По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти преподобномученика Иерофея (Глазкова)

4 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобномученика Иерофея (Глазкова).

Преподобномученик Иерофей (в миру Никандр Арсеньевич Глазков) родился 27 октября 1889 года в деревне Панкратово Лежской волости Вологодской губернии в крестьянской семье. Окончил курс земского начального училища в селе Сидорово Вологодского уезда. В ранней юности он решил оставить мирскую жизнь и удалиться в монастырь. В 1908 году, девятнадцати лет, Никандр поступил в Павло-Обнорскую обитель. Настоятельствовал в ней игумен Никон (Чулков) – опытный духовный делатель и духовник, в годы богоборческих гонений ставший вдохновителем и наставником тайных иноческих общин.

В первые годы в Павло-Обнорской обители Никандр исполнял послушание на хлебопекарне и пономарил в храме. Монашеский искус длился в то время сравнительно долго, спешить было некуда; чтобы подняться на новую ступеньку духовной лествицы, душа должна быть к этому приготовлена. Нужно время, чтобы укрепиться в смирении, стяжать послушание воле Божией через иноческое послушание, наладить свою жизнь в соответствии с монастырским и церковным уставом, навыкнуть внутренней молитве. Иначе душа, как не укоренившееся растение, не принесет добрых плодов…

В 1919 году послушник Никандр был пострижен в мантию с именем Иерофей – в память священномученика Иерофея, епископа Афинского. Иерофей значит «освященный Богом». Таково было задание на всю последующую жизнь… В следующем году архиепископ Вологодский, будущий священномученик Александр (Трапицын), рукоположил монаха Иерофея во иеродиакона. В 1921 году он был назначен монастырским ризничим.

Между тем, в стране произошла революция и начались репрессии против верующих; епископы, священнослужители и монахи составляли особую категорию верующих, не поддающихся «переплавке» из православного во многих поколениях человека в «советского» – «строителя коммунизма». В апреле 1924 года Павло-Обнорский монастырь был закрыт, всех монахов обязали выехать и не приближаться к обители ближе, чем на пять километров.

Отец Иерофей обладал поэтическим даром, писал стихи. В одном из стихотворений этого периода он со скорбью отзывается о трагедии разрушения родной обители:

«Но вот появились недобрые люди,
Разрушили этот прекрасный цветник,
Все вырвано с корнем насильственно, грубо,
И вот, как сиротка, обитель стоит».

Архимандрит Никон и многие монахи Павло-Обнорского монастыря, оказавшиеся без крова и средств существования, нашли себе пристанище в городе Любиме Ярославской епархии, в их числе и иеродиакон Иерофей. Их приютил викарный Любимский епископ Сергий (Мельников) – знаток богослужения, любитель церковного пения, стойкий и ревностный архиерей, благодаря которому Любим в лихолетье пережил хотя и короткий, но замечательный расцвет церковной жизни, а насаждаемое властями обновленчество так и не смогло пустить здесь корней. В 1926 году владыка Сергий был сослан в Полторацк, нынешний Ашхабад, и больше в Любим не вернулся; дальнейшая судьба его неизвестна1

25 мая 1925 года епископ Сергий рукоположил отца Иерофея во иеромонаха и назначил настоятелем кладбищенской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Священник жил в кладбищенской сторожке, пользовался любовью жителей города, особенно к нему тянулись молодежь и дети, которых собирал и учил пению еще епископ Сергий – они так и остались петь при Введенской церкви. Приходили за утешением и советом и верующие из соседних приходов. В 1928 году за усердное служение отец Иерофей был награжден набедренником.

В 1930 году в Любимском районе было закрыто много церквей, что вызвало сопротивление прихожан. Когда власти пытались закрыть действующие храмы Спасо-Преображенского Геннадиевого монастыря, там собрались верующие и не допустили закрытия. Власти обвинили в организации сопротивления местных священнослужителей, которыми, как они считали, руководил иеромонах Иерофей.

26 октября 1930 года он был арестован в Любиме и помещен в тюрьму города Данилова. По тому же следственному делу проходили еще пять священнослужителей Любимского района, которых обвиняли в «антисоветской агитации, направленной на подрыв проводимых советской властью мероприятий по организации колхозов и закрытию церквей» и в оказании помощи ссыльному духовенству. Иеромонаху Иерофею также ставили в вину «внесение полной дезорганизации» в атеистическую работу Любимского детского городка (интерната). Его наставления противоречили тому, что внушали детям воспитатели: батюшка «говорил, что надо молиться Богу, уважать священников».

9 января 1931 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской промышленной области отец Иерофей был приговорен к пяти годам концлагерей.

После освобождения, в марте 1935 года, митрополит Ярославский и Ростовский Павел (Борисовский) определил отца Иерофея на прежнее место служения – во Введенскую церковь города Любима. В 1936 году ко дню Пасхи наградил его золотым наперсным крестом.

В стране набирало темпы «строительство нового мира», репрессии против верующих усиливались. Истинный пастырь и монах, отец Иерофей оставался верным Христу. В своих проповедях он открыто обличал безбожную власть, пророчески предрекал ее конец и грядущую войну, прославлял убиенных новомучеников, призывал верующих сплотиться вокруг Церкви.

Естественно, власти не могли долго терпеть такого мужественного исповедничества – Промысл Божий вел священника на страдания. Иеромонах Иерофей стал одной из тысяч жертв «большого террора». 27 июля 1937 года его во второй раз арестовали и на следующий день отправили в Ярославскую тюрьму. Начались допросы, следователи добивались от него показаний о знакомых священнослужителях. Отец Иерофей, опытный в духовной брани, понимал, что вступать в диалог с богоборцами не только бессмысленно, но и чревато новыми репрессиями против людей, может быть, к ним неготовых. И избрал молчание. Он него требовали признания своей вины – что ж, он как священник и монах был против безбожия власти, воздвигшей жестокие гонения на Церковь, обличал ее, заботился о пастве, укреплял народ в вере… 19 августа 1937 года на судебном заседании тройки Управления НКВД иеромонах Иерофей был приговорен к расстрелу. Долгие дни после приговора он находился в тюрьме, видимо, зная о своей участи. Укреплялся в молитве, готовился к мученическому подвигу, который и дано было ему совершить 4 сентября 1937 года.

Иеромонах Иерофей был прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской по представлению Ярославской епархии на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.

В феврале 2002 года в городе Любиме была найдена фотография святого и с нее написана икона, помещенная для молитвенного поклонения в Успенском храме Павло-Обнорского монастыря2.

На фото:
1. Иеромонах Иерофей (Глазков).
2. Епископ Сергий (Мельников) и любимское духовенство, 1925 год.
3. Введенская церковь, город Любим, ныне действующая. 


1 Иподиаконом и ближайшим помощником епископа Сергия был Михаил Гундяев – впоследствии протоиерей, отец Святейшего Патриарха Кирилла.

2 При составлении жития использованы материалы сайта Свято-Троицкого Павло-Обнорского монастыря.

Фотогалерея