По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти преподобномученика Николая (Ащепьева)

20 сентября Русская Православная Церковь чтит память преподобномученика Николая (Ащепьева).

Преподобномученик Николай (в миру Максим Пименович Ащепьев) родился 21 января 1888 года в городе Бобринце[1] Елисаветградского уезда Херсонской губернии в крестьянской семье. Родителей его звали Пимен Авксентьевич и Елена Авраамовна. Отец имел глинобитный дом, три десятины земли, из которых половину десятины занимал огород с фруктовым садом. В хозяйстве были две лошади, корова, поросята.

Максим два года обучался в сельской школе. В 1912 году поступил в Свято-Троицкий Селенгинский монастырь (село Троицкое Селенгинского округа Забайкальской области). Здесь был пострижен в монашество с именем Николай и рукоположен в иеромонаха. В этом же монастыре подвизался и его брат иеромонах Рафаил (Роман Пименович Ащепьев). Селенгинский монастырь в то время являлся одной из крупнейших обителей Российской Империи, форпостом России за Байкалом. В 20-е годы XVIII века в обители три года подвизался святитель Иннокентий Иркутский (†1731)...

В 1924 году монастырь был закрыт, отец Николай перешел в монастырский Никольский скит на озере Катокель (Забайкальская область), где подвизался в течение четырех лет. После закрытия скита в 1928 году для отца Николая начался крестный путь изгнанничества и страданий за веру во Христа.

В начале 1929 года некоторое время он работал у крестьянина в селе Покровка, затем – сторожем церкви на станции Архара Амурской железной дороги.

7 сентября 1929 года отец Николай был арестован в городе Петропавловске-Камчатском и 23 декабря осужден на три года лагерей по ложному обвинению за «участие в контрреволюционной группировке». Отбыв срок на «горьких работах» по лесозаготовке в лагере под Хабаровском, он вернулся на родину – в город Бобринец, где жил у своей родственницы А.И. Новак и некоторое время работал церковным сторожем.

В июне 1934 года отец Николай приехал в Ярославскую область. Ростовский епископ Серафим (Трофимов) принял его на службу и в апреле 1935 года возвел в сан игумена. Игумен Николай служил сначала в Ильинском храме села Шурскол (ныне разрушенном), а затем в церкви вмч. Георгия Победоносца села Вексицы Ростовского района (ныне не действующей). Брат отца Николая иеромонах Рафаил примерно в эти же годы служил в селах Борисоглебского района (Кондаково или Зубарево).

22 апреля[2] 1935 года игумен Николай был вновь арестован в селе Вексицы как участник «контрреволюционной группы», руководимой епископом Ростовским Серафимом. Епископ Серафим регулярно оказывал материальную помощь своему духовному отцу репрессированному епископу Трофиму (Якобчуку)[3], находившемуся в ссылке в Заонежье, и тем, кто разделял с ним изгнание. Отца Николая обвинили в совершении молений за «Самодержца страны Российской», участии в «контрреволюционных связях» и «оказании помощи ссыльному епископу Трофиму и монахиням».

Священник был осужден 16 сентября 1935 года на три года лагерей и направлен в Бидаинское отделение Карлага Карагандинской области Казахстана, где работал на складе горючего. Одновременно с ним был осужден и отправлен в Карлаг епископ Серафим (Трофимов), дальнейшая судьба которого остается неизвестной.

1937 год, унесший жизни тысяч священнослужителей и верующих, стал роковым и для отца Николая. В августе он был арестован в лагере по «делу митрополита Евгения (Зернова)[4]».

Скороспелые обвинения, отраженные в следственных материалах, звучат как похвала мученику: «не изменил своих убеждений», «участвовал в тайных молитвенных собраниях», совершал панихиды по расстрелянным... В сентябре отец Николай вместе с группой осужденных тройкой УНКВД по Карагандинской области был приговорен к расстрелу. 20 сентября 1937 года, накануне Праздника Рождества Богородицы (а может быть, и в самую ночь Праздника), в 7-м Бидаикском отделении Карлага приняли мученическую смерть за Христа митрополит Евгений (Зернов), игумен Евгений (Выжва), игумен Николай (Ащепьев), иеромонах Пахомий (Ионов), священник Стефан Крейдич.

Все они были прославлены в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

На обложке – Георгиевская церковь, село Вексицы, 2014 год.
В фотогалерее – изображение Карлага.


[1] По другим данным в расположенном неподалеку от Бобринца селе Новониколаевке.

[2] По другим сведениями, 18 мая.

[3] Епископ Трофим (Якобчук) был арестован 27 июля 1937 года. Вслед за тем по сфабрикованному делу о «повстанческой церковной организации» начались массовые аресты священнослужителей и верующих в Заонежье. Большинство арестованных были приговорены к расстрелу. Епископ Трофим принял мученическую кончину 4 ноября 1937 года.

[4] Священномученик Евгений (Зернов), митрополит Горьковский и Арзамасский, находился в Карлаге с декабря 1935 года. В этом году Пасхальная служба совпала с празднованием 1 мая. Владыка, возвращаясь со службы, поехал по улицам города в клобуке. На уговоры задержаться, пока разойдутся демонстранты, он ответил: «Что нам бояться, надо Бога бояться». 3 мая он был арестован и осужден на три года лагерей.

Фотогалерея