По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти исповедницы Ираиды Тиховой

7 августа Русская Православная Церковь чтит память исповедницы Ираиды Тиховой.

Исповедница Ираида Тихова родилась в 1896 году в селе Котово Мышкинского уезда Ярославской губернии, в четырех верстах от города Углича, в благочестивой семье крестьян Осипа (Иосифа) Ивановича и Анны Александровны Тиховых. В семье было семеро детей, и Ираида была младшей. Ее отец был старостой Успенской церкви села Котова. Семья жила небогато, так что родители не имели возможности дать достойное образование всем своим детям. Ираида с детства хотела стать учительницей, возможность стать на эту стезю представилась осенью 1917 года, когда в Угличе по благословению настоятеля Покровского Паисиева монастыря архимандрита Серафима (Самойловича), будущего епископа и священномученика, открылись годичные курсы при Учительской семинарии. Ираиду приняли на них с условием, что она изучит семь предметов, которые до поступления не успела освоить, что она с усердием и исполнила.

Окончив курсы, она получила место в школе села Архангельское-в-Бору, в одиннадцати верстах от Углича. Здесь она проработала 15 лет – до второго ареста. В те годы она познакомилась с архимандритом Серафимом, а впоследствии стала его верной духовной дочерью. В эти годы она вела дневник, который промыслом Божиим сохранился до наших дней. Наряду с внешними событиями и обстановкой ее жизни, он открывает и сокровенные мысли и переживания молодой учительницы-христианки в смутные послереволюционные годы, когда по всей стране уже широко развернулись гонения на Церковь, репрессии против духовенства, притеснения верующих.

В 1920 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Угличского. «Была очень торжественная встреча, – писала в дневнике Ираида Иосифовна. – Несмотря ни на что, звонили везде в колокола, особенно радостно встречали владыку у Покрова. Многие от радости плакали».

Епископ Серафим организовал в Угличе вечерние богословские курсы. Летом 1922 года, во время школьных каникул, Ираида неопустительно посещала эти курсы.

В июле 1922 года архиепископ Серафим был арестован по обвинению в распространении послания Патриарха Тихона и сопротивлении изъятию церковных ценностей. Ираида навещала архипастыря в тюрьме в Ярославле, а затем в Москве, снабжала его всем необходимым. Будучи в Москве, она беседовала с настоятелем Данилова монастыря епископом Феодором (Поздеевским) и отцом Алексием Мечевым.

К празднику Покрова Божией Матери 1923 года епископ Серафим был освобожден по амнистии и сразу приехал в Углич. 10 октября он служил литургию – первую в сане архиепископа – в Успенском храме села Котова. На богослужение собралось множество верующих. «Когда проповедует наш любимый Архипастырь, – писала Ираида в дневнике, – полный храм народа, все с жадностью ловят каждое слово Архипастыря, слово, глубоко прочувствованное и пережитое им самим. Все слились в единое, общее и нераздельное существо. Различий нет. Все братья и сестры. Да, велик этот момент духовного единения друг с другом».

После выхода «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году, внесшей разделения в церковную жизнь, Ираида разделяла скорбь о церковной смуте, переживания и молитвы своего архипастыря и близкого к нему круга церковных иерархов и священнослужителей. Сохранилась ее переписка этого времени с митрополитом Иосифом (Петровых), архиепископом Варлаамом (Ряшенцевым). В эти же годы Ираида Иосифовна сблизилась с прозорливой слепой старицей Ксенией (Карсавиной), жившей в городе Рыбинске; через нее многие священники и иерархи Русской Церкви обращались к старице и получали ответы на животрепещущие вопросы церковной и духовной жизни.

В 1928 году архиепископ Серафим был в очередной раз арестован, выслан в Могилев и заключен в Буйничский Свято-Духов монастырь. Ираида ездила к нему в ссылку, помогала продуктами, деньгами. В 1929 году владыка Серафим был осужден на три года лагерей и отправлен на Соловки…

В 1931 году была арестована и его духовная дочь Ираида Тихова. Ее обвинили в поддержке осужденного духовенства и приговорили к трем годам лагерей. Освобождена она была, вероятно, досрочно. По возвращении на родину ей, как репрессированной, было отказано в восстановлении на работе в местной школе. Она продолжала навещать архиепископа Серафима в его новой ссылке в Архангельске, стараясь облегчить участь своего духовного отца.

