По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти священномученика Никиты (Делекторского)

19 ноября – день памяти священномученика Никиты (Делекторского), епископа Орехово-Зуевского (Нижне-Тагильского).

Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. Обучался во Владимирской духовной семинарии.

В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова, и 3 августа того же года был рукоположен в сан иерея. С 1898 по 1909 годы служил священником в Переславле: сначала в Свято-Никольском монастыре (в этот период он написал брошюру об истории монастыря), затем во Введенско-Четыредесятской церкви. В эти годы он также исполнял разные церковно-учительские послушания: состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском духовном училище, законоучителем церковной школы Николаевского женского монастыря, а также заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля.

В 1900 году у отца Феодора родилась дочь Елизавета. В 1907 году семья распалась – от него ушла жена. Отец Феодор подал прошение об увольнении за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской духовной академии.

В 1911–1915 годах священник Феодор Делекторский − студент Московской духовной академии[1]. В Академии он руководил хором, состоял помощником секретаря Совета и Правления Академии. Был автором гимна к 100-летию Академии, отмечавшемуся в 1914 году. Окончил Академию по второму разряду, получив степень кандидата богословия[2].

В декабре 1917 года отец Феодор по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) приехал в Пермь, где был назначен настоятелем Петропавловского собора и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 году возведен в сан протоиерея. При отступлении Белой армии остался в Перми. Епископ Пермский Сильвестр (Братановский) благословил расторжение церковного брака и «предоставление возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению Святой Церкви в безбрачном состоянии» «ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде».

В 1922 году отец Феодор вернулся на родину, во Владимирскую епархию, где был назначен настоятелем Христорождественского собора города Александрова и благочинным городских церквей.

9 мая 1924 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в монашество. 12 мая того же года состоялась его хиротония во епископа… С 29 мая 1924 года преосвященный Никита − епископ Бугульминский, викарий Саратовской епархии.

Тотчас по прибытии на кафедру владыка вместе с группой священников был арестован по обвинению в связи с белочехами во время Гражданской войны и месяц провел в тюрьме. Спустя год его вновь арестовали, обвинив в том, что он, как православный епископ, подчинялся Патриарху Тихону, а не обновленцам, которых власти признавали единственно законной религиозной организацией. На этот раз владыка томился в тюрьме полтора месяца.

В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии. Люди потянулись к архипастырю-молитвеннику, многие стали его духовными детьми.

В сентябре 1927 года епископ Никита получил от митрополита Сергия (Страгородского) назначение на Нижне-Тагильскую викарную кафедру и в том же году был уволен на покой в возрасте 51 года – очевидно, вследствие несогласия с позицией митрополита Сергия (Страгородского) после выхода его «Декларации». Владыка написал объяснение, которое было заслушано, но не изменило его положения. Он остался жить в городе Орехово-Зуево, приняв на себя подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников.

В 1930 году преосвященный Никита был в третий раз арестован и отправлен на три года в лагерь на строительство Днепрогэс, где работал конюхом и сторожем. Вернувшись в Орехово-Зуево, владыка поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Тайно служил в храмах Орехово-Зуева. С 1935 года находился в розыске. В последние годы жизни жил под фамилией Макаров, и никто, кроме близких людей, не знал, что он епископ. Для пропитания собирал и сдавал утиль. Духовные дети помогали материально, но все, что ему давали, владыка раздавал. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Однажды на недоумение одного из жертвователей он ответил: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с жизнью, полной обмана, предательства и пошлости. Да не подумайте Вы, что мое ремесло − попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное Вами через нас взаймы − дано Богу, Который в свое время и возвратит Вам, ибо ничто у Него не пропадает».

Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых репрессий, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения о проживавших в городе духовных лицах. Владыку Никиту арестовали 13 октября 1937 года, когда он проходил мимо кладбищенской церкви. Он успел незаметно положить на окошко церкви бумажник со своими настоящими документами. Но это лишь усугубило его положение – местные жители нашли бумажник и принесли его в отделение милиции, где таким образом узнали, что арестованный ‒ не простой бродяга, а православный епископ. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было все имущество епископа Никиты.

Святителя препроводили в московскую Таганскую тюрьму. Показания лжесвидетелей, имеющиеся в следственном деле, вопреки целям следствия, лишь дополняют облик святого архипастыря-старца. Мы узнаем, что у него было много единомышленников и почитателей во многих городах страны; он юродствовал, и к нему обращались как к прозорливому, который может провидеть грядущее. Лжесвидетель передавал слова владыки о том, что обязанность каждого истинного пастыря − побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовывать верующих для их защиты. На вопрос следователя владыка засвидетельствовал о себе: «Состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени». Этого было достаточно для его осуждения.

Тройка НКВД приговорила епископа к расстрелу. 19 ноября 1937 года на Бутовском полигоне закончилось мученичеством претрудное восхождение святителя на его Голгофу.

Священномученик Никита прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года[3].

На фото:
1. Священник Феодор Делекторский.
2. Орехово.
3. Переславль-Залесский.
4. Икона священномученика Никиты (Делекторского).


[1] Личное дело: ЦИАМ. Ф. 229. Ч. 4. Ед. 1113. 14 июля 1915 – 29 июля 1915.

[2] Кандидатское сочинение: «Ветхозаветные пророки как пастыри» (НИОР РГБ. Ф. 172. Картон 232. Ед. 14. – 92 с. Приложение № 3 к 3-й части: Изложение книги пастора Никмелера (H. Nicmaller) «Пророки Израиля и их значение для нашего времени»).

[3] При составлении использовано изд.: Голубцов С. А., протод. Профессура и сотрудники МДА в начале XX в. М., 1999. С. 60−61.

Фотогалерея