По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти преподобномученика Никандра (Прусака)

13 июля Русская Православная Церковь чтит память преподобномученика Никандра (Прусака).

Преподобномученик Никандр (в миру Никифор Дмитриевич Прусак) родился в 1865 году в Каменец-Подольской губернии в крестьянской семье и в крещении был наречен Никифором. С юности избрав монашеский путь, он стал послушником в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни (ныне Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, пос. Нижний Архыз). Никифор был одним их первых иноков этой пустынной общежительной обители, основанной в 1889 году на месте древних разрушенных храмов афонским монахом-келиотом Серафимом (Титовым) «по уставу Святой горы», по благословению епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира (Петрова) – миссионера, сподвижника по Алтайкой миссии святителя Макария (Невского). В это же время, несколько ранее, на Кавказе, в Абхазии, монахами Русского Афонского Пантелеимонова монастыря была основана Новоафонская Симоно-Кананитская обитель.

Какими путями Господь привел юного Никифора из западных пределов Малороссии в эту дальнюю обитель в предгориях Кавказа? Думается, побуждения были те же, что влекли богоискателей всех времен в суровые монастыри, в пустынные кельи ‒ горение ко Христу, желание обрести путь в горние обители в подвижничестве по образу древних отцов...

В Зеленчукской пустыни 7 марта 1896 года послушник Никифор был пострижен в монашество и наречен Никандром. В том же году, 8 июня, рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября 1897 года – в иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как монаха «весьма способного и трудолюбивого».

В 1901 году иеромонах Никифор был направлен в другой недавно (в 1897 г.) открывшийся миссионерский монастырь Предкавказья ‒ Кавказский Николаевский, находившийся близ станицы Кавказской. Здесь он подвизался семь лет, а затем возвратился в родную пустынную Зеленчукскую обитель.

Будучи уже духовно опытным иноком, воспитанный в крепких иноческих традициях и навыкший в разных монастырских послушаниях, в 1913 году иеромонах Никандр был направлен в Орловскую епархию ‒ на послушание казначея в древний Болховский Троицкий Оптин монастырь. А спустя три года переведен в Толгский монастырь Ярославской епархии, где, согласно монастырской ведомости, «проходил череду священнослужения». Здесь его застала революция.

В начале 1918 года году жизнь в Толгской обители, недавно (в 1914 г.) отметившей свое 600-летие, совершалась своим чередом, монастырь продолжал духовно окормлять многочисленных паломников. Намест­ник схиархимандрит Анимподист (Алексеев) писал в июне 1918 года Святейшему Патриарху Тихону: «В святой оби­тели Пресвятыя Богородицы до настоящего дне [все] обстоит благопо­лучно»...

23 июня / 6 июля 1918 года в Ярославле вспыхнуло восстание против большевистской власти. Борьба продолжалась две недели, в результате город был разгромлен артиллерией и восстание жестоко подавлено. Одна из самых трагических попыток избавиться от большевистского ига в первые послереволюционные годы стоила тысяч жизней. Толгский монастырь рассматривался как один из главных опорных пунктов восстания. В одной из статей, напечатанных в «Известиях ВЦИК», сообща­лось, что «в 1918 году в Толгском монастыре был размещен во время мятежа запасной штаб белогвардейцев». Большевики расправлялись без суда и следствия со всеми хотя как-то заподозренными в связях с восставшими. Священники обвинялись в пособничестве восставшим иногда просто за то, что служили по убиенным белогвардейцам панихиды или же отпевали их. Среди вакханалии зла жизнь человеческая не имела никакой цены. Но не так в вечности. Среди тысяч погибших в эти дни невинных людей обрелось множество «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6, 9‒11). В их число Господь избрал и иеромонаха Никандра, судив ему через мученичество за Христа обрести вожделенный с юности путь в горние обители. История сохранила лишь факт убиения его большевиками, и дату ‒ 30 июня (13 июля) 1918 года. Обстоятельства его кончины и место захоронения остались неизвестными. О кончине преподобномученика Никандра Ярославский епархиальный Совет известил проходивший в это время в Москве Поместный Собор Православной Российской Церкви.

Иеромонах Никандр (Прусак) включен в Собор святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.

Преподобномученик Никандр почитается не только в Ярославской епархии (особо – в Толгском монастыре), но также и в Пятигорской и Черкесской епархии, в пределах которой усилиями немногочисленной братии возрождается Зеленчукская Александро-Афонская пустынь1.

На фото:
1. Братия Зеленчукской Александро-Афонской пустыни, 1896 год. Среди иноков - иеродиакон Никандр.
2. Зеленчукский монастырь, начало XX века.
3. Братия Кавказского миссионерского монастыря.
4. Толгский монастырь, начало XX века.
5. Участники подавления восстания на фоне разрушенного бомбардировкой города, июнь 1918 года.
6. Зеленчукская пустынь. Почитание преподобномученика Никандра.


1 При составлении использованы материалы публикаций: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая. Когда свершится воля Божия, жизнь здесь наладится! Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. Сайт «Православие» (http://www.pravoslavie.ru/111874.html); Последние годы существования Толгского монастыря до революции 1917 г. Сайт Толгского монастыря (http://montolga.ru/tolga_1917_1/).

Фотогалерея