В мае 1934 года архиепископ Серафим был вновь арестован в ссылке и осужден на пять лет лагерей. На свою кафедру ему уже не суждено было вернуться – в заключении священномученик принял смерть за Христа 4 ноября 1937 года. Но о судьбе архипастыря его близким ничего не было известно, о нем продолжали молиться как об исповеднике, страждущем, живом…

В 1934 году во второй раз была арестована и Ираида Иосифовна. Ее обвинили в «антисоветской деятельности». 24 дня исповедница находилась в заключении, после чего была освобождена вследствие признания ее невиновности. Она поступила учительницей в школу закрытого Покровского монастыря в селе Покровские Горки. В 1941 году при сооружении Угличской ГЭС часть села Покровские Горки была затоплены, в зоне затопления оказалась и школа… Ираида жила в родном селе Котове, к учительской деятельности она больше не вернулась, с этих пор вся ее жизнь нераздельно бы отдана Церкви. На ее претрудной жизненной стезе пересекались пути многих осужденных священнослужителей, которым она постоянно оказывала материальную помощь.

В 1938 году Ираида познакомилась в Угличе с недавно освобожденным из рыбинского лагеря епископом Василием (Преображенским). Она пригласила его жить в своем доме в селе Котово, и владыка согласился.

Ираида Иосифовна была регентом и одним из самых активных членов Котовской церковной общины. В этой церкви около тридцати лет служил священник Константин Дмитриевич Соколов. Он принадлежал к «тихоновской» ориентации и был «непоминающим». Поселившись в Котово, епископ Василий договорился с отцом Константином служить в будние дни для небольшого круга верующих вечерню и литургию. Владыка также организовал евангельский кружок, а позднее в баньке, находившейся в некотором отдалении от дома, в огородах, устроил тайную домашнюю церковь и служил в ней. Пели Ираида Иосифовна и несколько певчих котовского храма. В богослужениях принимал участие приезжавший из Рыбинска духовный сын епископа-исповедника Афанасия (Сахарова) иеромонах Дамаскин (Жабинский).

20 августа 1943 года отец Константин был отстранен от места. Ираида Иосифовна ездила хлопотать о его восстановлении, но добиться этого ей не удалось. 5 ноября 1943 года епископ Василий, иеромонах Дамаскин и Ираида Иосифовна были арестованы. При обыске в доме Ираиды Иосифовны были найдены и изъяты св. антиминс, панагия, два серебряных креста, две иконы, полное архиерейское облачение и вся церковная утварь, необходимая для богослужения. Ее обвиняли в «принадлежности к нелегальной антисоветской церковной организации» и в «проведении антисоветской агитации». 7 октября 1944 года Ираида Иосифовна была осуждена на ссылку в Коми сроком на пять лет. Жила она в Сыктывкаре, работала на кожобувном комбинате, очищая замороженные тюленьи шкуры от жира. В 1948 году вернулась домой, в село Котово.

В 1954–1955 годах Успенский храм закрыли. Ираида Иосифовна забрала ключи от церкви и делала все возможное, чтобы воспрепятствовать ее разорению, заменяла сломанные замки. В 1955 году ее брат-летчик попал в аварию и оказался парализованным. С тех пор Ираида Иосифовна ухаживала за ним.

Скончалась исповедница 7 августа 1967 года, похоронена возле развалин Успенской церкви.

«Чем больше живешь, тем больше убеждаешься, что Благодать Божия избирает Ей одной любезные сосуды», – писал архиепископ Серафим в одном из своих писем. Такой избранницей, несомненно, была его духовная дочь исповедница Ираида Иосифовна Тихова. На призыв Божий она неизменно отвечала готовностью исполнить волю Божию о себе, невзирая на слабость своего женского естества, имея путеводной нитью евангельское Слово, всецело полагаясь на всемогущую помощь всемилостивого Бога. В Своем дневнике она часто обращалась ко Господу с прошением о помощи, вразумлении, укреплении: «Создатель, направь путь мой», «Господи, поддержи нас на пути Твоем», научи «твердо стоять на избранном пути». Господь дал ей просимое, благодатию Своею помог в чистоте и истине совершить свой подвиг длиною в жизнь.

Имя исповедницы Ираиды Тиховой включено в Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года1.

На фото:
1, 2. Ираида Тихова.
3. 
Ираида Иосифовна несет хворост в баньку.
4. Успенская церковь в Котово, 2018 год.


1 При составлении использованы следующие источники: Другой жизни я не желаю. Исповедница Угличская Ираида Тихова, подвиг длиною в жизнь / Предисл. епископа Вениалимна (Лихоманова), автор-сост. И. Г. Менькова. Рыбинск, 2017; Епископ Вениамин (Лихоманов). Ираида Тихова // Православная энциклопедия, Т. 26, с. 234–235.

Фотогалерея