По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти иерея Петра Томаницкого

16 сентября – день памяти основателя и молитвенника рыбинского Софийского женского монастыря – иерея Петра Томаницкого.

Отец Пётр родился в 1782 году, в семье причетника Якимовского погоста Угличского уезда. Воспитание он получил в Ярославской семинарии и в 1807 году был рукоположен священником во Входо-Иерусалимскую церковь близ Углича.

В 1812 году отец Пётр тяжело заболел. В 1814 году его поместили в дом умалишенных в Ярославле, а когда он вернулся в том же году домой, его отставили вследствие болезни от должности священника и отобрали священническую грамоту. Именно с этого времени он стал известен как мудрый и прозорливый подвижник. Отец Пётр знал, что у каждого на сердце, и к нему за советом стекалось множество посетителей.

Как повествует историческое описание Софийского монастыря, «7 февраля 1858 года явилась на совет к отцу Петру игуменья Антония, из рода дворян Мезенцовых, настоятельница Кашинского женского монастыря, и предлагала на его обсуждение свои монастырские дела. Тогда же пришли посетить старца три сестры общины: Матрона Ивановна Гулина, Марья Дмитриевна Свитина и Марья Михайловна Крюкова. Неожиданно для всех старец обратился к игуменье с строгим видом и приказал ей: "Поезжай в Рыбину монастырь строить". Девятого февраля, в воскресенье после литургии, узнали о приезде игуменьи многие из граждан и, в том числе, – купец Андрей Иванович Миклютин», на средства которого позднее и был построен Софийский монастырь.  

«В 1860-м году последовало высочайшее утверждение определения Святейшего Синода об устроении общежительного женского монастыря во имя Софии Премудрости Божией, в том же году монастырь был заложен; в 1861 году были назначены настоятельница и казначея обители, определены члены причта и освящён первый храм обители; в 1862 году с особенною торжественностью был освящён соборный её храм, а в 1865 году утвердился в обители полный иноческий чин, по образу других старейших обителей.

Сёстры приходили к старцу с детскою доверчивостью и за то никогда не были лишаемы его назидания. Для них он несколько сбрасывал с себя покров юродства, говорил с большею ясностью, чем с мирскими посетителями, и давал уразумевать им, что их посещения убогого жилища его не останутся тщетными или же бесплотными».

В день погребения иерея Петра Томаницкого, 22 сентября (н.ст.) 1866 года, протоиерей Родион Путятин произнес проповедь, в которой сказал:

«При такой прозорливости, дальновидности, он всегда, можно сказать, днем и ночью, имел в мыслях одно: что одно? – Чтобы всякого приходящего чему-нибудь научить, чем-нибудь вразумить, как-нибудь и чем-нибудь утешить, успокоить. От того-то он мало говорил, а больше молчал, слушая и обдумывая. Дальновидных людей на свете немало, но те далековидящие смотрят вдаль для того, чтобы как-нибудь поскорее, прежде других что добыть, получить для себя, чем воспользоваться, завладеть. А покойный отец Пётр, забывая себя и своё, зорко всматривался во всё, внимательно вслушивался всегда – для того только, чтобы другим понужнее, пополезнее что сказать, других повернее как вразумить, наставить, поскорее утешить, получше успокоить. Так поминайте иерея Петра, и ради него Господь помянет вас. Аминь».

Информационный отдел Рыбинской епархии

Отделы епархии

Приходы