По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

В честь празднования иконе Софии Премудрости Божией (Новгородской)

Сегодня совершается празднование иконе Софии Премудрости Божией (Новгородской), в честь которой в Рыбинске в 1861 году был основан Рыбинский Софийский женский монастырь. Известно, что рыбинский женский монастырь – единственный в России носил имя Софии Премудрости Божией. Что значило это имя? Слово «София» в христианском миропонимании многозначно и в то же время определенно. В современном богословии для толкования этого понятия существует целое направление - софиология. А знатоки искусства исследуют софийность как явление в мировой архитектуре. Особенный интерес к этому понятию возник и в Рыбинске – как только началось восстановление Софийского монастыря.

Раскрыть понятие софийности на материале святоотеческой литературы и архитектуры – эту задачу поставила перед собой преподаватель Рыбинской детской художественной школы Анна Яблокова в исследовательской работе, фрагменты которой мы предлагаем вниманию наших читателей.

Многозначность слова “премудрость” обнаруживается еще в Писании, где апостол Павел употребляет его для обозначения Христа (1Кор.1,24), одного из свойств Божества (1Кор.1,21), риторской “премудрости слова” (1Кор, 1,17). Пророк Исайя пользуется именем “Премудрость” для наречения одного из служебных духов (Ис.11,2), а деятели времен исихастских споров - для обозначения одной из божественных энергий. Со временем проблема приложения имени София все более усложнялась. Прибавилось разнообразие мнений святоотеческой и богословской литературы, гимнографии, церковной археологии.

Издавна человек был убежден, что Премудрость - полнота знания о Боге и мире, ведение прошлого, настоящего и будущего - исключительная привилегия Божества. И когда апостол Павел говорил, что “мудрость мира сего есть безумие пред Богом” (1Кор.3,19), то тем самым выражал общую для древности точку зрения на скудность и извращенность человеческого знания. Даже эллины, кичившиеся своей культурой, обилием и разнообразием интеллектуальных богатств, предпочитали называть их создателей “любителями мудрости” (философами) и придавали слову “мудрец” (софист) подчеркнуто скептико-иронический смысл.

Дионисий Ареопагит писал о Софии: ”...воспевая подобным образом в ее запредельности невыразимую, неуразумеваемую и безумную Премудрость, скажем, что она является причиной всякого ума и разума, всякой мудрости и постижения. Ей (принадлежит) всякий совет, от Нее (возникает) всякое знание и разумение”. Из сказанного не следует, что только чистое умозрение - плод человеческого восприятия божественной Премудрости. Дары Ее разнообразны и, наряду с интеллектуальной деятельностью, включают также практическое творчество - и прежде всего в религиозной сфере. В качестве примера людей, исполненных Духом Божиим, мудростью, разумением и ведением можно назвать Веселиила, создателя скинии, наделенного мудростью выше всех сынов Востока (Исх.31,3); царя Соломона - строителя иерусалимского храма (3Цар.4,30). Подобные примеры говорят о причастности Софии к живой практической религиозной деятельности.

Традиция Веселиила и Соломона, традиция осмысления религиозного творчества, как проявления исключительного дара духовной мудрости, была живо воспринята христианством и воплотилась в уникальное по своей интеллектуальной насыщенности искусство. София, как первоисточник творческого вдохновения, видимо, изначала ощущалась церковными мастерами. Неслучайно уже один из первых храмов, появившихся при Константине Великом, был освящен во имя Святой Софии.

Для христианского мастера, сознающего полноту и превосходство христианского откровения, творить значило не просто копировать ветхозаветные образцы, но создавать более совершенные и возвышенные произведения. Время не сохранило тот самый первый в христианской культуре храм Софии. Он несколько раз горел, последний, особенно жестокий пожар случился в 532 году. Сознавая необходимость восстановления собора, император Юстиниан отказался от мысли об обычной реставрации, а решил возвести на том же месте новое, невиданное дотоле по красоте и размерам здание. В 537 году храм был отстроен и освящен. Оригинальность и выразительность архитектурных решений, грандиозность, красота и богатство Великой Софии и до сего времени оставляют неизгладимое впечатление в душе каждого, кому доводится увидеть этот выдающийся памятник церковного зодчества.

Величественный храм Святой Софии в Константинополе стал воплощением восточно-эллинистических архитектурных традиций. В нем соединились принципы центрально-купольного и базиликального зодчества.

Вертикальное движение в крестово-купольном храме в большей мере ориентировано не на внешнюю, а на внутреннюю — зрительную и духовную — активность. Идея горизонтальной протяженности, мыслившейся как образ земного жизненного пути человека, нашла свое материальное воплощение в базиликах. В купольных базиликах на нее накладывалось вертикальное движение, ставшее основным в кре­стово-купольном храме. Соединение внешнего и внутреннего, горизон­тальной и вертикальной протяженности архитектурного пространства дает известную формулу: «Храм есть путь горнего восхождения».

В одном из посланий XV века мы читаем о церкви как о духовном институте: «… а Церковь Божия… светится паче солнца, яко сущее небо земное украшена и красящися непобедимым православием». Соответственно и «неописуемая» красота искусства, доставлявшая «невыразимую» радость и наслаждение средневековому зрителю, являлась для древнерусского человека свидетельством духовной наполненности и высокой значимости искусства, его софийности.

Для древнего русича храм был не только произведением архитектуры в современном смысле этого понятия, но целостным произведением искусства строителей, живописцев, декораторов, вкладчиков драгоценных предметов и книг, а также певчих и священнослужителей. Только совместная деятельность всех этих людей приводила в конечном результате к тому, что древнерусский человек называл «красотой церковной».

