В 1841 году окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем он преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.
Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 году святитель Феофан в сане архимандрита начал преподавать в СПДА, затем стал ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года архимандрит Феофан был настоятелем посольской церкви в Константинополе, с 1857 года — ректором СПДА.
В 1859 году хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устроил церковноприходские и воскресные школы, открыл женское епархиальное училище.
С июля 1863 года святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 году по прошению был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время, остававшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 года святитель ушел в затвор. В это время он писал литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей. Он отмечал: «Писать — это служба, Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».
Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.
В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и другие
Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.
Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.
Информационный отдел Рыбинской епархии