По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти священномученика Николая Розова

23 декабря Русская Православная Церковь чтит память священномученика Николая Розова, настоятеля Воскресенского собора в городе Романове-Борисоглебске.

Священномученик Николай (Николай Александрович Розов) родился в Костромской губернии, в селе Воронье Судиславского уезда, 22 ноября 1892 года. Отец его был почтовым служащим. Желая послужить Церкви в священном сане, Николай поступил в Ярославскую духовную семинарию. Окончив ее в 1914 году по первому разряду, он некоторое время служил псаломщиком – сначала в церкви села Вески Ростовского уезда, а затем в Пятнице-Калачной церкви города Ярославля. В селе Вески он также преподавал в двухклассной церковно-приходской школе.

В июне 1916 года Николай Александрович был рукоположен во священника и назначен в Крестовоздвиженский собор города Романова-Борисоглебска, а в апреле 1917 года переведен в Воскресенский собор. Настоятелем собора и благочинным Романово-Борисоглебского округа он оставался в течение более двадцати лет ‒ до самого своего ареста. Храм выстоял в 1920-е ‒ 1930-е годы во многом благодаря его мудрости, усердию и молитвам. В древнем величественном Воскресенском соборе города Тутаева (так после 1917 г. стал называться Романов-Боисоглебск) богослужения не прекращались и в последующие годы советской власти.

В октябре 1921 года епископом в город Тутаев был назначен священномученик Вениамин (Воскресенский) († 5 октября 1932 г.) – стойкий архиерей, проповедник, молитвенник, старец. Отец Николай стал верным помощником владыки в церковных делах, его единомышленником и сотаинником.

Отец Николай был женат, супругу его звали Александра Алексеевна. В 1923 году в семье родился единственный сын, названный Вениамином[1]. В 1930 году отец Николай был возведен в сан протоиерея. За усердное служение он неоднократно удостаивался церковных наград. А через несколько лет Господь призвал и его к высшему подвигу мученичества.

В июне 1927 года владыка Вениамин был арестован и уже не вернулся в Романов-Борисоглебск. Находясь в ссылке в Казахстане, а затем в Уральской тюрьме, он поддерживал переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы, разъяснял недоумения по каноническим вопросам. Сохранилось несколько его писем и к отцу Николаю. В одном из них, из уральской тюрьмы (1930 г.), Владыка, поздравляя священника с днем Ангела, призывал его «нести бремя и честь пастырства с ревностью Святителя».

Весной 1938 года пришел черед пострадать за Христа и отцу Николаю. 29 апреля 1938 года он был арестован, заключен в ярославскую тюрьму. Его ложно обвинили в участии в якобы существующей «антисоветской церковно-монархической организации города Ярославля». Из обвинительных формулировок пред нами предстает образ пастыря, ревностно исполнявшего свое служение, несмотря на гонения. Ему удалось собрать вокруг себя множество верующих, поддерживать, наставлять, руководить, помогать молитвой, делом, советом. Отец Николай «сильно влиял» на прихожан, «добился большой посещаемости» храма; его «подрывная деятельность» состояла в произнесении проповедей, обличающих безбожие, в несогласии с закрытием церквей, в «привлечении рабочих и колхозников в религиозные общины», «отвлечении от всего советского», в «призывах к крещению», воспитанию детей в религиозном духе, в распространении церковной литературы, помощи ссыльному и заключенному в тюрьмы духовенству, а также семьям пострадавших от репрессий.

Торжественное освящение возвращенных от обновленцев храмов было расценено как «антисоветский выпад»; совершение треб на дому – как «действенное оружие против безбожия и коммунизма»; молитва о дожде рассматривалась как «использование предполагаемого стихийного бедствия для укрепления в народе религии»…

Господь даровал отцу Николаю благодать и крепость стойко переносить тюремные истязания в течение полугода, «огаждаясь молчанием» от возводимых на него лжи и клеветы, твердо стоя в Истине, сокровенной в глубине преданного Христу сердца.

26 сентября 1938 года 45-летнего священника приговорили к восьми годам лагерей. В октябре он был выслан в Соликамск, а оттуда отправлен в концлагерь – поселок Катомыш, где 23 декабря скончался. Отец Николай был похоронен в братской могиле на поселковом кладбище, которое существует и поныне.

Священномученик Николай Розов прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в 2000 году[2].

На фото:
1. Священник Николай Розов с семьей.
2. Священник Николай Розов.
3. Советский концлагерь, 1930-е годы.
4. 23 декабря 2018 года. Воскресенский собор, город Тутаев.


[1] Очевидно, в честь владыки Вениамина.

[2] Использована публ. писем сщмч. Вениамина (Воскресенского) в журнале «Реутов Православный». 2005. № 2 (8). Эл. ресурс.

Фотогалерея