В последней же он видел выражение красоты более высокой – небесной, божественной  и прозревал в ней путь к этой вечной красоте.

Одними из самых ярких примеров красоты и воплощения премудрости Божией на Руси являются храмы Святой Софии в Киеве, в Новгороде и в Полоцке. Эти соборы обладают идеологическим и композиционным подобием. Они были возведены в городах-столицах с сильной централизованной властью, которые оформились (или имели тенденцию оформиться) в самостоятельные государственные центры.

Идея подражания в «новой» церковной архитектуре храму Святой Софии в Константинополе зародилась в самом начале 1780-х годов и была связана со знаменитым «Греческим проектом». Известно, что его внешнеполитическим выражением стали войны с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 гг. На освобожденных от турецкого владычества землях предполагалось создание греческого государства со столицей в Константинополе.

Софийский собор в городе София составлял единый планировочный комплекс с Царскосельским парком.

В России было несколько соборов в честь Святой Софии, однако не было ни одного Софийского монастыря. Рыбинский монастырь стал первым и единственным Софийским монастырем на русской земле. Он стал знаменем «духовной столичности» города на Волге, его особого предназначения в судьбах России. Монастырь был прославлен подвигами многих подвижниц. Одна из них – монахиня Сергия, основательница Леушинской обители (погребена в Софийском монастыре). Последняя из них – монахиня Агния, могилка которой является ныне чтимой на городском кладбище. В монастыре был погребен и блаженный иерей Петр Томаницкий.

Несмотря на краткую историю, чуть более полувека, Софийский монастырь стал значительным духовным явлением, явившись корнем других женских обителей, основанных его насельницами.

На фото:

1. Храм Святой Софии в Константинополе. Внешний вид мощный, монолитный, цельный возник как богословское доказательство в период чрезвычайных усилий Церкви по борьбе с гностиками и арианами, пренебрежительно отзывавшимися о месте и значении Премудрости Божией в духовной жизни мира. Мощный купол символизирует второе лицо Св.Троицы – вочеловечевшегося Сына Божьего Иисуса Христа, «Я езмь путь и Истина» .

2. Храм Святой Софии в Киеве (1017-1037 гг.). В плане появляются дополнительные нефы и галереи – желание расширять проповедь христианства большему количеству людей. 1купол – символ Христа, 12 куполов – символ двенадцати апостолов. Построен при Ярославе Мудром, по замыслу создателей для утверждения на Руси христианства через красоту внешнюю. В силуэте Софии Киевской прочитывается монолитность, соборность, иеархия, стройность, появляется музыкальность, возрастание ритмов, воспевание, гимн. Увеличивается количество барабанов и апсид, усложняется красота гимна.

3. Храм Святой Софии в Новгороде (1045-1050 гг.). Храм построен при Ярославе Мудром, и так же, как и София Киевская, являет собой монолитность, цельность и соборность. Ярко выраженные лопатки задают ритмы, симфонию, музыкальность. Храм имеет индивидуальные черты – шлемовидные купола, 5 куполов, символизирующие Христа и 4 евангелистов, и над лестницей, – отдельно стоящий купол. Автор статьи предполагает, основываясь на мыслях З.Оттенского, что шестой купол символизирует Пресвятую Богородицу, т.к. празднование Софии – Премудрости Божией на Руси перешло на Успение. «Дева Мария – храм Премудрости, первый из храмов Софии, и поэтому нет никакого противоречия в том, что храмовые праздники в софийских соборах на Руси совпадали с праздниками богородичными…», в одном случае празднуется Рождество храма Премудрости, а в другом «преложение земной храмины в небесную», – писал З.Оттенский. 

4. Храм Святой Софии в Полоцке (1044-1066 гг.). Воздвигнутый немного позднее таких же соборов в Киеве и Новгороде, он отличается от них, т.к. имеет три нефа и семь куполов. Семь куполов могут символизировать семь вселенских соборов, семь Ангелов из откровения Иоанна Богослова, семь дней творения. Храм являет собой стройность, монолитность, единство, соборность и иеархию. Ритмы возрастания от низа к верху, дают образ постепенного восхождения от земли к небу, «Царствию Небесному».

5. Софийский храм в Царском Селе. Построен как мечта о былом величии Византии и Афин в стиле "классицизм" и имеет одинаковый вид со всех сторон. С внешней стороны храма не обозначен алтарь, и он одинаково представителен во все стороны, но не имеет святыни. Большие окна дробят монолитность храма, он массивен и грациозен, но не несет иерархичного музыкального гимна, как киевский, новгородский и полоцкий. «Музыкальность» его приземляют приплюснутые купола, также горизонтальная линия стыка фасада и крыши. В его облике читается не божественная симфония красоты Царства Небесного, но рациональность, официальность, государственность.

6. Храм Святой Софии в Рыбинске (1860-1861 гг.). Храм Святой Софии уже не воплощает черты монолитности, соборности и цельности, в отличие от предыдущих храмов, центральный купол не является здесь яркой доминантой, символизирующей любовь, горение и силу Спасителя Иисуса Христа. Рыбинский софийский храм воплотил в себе черты поздней эклектики, древнерусские кокошники совмещены здесь с барочными куполами. «Дух творит себе форму», -  разностилевость храма  обусловлена временем, храм был построен за 56 лет до революции: он воплотил в себе ослабление единства веры и служения русского общества в целом.

По материалам журнала "Рыбная слобода".

Информационный отдел Рыбинской епархии

Фотогалерея

Отделы епархии

Приходы