5 октября Русская Православная Церковь чтит память священномученика Вениамина, епископа Романовского.
Священномученик Вениамин, епископ Романовский, викарий Ярославской епархии (в миру Василий Константинович Воскресенский), родился 15 января 1871 года в селе Переславцево Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной семье священника Константина Михайловича Воскресенского. Отец его служил в Троицкой церкви и трудился на ниве народного просвещения. Начальное образование будущий священномученик получил в школе, располагавшейся в их доме, которую основал его отец. В семье отца Константина любили и хорошо знали церковное пение, сочиняли богослужебные песнопения. Василий с детства пел на клиросе.
Он окончил Духовное училище, в 1892 году – Ярославскую духовную семинарию, а в 1896 году – Московскую духовную академию[1] со степенью кандидата богословия[2]. В годы учебы он руководил студенческим хором. В 1898 году Василий Константинович был назначен инспектором Кутаисской духовной семинарии, где также преподавал русскую литературу и историю. В 1901 году он был переведен в Тифлисскую духовную семинарию. В Тифлисе окончил Императорское музыкальное училище (ныне Тбилисская консерватория) по классу теории музыки.
В 1908 году Василий Константинович Воскресенский получает назначение в Вятскую духовную семинарию, через год ‒ в Вологодскую семинарию. С 1911 года он трудится преподавателем Священного Писания Ярославской духовной семинарии, активно участвуя и в церковно-общественной деятельности, в частности, в учреждении стипендии для бедных семинаристов. Преподавательскую работу Василий Константинович совмещал с руководством семинарским хором. В то время в церковной прессе развернулась полемика о богослужебном пении: должен ли церковный хор состоять из профессиональных певцов или нужно стремиться к общенародному пению, быть ли церковным напевам унифицированным или сохранить местные различия? Василий Воскресенский указывал, что местные напевы – это «священное достояние местного церковного предания, священный мир, в котором жили, пели и горячо молились многие люди», считал, что церковное пение должно быть способным возводить души молящихся к высоким предметам богослужения. Помимо организации хора в семинарии он создал церковный хор в родном селе Переславцеве.
В 1915 году Ярославский архиепископ святитель Агафангел (Преображенский) организовал проповеднический кружок, в который пригласил наиболее авторитетных и талантливых пастырей-проповедников, преподавателей семинарии, в том числе и Василия Воскресенского. С 1916 года Василий Воскресенский в течение трех лет преподавал в Ярославской железнодорожной школе, в том же году был назначен членом издательского отдела епархиального просветительского братства святителя Димитрия, в начале 1917 года ему было поручено принять участие в разработке проекта нового устава братства.
В 1918 году Ярославская семинария была закрыта. 1 октября 1919 года Василий Константинович был принят учителем в Первую общеобразовательную школу 2-й ступени Волжского района. Преподавал в старших классах русскую литературу, в младших – пение. Авторитет Василия Константиновича в Ярославской епархии был столь велик, что в 1919 году собрание духовенства и мирян избрало его членом епархиального совета от мирян. А когда осталась вдовствующей викарная кафедра епископа Романовского, 4 июня 1921 года съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал Василия Константиновича Воскресенского кандидатом на рукоположение во епископа Романовского. По представлению святителя Агафангела, митрополита Ярославского, это избрание было утверждено св. Патриархом Тихоном. В том же году Василий Воскресенский был пострижен в монашество с именем Вениамин, возведен в сан иеродиакона, затем иеромонаха, и 9 октября хиротонисан во епископа Романовского, викария Ярославской епархии (позже викариатство было переименовано в Тутаевское). Епископ Вениамин стал одним из ближайших помощников митрополита Агафангела. Верующими он почитался как ревностный архиерей, молитвенник, старец, прозорливец, у него было много духовных чад.
В 1922 году в Ярославле было организовано обновленческое епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 года ОГПУ арестовало митрополита Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако православное духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Романовскому епископу Вениамину. Вскоре владыка Вениамин был арестован (формально «за хранение штампов и бланков») и заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. 15 октября 1922 года в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в котором приняло участие более трех тысяч человек. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом Вениамина Романовского. Несмотря на то, что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. Владыка был осужден по ложному обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к семи годам лишения свободы. В 1926 году, по амнистии к 10-летию советской власти епископ Вениамин был освобожден и возвратился на кафедру. В том же году церковным священноначалием он был назначен также временно управляющим Рыбинским викариатством.
Владыка возобновил служение, часто посещал сельские приходы своей епархии, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в которой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христианское просвещение, он брал с собой во время объездов наиболее одаренных проповедников. Во время одной из поездок вечером 12 июня 1927 года владыка Вениамин был арестован в городе Пошехонье и заключен сначала в пошехонскую, а затем в ярославскую тюрьму. По словам архимандрита Павла (Груздева), по пути в Ярославль конвой, сопровождавший епископа Вениамина, задержался в Тутаеве, и владыку водили по улицам, предварительно обрив наполовину голову, осыпая оскорблениями и побоями.
