По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти преподобномученицы Серафимы (Горшковой)

19 ноября Русская Православная Церковь чтит память преподобномученицы Серафимы (Горшковой).

Преподобномученица Серафима (Анна Алексеевна Горшкова) родилась 2 февраля 1893 года в крестьянской семье в деревне Хмельники, в приходе села Ильинское-в-Поречье Угличского уезда Ярославской губернии. Обучалась в церковно-приходской школе. В 1917 году Анна была уже в монастыре и монашеский постриг приняла, вероятно, еще до революции. Неизвестны ни местонахождение, ни название обители, в которой она подвизалась, ни точное время принятия монашеского пострига. Известно, что ее родственница Анна Петровна Горшкова (по возрасту она могла быть бабушкой монахини Серафимы), крестьянская вдова из деревни Хмельники Ильинской волости, с 1901 года жила в Спасо-Преображенской пустыни в местечке Епихарка Угличского уезда. Эта обитель, затерянная в глухом лесу, просуществовала до 1928 года, давая приют монашествующим, бежавшим от гонений, Гражданской войны, террора, искавшим телесного и духовного спасения.

Возможно, какое-то время и матушка Серафима подвизалась в этой обители, однако в первые послереволюционные годы она была уже вне стен монастыря, вела скитальческий образ жизни, пока, наконец, не нашла пристанище в Воскресенском Новодевичьем монастыре в Петрограде, где находилась ее старшая сестра Елизавета Алексеевна Горшкова. Монастырь формально был упразднен в 1918 году, но негласно продолжал свое существование под видом трудовой общины, и в таких внешне стесненных условиях, как часто бывало в истории Церкви, духовная жизнь обители достигла несравненной высоты.

Вот как писал церковный историк А. Э. Краснов-Левитин о жизни Новодевичьего монастыря в 1920-е годы: «Период с 1925 по 1932 годы – период величайшего расцвета питерского монашества. Все корыстолюбивые, недобросовестные люди ушли – остались лучшие. Полулегальное, стесненное со всех сторон, ежеминутно ожидающее ареста и полного разгрома (что и осуществилось в феврале 1932 года), монашество в то время отличалось чистотой своей жизни, высотой молитвенных подвигов… Я и раньше знал многих монахов; но только здесь, в Новодевичьем, впервые понял обаяние монашества и сам стал страстно желать монашеской жизни».

Многие сестры трудились вне обители, чтобы обеспечить монастырь необходимым. Монахиня Серафима также работала на стороне стекольщицей.

Ночь с 17 на 18 февраля 1932 года в Петрограде (тогда уже Ленинграде) называют «святой ночью» − в эту ночь в городе на Неве и его пригородах было арестовано около 500 человек. Арестовали почти всех членов православных братств и тайных монашеских общин. Так был положен конец сокровенному цветению христианства в лихолетье 1920-х годов в северной столице России. В Новодевичьем монастыре сотрудники ОГПУ забрали 126 сестер − всех, кто мог самостоятельно передвигаться, оставили только лежачих и престарелых. Были арестованы и монахиня Серафима, и ее сестра Елисавета. Спустя месяц монахинь осудили на три года ссылки в Казахстан и выслали в Чимкент.

Среди ссыльных было много духовных лиц, исповедников, подвижников; матушка Серафима обрела здесь единомышленников и духовных наставников, и когда срок ссылки окончился, она осталась в Казахстане – чтобы быть рядом с близкими по духу людьми и служить ссыльным священнослужителям. Она жила на квартире вместе с монахиней Марией (Марией Михайловной Барановой), также высланной в Чимкент из Петрограда в 1932 году – возможно, сестрой Новодевичьей обители.

В октябре 1937 года в Чимкенте произошли массовые аресты. Монахиня Серафима была арестована 9 октября вместе с монахиней Марией. Их обеих включили в групповое дело иеромонаха Гавриила (Владимирова), который, в свою очередь, обвинялся в участии в «контрреволюционной организации церковников, возглавлявшейся митрополитами Кириллом (Смирновым), Иосифом (Петровых) и епископом Евгением (Кобрановым)».

19 ноября 1937 года иеромонах Гавриил, монахини Серафима и Мария были расстреляны в Лисьей балке под Чимкентом. На следующий день здесь же приняли мученические венцы митрополиты Кирилл, Иосиф и епископ Евгений.

Митрополит Кирилл (Смирнов), иеромонах Гавриил (Владимиров) и монахиня Серафима (Горшкова) были прославлены в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года.

На фото:
1. 
Лисья балка под Чимкентом, место расстрела христианских мучеников.
2. Остатки храма в Епихарке. В советское время здесь располагался специнтернат.
3. Новодевичий монастырь в Петрограде, начало XX века.
4. Чимкент, старый город, 1930-е годы.

Фотогалерея