По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Лучшее время

Нет, это не про молодость и не про отпуск, хотя и в том, и в другом есть немало хорошего.

Некоторые (особенно пожилые) священники сохранили замечательную традицию: поздравлять друг друга с началом Постной Триоди. Светскому человеку это может показаться странным: «С чем тут поздравлять? Сочувствовать надо! Ведь запели Триодь, значит меньше, чем через месяц, ничего нормального есть будет нельзя!» Но так может рассуждать лишь тот, кто либо ни разу не постился, либо так пока и не смог почувствовать, принять и осмыслить радость Великого поста.

Сложно помочь кому-либо что-то почувствовать и, тем более, принять; а, может быть, и не нужно этого делать, ведь здесь – компетенция исключительно сердца и влезать в неё, кажется, бестактно. А вот осмыслить – компетенция ума, и здесь, в разумных пределах, уместен диалог и обмен опытом.

В моём, возможно, пока скудном опыте, пост имеет сразу несколько смыслов. Вероятно, все они связаны чем-то простым и единым, но мне пока сложно нащупать словами эту связь, поэтому я просто перечислю.

Пост это:

1. Жертва Богу. Временем, силами, сытостью, комфортом, житейскими утехами… Не задумываясь, принеси это в жертву Богу. И ты поймёшь, что всё это даёт тебе Он, но Он Сам гораздо важнее. Отдай, не думая, и Он воздаст в своё время щедрой рукою. Отдай, ведь ты уже и сам подустал от всего этого, и, если честно, жизнь твоя скатилась к поиску только земных радостей, и от того они потеряли вкус. Время подумать о другом.

2. Время расставить по местам сбитые буднями приоритеты.

«По дороге бесценной жизни

Мы бежим до чего ж быстро

И умнеем, когда больше

Времени нет.

На бегу забывая цели,

Упираемся лбом в стену,

Познавая себе цену.

Папа, где Ты?»

(Л. Агутин)

3. Преодоление суеты. Так важно в пост приходить на будничные службы. Долгие, тихие, монотонные.

Ещё утром в твоё сердце впились нервные щупальца суматохи, пытаясь вновь увлечь в очередную гонку.

– Зачем? Куда?

– Некогда объяснять, главное быстрее, быстрее…

Не ведись на поводу, есть возможность – приди на службу.

Ты приходишь и думаешь, что сегодня не буду стоять до конца, ведь столько дел. Гони эти мысли прочь. Ты стоишь и переминаешься с ноги на ногу, не всегда понимаешь, что читают и поют – стой и внимай. Ты устал – держись. Ты рассеян – вновь и вновь собирай ум, вновь и вновь возвращай к молитве. И вот – служба закончилась.

- Как? Уже?

Выходя из храма чувствуешь, что стало легче. Щупальца суматохи отцепились от сердца. Теперь ничто не давит грудь и можно сделать большой глубокий вдох. С твоими делами ничего не случилось, а если мелкие хлопоты и отфильтровались – туда им и дорога. Чем больше мы увлекаемся житейской беготнёй, тем стремительнее вращается колесо, внутри которого бежишь. Ты думаешь, что, увеличив скорость, успеешь больше, а получается наоборот. Но, вот, после службы колесо чуть замедлило ход. Как хорошо! Есть время отдышаться, подумать и посмотреть вокруг.

4. Увеличение нагрузки на «духовные мышцы». В пост тяжелее. В пост больше искушений, причём у всех – постящихся и непостящихся. Только постящийся настроен на это и вооружён, а непостящийся – беспечен и потому беспомощен. Да, порой трудно… но интересно. Если спортсмен остановится на удобном грузе, уровне, дистанции и не будет пробовать идти дальше, он не достигнет успеха, он застынет в развитии, начнёт скучать и от этого раздражаться, и, если ничего не изменится, спорт может закончиться. Мышцы и мастерство растут вместе с нагрузкой. Так и духовная жизнь. Бог – самый лучший тренер.

5. Открытый и честный поединок со своими желаниями. В обычное время между сердцем человека и его желаниями, чувствами, грехами, страстями словно бы лежит вязкий слой сытости, комфорта и повседневности. С одной стороны, это смягчает их удары и сглаживает острые углы, но с другой – размывает чёткость и скрывает лица этих часто непрошенных гостей сердца от хозяина. В пост прослойка истончается, где-то прорывается, и всё начинает ощущаться и осознаваться яснее, но больнее. Обнаруженный соперник или даже откровенный враг больше не действует втихую, не ограничивается партизанскими вылазками, а выходит в открытый бой. Предположим, ты раньше не замечал (или тебе было удобнее не замечать), что те или иные мысли, приходящие на ум и с удовольствием смакуемые тобою – порочны. Пост обострил проблему, теперь ты уже не можешь этого не замечать, ты понимаешь, что это плохо, но в этот момент те самые помыслы, сбросив улыбчивые маски, начинают штурмовать тебя с утроенной силой. Ты пытаешься этому противостоять, но очень скоро понимаешь, как ты слаб в одиночку.

6. Алчба и жажда Бога. И вот тогда взываешь – «Господи, Господи, спаси!» Всё верно! Взывай неотступно, горячо, и Господь непременно придёт. Тогда подлая мгла, шипя и скуля уползёт в свою змеиную нору! Тогда понимаешь, как тебе нужен Бог! Как плохо без Него и как хорошо с Ним! Ты понимаешь, что твой телесный голод, вызванный постом, лишь слабая проекция того, как твоя душа изголодалась по Богу. Ты опытно понимаешь, что «не хлебом единым будет жив человек» (Мф. 4:4).

7. Самое лучшее время! Уже после Святок начинаешь ждать, когда придёт эта тёмно-фиолетовая пора с трудами и поклонами, с усталым голосом стойкого пономаря, с ароматом самого простого ладана и знакомым, близким, бесхитростным, но молитвенным постным напевом! Время, когда осознаёшь, что жизнь твоя зависит не от «правильной белковой пищи», а только от Господа; время, когда пустая варёная картошка такая вкусная! Время, когда вместе с воскресающей весенней природой, воскресает твоя душа; когда живёшь и дышишь полной грудью и точно знаешь, Кого благодарить за эту жизнь!