Вначале ты летишь в пушистый снег. Потом – только матовый свет, запах тумана и сырость на щеках. Снова видишь внизу землю, еще секунды, кольцо, и наступает тишина.
Облако – интересный предмет. Оно как бы есть, и его как бы нет. Изменчивой формы, непостоянное, видимое издалека и непрозрачное изнутри. Его можно видеть, обонять, чувствовать вкус, но нельзя осязать, потрогать руками, как и духовный мир.
Столпом облачным Господь вел евреев по пустыне (Неем. 9:11.) В облаке являлся Он Моисею и Аарону над крышкой ковчега (Левит 16:2). Пророк Исаия видел славу Божию в храме, наполненном светлым облаком. В густой облачный мрак вошёл Моисей на горе Синай при даровании Откровения. В иконописной традиции Преображения вокруг Христа изображается мандорла — тёмный нимб, и на фоне иссиня-черной тьмы - светится Господь. Мрак – лишь отсутствие света. Даже очень далекие звезды способны его разогнать, не говоря уже о близком к нам солнце, символе Спасителя.
В начале августа Господь сказал: «...Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Только три избранных ученика смогли узреть Таинство - во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2). Явились там и ветхозаветные пророки — Моисей и Илия, которые беседовали с Христом о предстоящей Крестной смерти (Лк. 9:31). Во время видения восхищенный Пётр, апостол уже Нового Завета, сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5)»
По слову Иоанна Златоуста, Преображение являет нам два естества Спасителя — божественное и человеческое, «дабы показать нам будущее преображение естества человеческого и будущее Своё пришествие на облаках во славе с ангелами». А Моисей и Илия, по его выражению, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», явились для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй».
С горы Фавор открывается прекрасный вид. Затейливым ковром лежит под ней геометрический узор полей. Здесь Бог соединил Ветхий Завет с Новым, и каждый год, почти две тысячи лет, 19 августа, с чистого солнечного неба сюда спускается одинокое облако, покрывающее вершину. Облако – символ Бога.
В народной традиции Преображение называется Вторым, или – Яблочным, Спасом. Такое название праздник приобрёл по причине того, что, в этот день приносится дар Творцу от созданной Им природы. Освящается виноград нового урожая, яблоки и другие плоды.
Пресс-секретарь Рыбинской епархии протоиерей Евгений Глазунов