По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти преподобномученицы Анны (Благовещенской)

11 марта Русская Православная Церковь чтит память преподобномученицы Анны (Благовещенской).

Монахиня Анна (Мария Алексеевна Благовещенская) была старшей дочерью священника Алексея Аполлосовича Благовещенского, служившего в церкви села Борисоглеб Белосельской волости Пошехоно-Володарского уезда Ярославской губернии. Родилась она 30 января 1898 года. Воспитанная в благочестивой семье потомственного священнослужителя, свою горячую веру она сумела пронести через всю свою недолгую жизнь. Окончив в 1916 году Пошехонскую женскую гимназию, Мария Алексеевна стала учительницей. В течение пяти лет она преподавала в нескольких школах Белосельской волости.

Мария с самого детства хорошо знала богослужение и время от времени служила псаломщицей в церкви своего батюшки, собирала девушек-односельчанок в хор. Будучи от природы человеком деятельным, она, вероятно, искала наилучшей возможности использовать все свои силы и знания.

Мария была духовной дочерью последнего игумена Павло-Обнорского монастыря архимандрита Никона (Чулкова). С его благословения в 1921 году в селе Захарьево Первомайского района была организована женская община, в которой преимущественно были дочери священников, духовные чада старца. Надеясь, что Советская власть долго не продержится, отец Никон предполагал из этой общины в будущем создать монастырь. А пока - именовать ее «сельскохозяйственной коммуной».

Первоначально составляли её всего 7 человек, но к 1932 году было уже около 100 «коммунарок». Община, состоявшая исключительно из женщин, вскоре стала известна как передовое хозяйство. У сестёр были и скотный двор, и пасека, они сами плотничали, строили дома. О «коммунарках» писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом. Коммуне было присвоено звание «имени Крупской». Но внутреннее устройство общины было монашеское.

В 1922 году архимандрит Никон благословил вступить в эту «коммуну» и Марию Алексеевну Благовещенскую. В общине она занималась пчеловодством, была счетоводом, заведовала «культурно-просветительской работой».

По воспоминаниям некоторых насельниц общины, архимандрит Никон не благословлял принимать монашеский постриг: это было слишком тяжёлое время для верующих и церкви. Но, видимо, это относилось не ко всем. Со времени вступления в общину Марию Алексеевну называют Анной. И во всех документах «коммуны», и в материалах следствия 1932 и 1937 годов она значится как Анна Алексеевна Благовещенская, что могло быть при тайном постриге.

До 1925 года девушки регулярно посещали церковь села Захарьево, где с 1923 года служил Любимский священник Леонид Киселёв. Когда церковь закрыли, девушки стали молиться тайно.

Эта «коммуна» со временем стала вызывать слишком много подозрений у органов ОГПУ: девушки не желали объединяться с местными колхозами, не принимали к себе всех желающих. На общину стали собираться «агентурные сводки».

Весной 1931 года органами ОГПУ были арестованы почти все члены «коммуны». В 1932 году «коммуна» была ликвидирована.

Анна была арестована 29 апреля 1931 года. Обвинялась она в том, что вела религиозную работу в «коммуне». На допросах она держалась стойко, не подала и намёка на существование тайного монастыря.

Следствие было окончено лишь через год – 23 апреля 1932 года. На судебном заседании Коллегии ОГПУ от 23 апреля 1932 года инокиню Анну осудили и отправили в концлагерь сроком на 3 года, считая с 9 декабря 1931 года (а не с момента ареста).

Вернувшись из мест заключения в 1934 году, Анна служила псаломщицей в церкви села Николо-Колокша Рыбинского района. С ней жила семнадцатилетняя девушка – Аннушка Кесарева. Вместе они помогали архимандриту Никону, скрывавшемуся от следствия, связываться с его духовными чадами.

22 сентября 1937 года Анну вновь арестовали. Её подозревали в активном участии в контрреволюционной подпольной группе «церковников». Но и в этот раз она держалась мужественно, не признавая своей вины и не выдавая близких ей людей.

7 марта 1937 года постановлением судебного заседания «тройки» Управления НКВД по Ярославской области монахиня Анна была приговорена к расстрелу. 11 марта приговор был приведен в исполнение. Место захоронения инокини неизвестно.

25 мая 1989 года Анна (Благовещенская) была реабилитирована.

Информационный отдел Рыбинской епархии

Отделы епархии