17 июля Русская Православная Церковь чтит память священномученика Димитрия Казанского.
Священномученик Димитрий (Дмитрий Григорьевич Казанский) родился 10 февраля 1887 в селе Полтево Ярославского уезда Ярославской губернии (по другим данным, в селе Юркино Пошехонского уезда). Отец его, Григорий Иванович, был диаконом. По окончании Ярославской духовной семинарии Димитрий принял священный сан и до 1915 года служил священником в Спасо-Преображенском Севастиановском Сохотском женском монастыре Пошехонского уезда. В 1910-е годы это был благоустроенный монастырь, окруженный оградой, с каменным храмом, в двадцати пяти верстах от города Пошехонье, расположенный в глухом болотистом месте среди дремучих лесов. Игуменией монастыря была в то время монахиня Леонида (Исакова).
В 1915 году отец Димитрий получил назначение в Успенскую кладбищенскую церкви в города Пошехонье. Здесь его застала революция.
С 1928 года отец Димитрий стал служить в Воскресенской церкви села Белое Пошехоно-Володарского уезда. В этом селе давно не было священника, и еще служа в Пошехонье, отец Димитрий иногда совершал там богослужения. Как-то на приходском собрании под председательством благочинного рассматривали предложение пригласить в храм священника из обновленцев. Благочинный выступил против, назвав обновленцев еретиками. Тогда прихожане направились к отцу Димитрию, и по их просьбе батюшка был переведен в Воскресенскую церковь. Он переехал жить в село Белое и вскоре был назначен благочинным. В село Белое перебрались многие сестры из закрытой Севастиановой обители, они стали в Воскресенском храме церковницами и певчими. Поскольку обновленцы, поддерживаемые властями, продолжали активно действовать на территории благочиния, отец Димитрий написал небольшую работу с разбором обновленческих заблуждений, предназначенную в основном для священников.
Отец Димитрий отличался строгостью жизни и благочестием. К нему часто приезжали ради духовного совета священники соседних сел и монахини закрытых монастырей.
В октябре 1929 года власти занялись организацией в селе Белом колхоза, потребовав от крестьян еще до того, как колхоз будет создан, сдать государству все запасы хлеба. Когда пришли в дом отца Димитрия, тот отказался сдать им хлеб по той причине, что у него его попросту не было, а побираться по домам он не будет.
В начале ноября 1929 года местная ячейка Союза воинствующих безбожников развернула в селе Белом кампанию по закрытию храма и передачу его под клуб. Отец Димитрий отправился вместе с церковной старостой по домам прихожан и собрал подписи семисот человек против закрытия. Храм удалось отстоять.
Однако отец Димитрий был арестован. Это случилось 9 ноября. Его обвинили в контрреволюционной деятельности. При обыске у него в доме были обнаружены воззвания св. Патриарха Тихона, письмо архиепископа Угличского священномученика Серафима Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию, письмо ярославских епископов, тетрадки с каноническим разбором обновленчества, копии воззваний его как благочинного. В обвинительном заключении следователь на своем языке характеризовал деятельность отца Димитрия как пастыря, сумевшего сохранить в условиях всяческих притеснений приходскую жизнь, собрать верующих, помочь им устоять в истинной вере: «…Священник Казанский стал фигурой, вокруг которой объединялось все антисоветское, социально чуждое пролетарским слоям деревни. Объединяя вокруг себя женщин-фанатичек, монашествующий элемент, поощряя к себе паломничество, Казанский создал себе авторитет святого, второго Иоанна Кронштадтского».
Отца Димитрия осудили на пять лет заключения в ИТЛ. В конце января он был направлен в Управление Северных лагерей особого назначения ОГПУ в город Котлас.
В 1934 году батюшка вернулся из заключения в Пошехонье, где жила в то время его семья. Митрополит Ярославский Павел (Борисовский) благословил его первое время служить в одном из храмов Ярославля и жить в его доме. Прослужив там полтора месяца, он был определен священником к одной из церквей города Любима.
Среди документов следствия 1937 года сохранилось письмо к отцу Димитрию близкого ему священника из Тутаева, написанное в первые месяцы по возвращении его из лагеря, в 1934 году, видимо, в то время, когда он еще не получил место священника. «Милый и дорогой отец Димитрий Григорьевич! – писал тот. – Получил Вашу дорогую весточку, спасибо Вам за добрые отношения и память. Да, у Вас вышла неладиха! Что делать, мир! Просит свое и требует как бы законное... дело уладится, смотреть и думать надо по-Божьи, дело пастырей было и будет всегда под особым попечительством Промысла и Его святой воли и управления. Люди свое, а Бог Свое, что Ему угодно. Вы и сами прекрасно руководитесь указанием и добрым желанием, которое приятно Господу. Зреть Его лицом и беседовать во святыне и правде! Господь даст, устроитесь и будете славить Его, к тому же и сыты все будут. Старайтесь быть пока покойным и оберегайте себя. Запаситесь пока добрым настроением, в чем вам помощником будет святой Ангел Хранитель! Оставьте все свои планы и предположения на волю и милость Божию!»
Священник продолжал исполнять свое служение пред лицом Божиим, «беседуя с Ним во святыне и правде». Между тем власти готовили новое гонение, доброе желание пастыря, приятное Господу, вызывало ярость служителей зла, а всеблагой Промысл Божий уже избрал его для высшего подвига мученичества. Бог делал Свое, что Ему угодно…
В ноябре 1936 года в Ярославской области была арестована группа священников, монахинь и мирян. Некоторые из них упомянули на следствии о своем знакомстве с отцом Димитрием. 5 марта 1937 года он был во второй раз арестован и заключен в тюрьму в городе Пошехонье-Володарске. При обыске была обнаружена «книга об антихристе», которую священник нашел в сторожке храма. Власти усмотрели в ней «провокационное контрреволюционное содержание»… Священнику были предъявлены и другие вымышленные обвинения, характерные для того периода: принадлежность к «антисоветской группе тихоновской ориентации», организация «монашествующего и церковного элемента на контрреволюционную работу»...
Отец Димитрий вину свою отрицал, но, по заключению следствия, был «изобличен показаниями обвиняемых и свидетелей».
Спустя пять месяцев мучительного следствия священник был приговорен к восьми годам заключения в ИТЛ и отправлен в бухту Ногаево Севвостлага1 НКВД, куда прибыл 5 ноября 1937. Вернуться оттуда ему уже не пришлось – он скончался в лагере 17 июля 1942 года.
Священномученик Димитрий Казанский прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
На фото:1. Священномученик Димитрий Казанский.
2. Спасо-Преображенский Севастиановский Сохотский монастырь.
3. Воскресенская церковь, село Белое Пошехонского района, 2014 г.
1 Северо-Восточный исправительно-трудовой лагерь, находившийся в районе Верхней Колымы.