По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День памяти священномученика Серафима (Самойловича)

«Милостью Божией храню Православие
и благословляю Имя Божие...»

4 ноября Русская Православная Церковь чтит память священномученика Серафима (Самойловича), архиепископа Угличского.

Священномученик Серафим (в миру Семен Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1881 года в Полтавской губернии в семье псаломщика, служившего в одном из сельских храмов вблизи Миргорода. Мать его происходила из обедневшего дворянского рода Воронежской губернии и была взята на воспитание своим крестным отцом, священником города Миргорода. Семен был вторым по счету ребенком в семье и старшим сыном. Всего же детей у четы Самойловичей было пятеро, двое сыновей умерли в младенчестве. У владыки была сестра Надежда и младший брат Федор, принявший монашеский постриг в 1910 году с именем Феодосий. В 1915 году отец Феодосий был смотрителем Томского духовного училища.

В 1889 году Семен поступил в Лубенское духовное училище, в 1902 году одним из лучших учеников окончил Полтавскую духовную семинарию и отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон (Беллавин). Он был определен на должность учителя Уналашкинской миссионерской школы, а через три года переведен учителем двухклассной миссионерской школы в город Ситку. В течение двух лет был личным переводчиком епископа Тихона при путешествиях по отдаленным уголкам епархии. В письмах к родным он упоминает «алеутские прогулки на собачьих упряжках вместе с дорогим аввой Тихоном».

В день памяти преподобного Сергия Радонежского 25 сентября 1905 года епископ Аляскинский Иннокентий (Пустынский) постриг Семена Самойловича в монашество с именем Серафим. 2 октября он был посвящен в иеродиакона с причислением к Ситкинскому Архиерейскому дому, а спустя полгода, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, рукоположен в сан иеромонаха. В августе 1906 года иеромонах Серафим назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии, спустя полтора года определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии.

Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности и возвращении на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 года.

Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое пастырское попечение о новопросвещенной пастве.

Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе – с 25 мая по 25 августа 1909 года он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии. 1 сентября отец Серафим был назначен духовником Александровской духовной семинарии в городе Ардон в Осетии. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора семинарии, а 13 апреля 1910 года был назначен наместником Могилево-Братского монастыря.

23 июня 1910 года иеромонах Серафим стал настоятелем Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь трудился под началом владыки Тихона (Беллавина), в то время архиепископа Ярославского и Ростовского, будущего Патриарха Всероссийского. 11 мая 1912 года отец Серафим был возведен в сан игумена. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона был расширен монастырский странноприимный дом. С началом войны 1914 года игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (в августе 1914 года). Руководил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский святитель Агафангел (Преображенский). Для устройства празднования был учрежден комитет под председательством епископа Рыбинского Сильвестра. В дни юбилея обитель приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания.

В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличского Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Он помогал владыке Агафангелу в управлении епархией. В июле 1918 года, во время расправы властей над участниками ярославского восстания, архимандрит Серафим проявил твердость и мужество, сохранив обитель от разграбления.

15 февраля 1920 года состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В промежутке между 1922 и 1924 годами епископ Серафим временно управлял Харьковской епархией и дважды ненадолго арестовывался. В 1924 году Святейший Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа.

В период ссылки святителя Агафангела в Нарымский край архиепископ Серафим несколько месяцев управлял Ярославской епархией. В это время Церковь оказалась под угрозой «григорианского» раскола. Архиепископ Серафим поддержал действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), направленные на сохранение единства Церкви в своих «Ответах на три вопроса по поводу «григорианского раскола» и его деятелей» (1926 г.).

Конец 1926 года был для владыки Серафима особо значим: Промыслом Божиим он был поставлен во главе Русской Церкви. После ареста митрополита Иосифа (Петровых), по его завещательному распоряжению, архиепископ Серафим стал Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Об этом он известил чад Церкви в «Послании» от 29 декабря 1926 года из Углича: «Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям – епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви». Архиепископ Серафим просил собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставлял все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах.

В марте 1927 года архиепископ Серафим был вызван в Москву и заключен во Внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через три дня освобожден и выслан в Углич. В Угличе святитель жил в Покровском монастыре.

Владыка Серафим управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. С освобождением из заключения митрополита Сергия он передал ему свои права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным защитником интересов святой Церкви от посягательств богоборческой власти. Из воспоминаний иподиакона владыки Михаила Николаевича Ярославского известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода.

Издание «Послания Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» от 29 июля 1927 года («Декларации») внесло в церковную жизнь разделения. В Ярославской епархии оно вызвало несогласие. 6 февраля 1928 года митрополит Агафангел, архиепископ Серафим, митрополит Иосиф, архиепископ Варлаам (Ряшенцев), епископ Евгений (Кобранов) подписали обращение на имя митрополита Сергия. В нем они выражали глубокое сожаление об избрании такого направления деятельности, при котором «начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному». В заключении иерархи удостоверяли свою верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и объявляли о самостоятельном управлении Ярославской епархией.

В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является документом, свидетельствующим о высоких христианских добродетелях архипастыря. Принципиально расходясь во взглядах с Заместителем Местоблюстителя, он сохраняет глубокое почтение к старшему собрату: «Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце». Письмо дышит любовью и к адресату, и к тем, кого глубоко огорчила Декларация, и обнаруживает высокий дух исповедничества владыки Серафима, который он запечатлел всей своей последующей страдальческой жизнью. Он говорит о том, что Декларация, по сути, отрицая факт гонений на Церковь, лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания, просит составить новую Декларацию, не содержащую измены Истине.

