По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

В Тутаеве почтили память архимандрита Павла (Груздева)

13 января в городе Тутаеве почтили память архимандрита Павла (Груздева). В храме Вознесения Господня была совершена Божественная литургия, затем на могилке чтимого старца на Леонтиевском кладбище отслужили панихиду.

Архимандрит Павел (Груздев) пережил почти целое столетие со всеми его бурными и трагическими событиями, застал времена революции и гонений на Церковь, ее освобождение. На его долю выпало 11 лет лагерей. Через все эти годы отец Павел пронес глубокую, искреннюю и простую веру во Христа, сохранил в своем сердце любовь и милосердие к людям.

Павел Александрович Груздев родился 10 (23) января 1910 года в деревне Большой Борок Мологского уезда в крестьянской семье Александра Ивановича, работавшего в Мологе в мясной лавке, и Александры Николаевны. У него было две младшие сестры: Ольга и Мария. Когда отца забрали на войну, семья стала бедствовать, и в 1916 году Павел ушёл к тёткам, монахине Евстолии и инокиням Елене и Ольге в мологский Афанасьевский женский монастырь; еще будучи ребенком, нес послушания: сначала пас цыплят, затем коров и лошадей, пел на клиросе.

После закрытия монастыря в 1930 году Павел переселился в Хутынский монастырь, расположенный под Новгородом. Работал на Деревяницкой судостроительной верфи, а в свободное время пел и читал на клиросе в монастыре, звонил на колокольне, следил за порядком и чистотой у раки с мощами преподобного Варлаама Хутынского.

В 1932 году закрылся и этот монастырь, инок Павел вернулся на родину, работал на скотном дворе Государственной селекционной станции.

Через несколько лет, в 1938 году, началось строительство Рыбинского водохранилища и деревня Большой Борок попала в зону затопления. Пришлось навсегда покинуть родные места. Как и многие переселенцы с затопленных земель, с отцом разобрали избу, сплавили её по Волге. Местом для жительства выбрали левый берег Тутаева, где и собрали дом. Здесь Павел жил с семьёй до 1941 года, был рабочим на базе «Заготскот», посещал Леонтиевскую церковь, пел на клиросе в церковном хоре и пономарил при иеромонахе Николае (Воропанове).

13 мая 1941 года Павел Груздев вместе с иеромонахом Николаем и ещё 11 людьми был арестован по делу архиепископа Ярославского Варлаама (Ряшенцева). На допросах Павла подвергли пыткам: избивали, выбили почти все зубы, ломали кости и слепили глаза, он начал терять зрение. Во время допросов следователь кричал: «Ты, Груздев, если не подохнешь здесь в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь! Хорошо её запомнишь — Спасский моя фамилия, следователь Спасский!» Отец Павел об этом рассказывал: «Прозорливый был, зараза, страха, правда, не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Все зубы мне повыбил, вот только один на развод оставил».

Все другие заключённые, проходившие по этому делу, были расстреляны, Павел же был приговорён к шести годам исправительно-трудовых лагерей с поражением прав на 3 года. С 1941 по 1947 годы он находился в Вятлаге (Кировская область, Кайский район, село Волосница), будучи заключённым под номером 513. Многое пережил Павел в лагере: голод, холод, непосильную работу, издевательства и избиения как со стороны руководства колонии, так и со стороны уголовников. Однажды в декабре, в сильные морозы, уголовники отобрали у Павла валенки, привязали босого к дереву и оставили так стоять, обрекая на верную смерть. Глубокий снег под ногами Павла протаял до земли, однако ему удалось выжить.

После войны Павел Груздев был освобождён, вернулся в Тутаев, но в 1949 году по тому же делу был осуждён повторно и сослан на спецпоселение в Казахскую ССР на неопределённое время. Был чернорабочим в облстройконторе в Петропавловске; в свободное время исполнял обязанности уставщика и чтеца в соборе Святых Апостолов Петра и Павла; жил у престарелых супругов, вёл их хозяйство. 20 августа 1954 года был освобождён как невинно пострадавший.

В Тутаеве, куда Павел вернулся, он жил с родителями, был рабочим в Горкомстройконторе, строил дороги, благоустраивал парки и скверы, в свободное время служил чтецом, пел на клиросе и пономарил в Воскресенском соборе. Подал два прошения о рукоположении в священный сан, но ему было отказано из-за судимости. 21 января 1958 года он был реабилитирован и подал новое прошение.

9 марта 1958 года в кафедральном Феодоровском соборе в Ярославле епископ Угличский Исаия рукоположил Павла во диакона, а 16 марта — во пресвитера. В августе 1961 года архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом он был пострижен в монашество.

Более 30 лет, с 1960 года, отец Павел был настоятелем Троицкой церкви села Верхне-Никульского Некоузского района (ранее Мологского уезда). Он был известен далеко за пределами села и даже области. Самые разные люди ехали к нему за благодатным утешением и решением жизненных вопросов. Учил христианской любви просто: притчами, жизненными рассказами.

С июня 1992 года по состоянию здоровья архимандрит Павел переехал в Тутаев, жил в сторожке при Воскресенском соборе, поскольку не имел никаких средств для приобретения жилья. Несмотря на полную слепоту и тяжёлую болезнь, продолжал служить и проповедовать, принимать народ.

Отец Павел отошел ко Господу 13 января 1996 года. Чин отпевания был совершен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в сослужении 38 священников и 7 диаконов. Архимандрит Павел (Груздев) похоронен на Леонтиевском кладбище города Тутаева рядом с родителями. Могилка любимого народом старца никогда не пустует. Ежедневно ее посещает множество людей из разных уголков России, прося помощи и утешения, помня его слова: «Умру – от вас не уйду».

Фото Ирины Быковой.

Информационный отдел Рыбинской епархии

Фотогалерея

Отделы епархии

Приходы