23 сентября 1927 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ владыка Вениамин был приговорен к трем годам ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в центральных областях и прикреплением к определенному месту жительства на три года. Вернуться назад в Романов-Борисоглебск ему уже было не суждено... Этап длился четыре месяца. Срок владыка отбывал сначала в поселке Джамбейта Уральского округа. Во время заключения он перенес инсульт с парализацией правой стороны тела. Осенью 1928 года святителя перевели в село Каратюбе, удаленное от ближайшей железнодорожной станции на 240 км. В то время здесь отбывали ссылку и другие заключенные, среди них – преподобноисповедник Георгий (Лавров), старец-архимандрит московского Данилова монастыря, с несколькими своими духовными чадами, помогавшими ему. Между ссыльными епископом, священнослужителями и верующими наладилось доброе общение при соблюдении должной осторожности, они взаимно поддерживали друг друга и материально, и духовно.
Коротенькое письмецо епископа Вениамина в Москву к духовной дочери отца Георгия Зинаиде Осколковой, написанное в марте 1930 года, хорошо передает обстановку и настроение ссыльной жизни в удаленном киргизском поселке, сердечность и простоту отношений, благодушие, с которым владыка переносил испытания, характерный для него добрый юмор: «Многоуважаемая Зина! Благодарю за память о моем 14 январе[3]. Своевременно получив привет, не своевременно отвечаю. Извините. Ныне все надо извинять у каратюбинского «кунака» (гостя). Знание киргизского языка продвигается вперед очень медленно, по нескольку слов в год. Идет у нас сейчас разброд шабра. Где останавливается председатель Казахстана, хозяюшки того дома уже нет в доме. Дом стал не ее. Муллы также не стало. Отца забияки Махмута в бывшем доме уже нет. Дом с садиком из саксаула хозяина своего потерял. Но сад и камень при нем, а Максимыч при камне. Проспектная Каратюба разъезжается, дома переходят в казенное владение. У нас был здесь большой спрос на просо. Оно-то и явилось причиной перехода. Хозяин еще торопится, (перестань смеяться), магометане почему-то обратили внимание на предмет их не касающийся...»
В ссылке епископ Вениамин поддерживал активную переписку со своей паствой, окормлял духовных чад, вникал в возникавшие административные проблемы. В связи со смущением, возникшим после публикации Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Священным Синодом «Декларации» 1927 года, владыка Вениамин разъяснял пастве свою позицию: «Каноны говорят: нельзя Предстоятеля Церкви судить без суда Церкви. Если его пока нет, то пребудь в терпении, и уповании, и чаянии грядущего суда; он будет или через Собор или, по невозможности его, через консенсус, какой состоялся об обновленцах. Митрополит Агафангел, находясь в преддверии смерти, не решился выступить с судом (отделение означает именно суд) без суда Церкви. Я тоже не решаюсь и боюсь. Я повинуюсь митрополиту Сергию. Это не означает, что я соглашаюсь с Декларацией... Я с ней не соглашаюсь, я против нее, я осуждаю ее. Я не «мирюсь» и не «соглашаюсь» с митрополитом Сергием и считаю его виновным, а просто повинуюсь. Я хочу быть послушным Церкви и ее канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви. Кто поступает лучше – предоставляю решить церковному сознанию».
В конце 1929 года в Тутаеве, как и по всей стране, начались массовые аресты. Верующих обвиняли в создании «контрреволюционных организаций», помощи ссыльному духовенству. В материалы следствия попали письма владыки Вениамина, изъятые при арестах. Следствие сделало вывод о необходимости «привлечь к ответственности через соответствующие органы находящегося в ссылке епископа Вениамина Воскресенского за распространение антисоветской переписки». В марте 1930 года в ОГПУ в городе Уральске было начато дело против духовенства Михаило-Архангельского собора и верующих. В начале апреля 1930 года владыка был вызван из Каратюбе и доставлен в Уральский политизолятор. По тому же делу арестовали еще 29 человек. Владыку, как епископа, ОГПУ сделало главным обвиняемым по делу. Протоколы допросов по-своему отразили позицию владыки по сути предъявленного ему обвинения в «агитации среди заключенных» и «руководстве контрреволюционной церковной организацией в Каратюбе»: «Я борюсь с безбожием советской власти, жалуюсь на это безбожие, но убежден, что это не означает призывание к свержению советской власти как государственной власти. В моем понимании религия и государство – два разных института».
Следствие продолжалось около года, доказательств «вины» не нашлось и дело епископа Вениамина приобщили к делу «ИПЦ», обвинив его в сотрудничестве с лицами, которых он никогда не видел и церковную позицию которых не разделял.
16 марта 1931 года он был обвинен в принадлежности к «организации Истинно-Православная Церковь», возглавлявшейся Гдовским епископом Димитрием (Любимовым) и заключен в лагерь близ Красноводска. 5 октября 1932 года святитель скончался в лагере.
Священномученик Вениамин был прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.
[1] Личное дело студента В. К. Воскресенского хранится в ЦИАМ (Ф. 229 (Личные дела студентов и преподавателей МДА). Ч. 4. Ед. 819. 29 августа 1892 – 29 сентября 1897).
[2] Кандидатское сочинение В. К. Воскресенского было посвящено теме: «Библейско-отеческое учение о благодатных действиях Таинства Евхаристии» (НИОР РГБ. Ф. 172 (Рукописи МДА). Картон 215. Ед. 17. – 170 с.).
[3] 14 января по старому стилю ‒ память преподобномученика Вениамина, одного из отцов, в Синае и Раифе избиенных в IV–V вв., день Ангела сщмч. Вениамина.