По благословению епископа
Рыбинского и Даниловского Вениамина

Другая логика

В день Илии пророка Евангелие напоминает нам о вдовице, жившей в Сарепте Сидонской. Вот как произошла её встреча с великим святым:

«И встал он и пошел в Сарепту; и когда пришел к воротам города, вот, там женщина вдова собирает дрова. И подозвал он ее и сказал: дай мне немного воды в сосуде напиться. И пошла она, чтобы взять; а он закричал вслед ей и сказал: возьми для меня и кусок хлеба в руки свои. Она сказала: жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после, ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю» (3 Цар. 17: 10-14).

На минутку представим себя на её месте. Как бы мы ответили на такую просьбу?

Скорее всего, мы сочли бы её, мягко говоря, безумием.

И ещё большим безумием мы сочли бы такое продолжение:

«И пошла она и сделала так, как сказал Илия» (3 Цар. 17: 15).

Представляете себе? Голодная мать голодного ребёнка, отдающая последний кусок хлеба странному захожему мужчине (сыгравшему, кстати, не последнюю роль в наступлении тех голодных дней).

Современный мир покрутит пальцем у виска. А вот Бог судил иначе:

«…и кормилась она, и он, и дом ее несколько времени. Мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа» (3 Цар. 17: 15-16).

Прошло много времени с тех пор, и вот Сам Господь пришёл на землю и сказал много вещей, которые мир сочтёт безумством.

Ведь мир всё меряет деньгами, а Он сказал, что блаженны нищие духом;

Мир уважает больших и сильных, а Господь ставит малое дитя в пример своим ученикам;

Мир прославляет своих великих деятелей, а Иисус ублажает Марию, сидящую у Его ног;

Мир огрызается даже на справедливую критику, а Христос призывает благословлять проклинающих и молиться за обижающих;

Мир кричит о свободе, а Сын Божий говорит: «Возьмите иго Моё на себя»;

Мир яростно борется за свои права, а Спаситель продолжает: «И научитесь от Меня, ибо я кроток и смирен сердцем».

Вот, Сын Человеческий напоминает миру о вдовице из Сарепты, а мир за это хочет сбросить Его с вершины горы, «но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк.4:25-30). Толпа, видно, совершенно растерялась, потому что такой ответ, опять же, оказался для неё непривычным и неожиданным.

Мир живёт своей примитивной логикой и всё, с чем сталкивается, тщится загнать, запихнуть в её рамки. Он сам задыхается от их узости и тесноты, но упорно не желает осознавать своей ограниченности.

В Царстве Божием другая логика, и примеры её совсем не обязательно должны быть столь же драматичными, как в Сарепте Сидонской. Она работает и в простых бытовых ситуациях: отдать последнюю сотню, когда до зарплаты 2 дня; встать на молитву, когда куча забот и ни на что не хватает времени; просто обнять и в этот раз простить раскапризничавшегося сыночка.

Невозможно перечислить все возможные примеры, да и не нужно этого: Дух Святой подскажет, когда и как нужно поступить. Нам нужно только быть достаточно чуткими, чтобы слышать Его голос («глас хлада тонка»), быть достаточно смелыми, чтобы исполнить услышанное, порой вопреки скупым представлениям мира. Пророк Илия умел и то, и другое. По его молитвам да вразумит и нас Господь!

02.08.2019