По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Он был участником собора 1917 г., прошел лагеря, жил в Тутаеве, и написал гимн России – «Земле русская»

Епи?скоп Афана?сий (в миру Серге?й Григо?рьевич Са?харов; 2 июля 1887 года, село Паревка, Тамбовская губерния — 28 октября 1962 года, Петушки, Владимирская область), в 1920-х годах — епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. Деятель катакомбного движения.

Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912, кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной»).

12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября того же года посвящён в сан иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.

С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.

С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского Духовного училища Волынской епархии.

С 3 сентября 1913 — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.

В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.

В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.

В 1917 году избран на монашеском съезде в Троице-Сергиевой Лавре кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатных, так и рукописных служб русским святым». «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград». (Доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.

С 17 июня 1921 года — епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. С 18 июня, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.

Был арестован в марте 1922 года, в мае того же года предан суду в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре. Приговорён к одному году заключения, по амнистии освобождён. Выступал против обновленческого движения. Вновь арестован в июле и сентябре 1922 года. После сентябрьского ареста был отправлен в Москву, где содержался в Таганской тюрьме. Приговорён к двум годам ссылки в Зырянский край (начало ссылки — 14 ноября 1922 года). Находился в ссылке в городе Усть-Сысольске и селе Керчомъя. Освобождён из ссылки в январе 1925 года.

В феврале 1925 года вернулся во Владимир и принял на себя управление Владимирской епархией как первый помощник архиепископа Владимирского Николая (Добронравова), высланного в Москву. Однако вскоре по требованию ОГПУ в мае 1925 года епископ Афанасий должен быть дать подписку о неуправлении епархией[2].

В сентябре 1925 прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться и покинул заседание.

В ноябре 1925 года временно управляющим Владимирской епархией был назначен епископ Дамиан (Воскресенский). В декабре 1925 года епископ Дамиан вошёл в самочинный Временный высший церковный совет, организованный при поддержке ОГПУ. После этого епископ Афанасий взял на себя управление Владимирской епархией[2].

К этому моменту Владимирская епархия оставалась без архиерея — епископ Афанасий готовился к аресту, архиепископ Николай (Добронравов) уже был арестован, в Нарымском крае находился епископ Вязниковский Корнилий (Соболев). 15 января 1926 года епископ Афанасий благословил православных Владимирской епархии, если не будет православного архиерея, «за духовным руководством и окормлением обращаться к православным архиереям соседних епархий»[2].

В тот же день епископ Афанасий был арестован. После выхода из тюрьмы 15 марта 1926 года призвал православных Владимирской епархии обращаться к епископу Дамиану (Воскресенскому), к тому времени принёсшему покаяние.

С ноября 1926 года — управляющий Ивановской епархией. Власти предложили ему добровольно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами. Отказался оставить вверенную паству.

2 января 1927 года арестован, отправлен в Москву (находился в тюрьме ОГПУ на Лубянке и в Бутырской тюрьме). Приговорён к трём годам лишения свободы за «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским». Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал сторожем и недолго счетоводом, болел сыпным тифом.

В феврале 1930 года выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932 года жил там у ссыльного митрополита Кирилла. В 1933 году вернулся во Владимирскую область, вышел из юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского), считая, что тот превышает свои полномочия Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Позиция епископа Афанасия была близка к точке зрения митрополита Кирилла.

18 апреля 1936 года арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Однако на допросах об этом речи не шло (сам епископ Афанасий эти обвинения полностью отвергал), а следствие интересовали лишь причины отказа сотрудничать с лояльным по отношению к советской власти митрополитом Сергием.

Приговорён к пяти годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором; у него уголовники похитили деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплётной бригады. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключённых в лагерях в 1937—1938 годах.

В начале Великой Отечественной войны этапирован в Онежские лагеря, прошёл пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 года освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем. С января по ноябрь 1943 года проживал в городе Ишиме.

7 ноября 1943 года в ссылке в очередной раз арестован и перевезён в Москву. На допросе 10 апреля 1944 года заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии. Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти». В 1944 году приговорён к восьми годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. Работал ассенизатором, занимался плетением лаптей. С 1947 года — на инвалидности по возрасту.

Не признавал Сергия (Страгородского) законным Патриархом. В 1945 году признал законность избрания Патриархом Алексия I. В 1955 году писал, мотивируя это решение: «Ереси, отцами осуждённые, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют… никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осуждён, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы, обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как, кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня». Сам патриарх Алексий I в 1955 году принял в общение епископа Афанасия без какого-либо намёка на необходимость покаяния в якобы учинённом расколе.

После освобождения из лагеря, в мае 1954 — марте 1955 содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов. В марте 1955 ему было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки.

По освобождении трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 года был председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внёс немало исправлений в месяцеслов святых.

В 1920-е годы начинает дополнять и совершенствовать утверждённую Собором 1917—1918 годов службу Всем русским святым. Вернувшись из лагеря и поселившись в Петушках, епископ Афанасий начинает работу по сбору и систематизации служб русским святым. В его письмах, адресованных разным людям, содержится большое число просьб найти и прислать те или иные службы местночтимым святым. На основе полученного материала он уточняет детали житий, составляет списки местных святых. Присланные материалы тщательно редактируются и приводятся к единообразию в языковом и стилистическом отношении.

В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. При публикации были допущены цензурные искажения, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту «правку» выполнил инспектор ЛДА профессор Лев Парийский).

Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

Реализацией идей епископа Афанасия стали вышедшие в 1978—1989 годах Служебные минеи, в состав которой вошёл и окончательный текст службы всем российским святым, более полный по сравнению с текстом первых изданий. Туда же было включено огромное количество богослужебных текстов, прежде не входивших в основной круг богослужебных книг.

Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 в лике новомучеников и исповедников Российских.