Митрополит Сергий направил в Ярославль письмо на имя митрополита Агафангела, умоляя в нем «сохранить общение с нами, потерпев еще немного нашим немощам». В это время архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии: 17 февраля 1928 года он был арестован, выслан в Могилев и заключен в Буйничский Свято-Духов монастырь.

Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Временный при нем Патриарший Священный Синод подвергли прещениям архиереев, не принявших «Декларацию». 11 апреля 1928 года архиепископ Серафим был уволен от управления Угличским викариатством и, в числе других ярославских архиереев, подлежал преданию каноническому суду православных архиереев, временному запрещению в священнослужении в Ярославской и Московской епархиях. В месячный срок требовалось подать письменное отречение от Послания 6 февраля и выразить послушание Заместителю Патриаршего Местоблюстителя.

В 1928 году, находясь в Буйничском монастыре, владыка вел дневник. 31 декабря года он писал в нем: «Вот и год миновал — канул в вечность — год тяжелый — большой, много пришлось всем пережить и перечувствовать, но и мне лично он много принес горестей, обид и все же духовного высокого настроения. Я прошел через великое горнило и испытаний, и искушений... Утратили старца м[итрополита] Агафангела (16 октября 1928 г.), который явил великий образ и смиренномудрия и смирения. История скажет свое правдивое слово и благословит его имя. Вечный покой ему... Здесь могу только преклониться пред мужеством, постоянством и твердостью моих верных угличан и особенно тех, кто полагает душу свою за церковное дело, за спасение Церкви. Со слезами возношу их имена во время своей молитвы. Дивные дела Господни — дивен Бог во святых Своих. И все же скажу, как чудно хранит меня Десница Божия, пред которой я преклоняюсь и благоговейно вспоминаю все проявления ее милости. Молитвами святых, родных и близких Господь призирает на меня и на тех, кто со мною призывает Его св. Имя. При всей моей немощи телесной, иногда весьма удручающей меня, я милостью Божией и по сей день храню Православие и благословляю Имя Божие, как завещали нам св. Отцы…»

В феврале (или марте) 1929 года владыка Серафим вновь был арестован в Могилеве и осужден на три года заключения в лагере. Начался последний этап его жизни, исполненный страданий.

Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере, где его посылали на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, владыка упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом.

Осенью 1930 года он был отправлен на строительство Беломорканала. Протопресвитер Михаил Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение: «Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима – высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом... Мы, лекпомы, старались помочь владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки-дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру... я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима. «На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов, я стою с 12 дня и меня не сменяют (было около 6-ти часов вечера)»».

В 1931 году святитель Серафим был вновь направлен в Соловецкий лагерь (поселок Май-Губа, командировка «Новая биржа»). В январе (марте?) 1932 года он был освобожден из лагеря на шесть месяцев раньше срока и отправлен в ссылку в Марийскую республику, город Козмодемьянск. Вероятно, к этому периоду относятся воспоминания того же свидетеля, приводимые протопресвитером Михаилом Польским: «Он слабел телесно, но духом был тверд... Больной – владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку».

29 декабря 1932 года владыка Серафим был вновь арестован и осужден на три года ссылки в Северный край[1]. Жил он в Архангельске, в доме № 30 по улице Вятской, имел возможность служить литургию в Воскресенском храме. Осенью 1933 года на пять дней тайно приезжал в Рыбинск, желая встретиться со старицей Ксенией Красавиной, но встреча эта не состоялась.

21 мая 1934 года владыка в очередной раз был арестован в Архангельске и спецконвоем отправлен в город Иваново. В обвинительном заключении указано, что архиепископ Серафим являлся «вдохновителем контрреволюционной организации ИПЦ в северо-западных районах Ивановской Промышленной области» и «в продолжение более десяти лет возглавлял активную борьбу против советской власти». Новый приговор – пять лет заключения в лагерях. Владыка был отправлен этапом в Сусловское отделение Сиблага (Новосибирская область).

В октябре 1937 года, находясь в лагере, святитель Серафим был арестован и 28 октября приговорен к расстрелу тройкой УНКВД Западно-Сибирского края. 4 ноября 1937 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, святитель Серафим принял мученическую смерть за Христа[2].

Так святым мученическим подвигом венчалась необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего вздоха отданная Богу и людям.

Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года[3].

На фото:
1. Портрет архиепископа Серафима (Самойловича).
2. Братия Покровского монастыря. В нижнем ряду четвертый слева — архиепископ Серафим (Самойлович).
3. Художник Г. А. Сотсков. Покровский монастырь в Угличе.


[1] В 1929–1936 гг. – административно-территориальная единица на северо-западе России с центром в г. Архангельске.

[2] По другим сведениям, 4 ноября был вынесен приговор, а 9 ноября владыка Серафим был расстрелян.

[3] При составлении использованы публ.: Воспоминания М. Н. Ярославского // Надежда. Душеполезное чтение. Базель, 1994. Вып. 18. С. 164–181; Священник Афанасий Гумеров. Житие архиепископа Серафима (Самойловича) // Сайт «Православие.ру». Эл. ресурс; Дневник [архиепископа Серафима] 1928 года. Эл. ресурс.

Фотогалерея