (воскресенье) - Литургия в Покровском храме (с. Покровское-на-Сити, Брейтовский район).
Анонсы событий
13.11.2018
"Святые отцы и современность"
18 ноября в галерее Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска состоится встреча-беседа с профессором кафедры Богословия и церковной истории...
Объявления
03.11.2018
Еженедельные молебны перед иконой Божией Матери "Помощница в родах" проходят в роддоме г. Рыбинска
Каждую среду в 15 часов в молитвенной комнате родильного дома г. Рыбинска совершается молебен перед образом Пресвятой Богородицы "Помощница в родах".
Комментарий дня
03.11.2018
Митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал подписание соглашения между Президентом Украины и Константинопольским Патриархом
Москва, 3 ноября. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал состоявшееся...
23.10.2018
Патриарх Сербский Ириней: Константинопольский Патриархат не соблюдает многовековой церковный порядок и священные каноны
Москва, 22 октября. Предстоятель Сербской Православной Церкви Патриарх Ириней, комментируя для издания «Новости» вмешательство...
Паломничество
12.4.2018
Календарь паломнических поездок "Весна-лето 2018"
Слово «паломник» дословно переводится с латинского как «пальмовник» (palmarius), или «несущий пальмовую ветвь»....
26.3.2018
Экскурсия в Спасо-Преображенский собор для сотрудников ФСИН
23 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе прошла экскурсия для сотрудников исправительных учреждений города Рыбинска.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей