1 декабря в Рыбинске состоялось открытие Х Епархиальных (межмуниципальных) Рождественских образовательных чтений. В мероприятии приняли участие священнослужители, сотрудники учреждений образования и культуры, представители органов власти, общественных организаций. Ключевая тема чтений - «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».
В рамках чтений прошло заседание секции «Уважение к учителю. Дисциплина в школе», организованной отделом религиозного образования и катехизации Рыбинской епархии.
Основная тема секции была раскрыта с разных точек зрения. В ходе работы круглого стола прозвучали выступления:
1. «Отношение к учителю и дисциплина в школе сегодня» - Бушуева Ольга Александровна, заместитель директора по воспитательной и методической работе Брейтовской СОШ, с. Брейтово.
2. «Права учителя» - Смирнова Елена Владимировна, учитель Брейтовской СОШ, с. Брейтово.
3. «Между родителем и школой» - Смирнова Светлана Владимировна, первый заместитель директора Департамента образования г. Рыбинска.
4. «Родительский запрос» - Ренжина Татьяна Васильевна, МОУ «СШ № 7 имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Тутаев.
5. «Опыт работы с трудным классом» - Давыдова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы; Чистова Вера Константиновна, педагог-психолог, МОУ «СОШ 5», г. Рыбинск.
6. «Атмосфера урока» - Шилина Ольга Валентиновна, заместитель директора по воспитательной работе, Ярославская губернская гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова.
7. «Обратная связь» - Бахарев Артём, Бахарева Эвелина, учащиеся 11 класса, СОШ №44, г. Рыбинск, Потапова Анастасия, президент школьного самоуправления, лицей №1, г. Тутаев, Киприянова Мария, ученица 11 класса, гимназия №8 им. Л. М. Марасиновой.
Участники секции пришли к следующим выводам:
- Беседа – первый воспитательный инструмент учителя, конструктивный способ решения конфликтов среди всех участников образовательного процесса.
- Полезно вести журналы профилактических бесед в школе.
- Любые вводимые дисциплинарные меры (журналы бесед, школьная форма) работают только в случае регулярного контроля их исполнения.
- Учитель имеет законное право на защиту своей профессиональной чести и достоинства.
- Безусловно, важен и полезен опыт создания в школе комиссии по урегулированию конфликтов, в которую могут входить родители и педагоги (желательно, чтобы директор школы не входил в её состав, но мог быть приглашён на совещание).
- Родительский актив в ряде случаев может самостоятельно решать назревающие конфликтные ситуации. Родитель — участник образовательного процесса, и если он отказывается от этой роли, то неоправданно предъявлять требования к другим участникам.
- Важно слушать и слышать мнение и самих учащихся по тем или иным спорным, конфликтным вопросам, прислушиваться к их пожеланиям о форме и содержании проведения занятий, давать возможность такое мнение высказать.
- Стоит вовлекать детей в процесс принятия решения по школьным вопросам и правилам, которые касаются непосредственно их.
- При работе с «трудным», коррекционным классом стоит воздерживаться от стереотипов: «Трудных детей нет, есть дети, которым трудно».
- Стоит обращать внимание родителей, не только на ошибки, но и на достижения ребёнка. Причём на все достижения: не только на то, как он учится, но и на то, как общается, развивается эмоционально и физически.
- Дисциплина ценна не сама по себе, а как средство создания рабочей, благожелательной атмосферы урока. Атмосфера во многом зависит именно от учителя.
- Важен опыт внеклассной работы, объединяющей и учеников, и учителей, и родителей: праздники (светские и церковные), кружки, студии, совместные проекты. Это сплачивает класс, сближает всех участников образовательного процесса.
- Профессиональная компетентность — одно из главных качеств педагога, ценимое не только администрацией школы, но, в первую очередь, учениками. Если урок построен грамотно и интересно, то не потребуется больших усилий для наведения порядка.
Информационный отдел Рыбинской епархии