По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

День Рождества Христова (О чем писали «Ярославские Епархиальные ведомости» 130 лет назад)

Бывают дни в жизни каждого честного человека, которые имеют преимущественную важность и возвращение которых производит особое впечатление. Но есть такие дни и в жизни человечества. Таков день Рождества Христова. Это один из святейших дней в его жизни, ибо провидение ему послало в оный величайшее благодеяние. Это был день восхода Солнца, день просветленья дотоле темных умов человечества, день, с коего началась наилучшая жизнь его, день великаго поворота в истории всех народов Земли, день пробуждения очеловеченных чувств между нациями, падения идолопоклонства, обращения всех наций с молитвами к единому Богу Отцу, Творцу вселенной. Посему день еще и по сию пору состоит днем радостным для всех душ и умов благородных. С него наилучшее человечество исчисляет дни своего счастья, своего нравственного облагораживания, своего сближения с Богом. Без этого дня мы еще и до сих пор блуждали бы среди мрачных снов язычества: быть может еще кланялись бы звездам и вместо творца обожали бы тварей. Посему день этот есть праздник благодарности за величайшее из Божественных благодеяний. Этот праздник мира духовного, радостный праздник душ осчастливленных Божественным просвещением. Не было еще в истории земли дня замечательнее и важнее этого. Во все 7000 лет, за которые человечество помнит себя, на благо и счастие столь многих наций, безчисленных миллионов людей, не было дня по влиянию одинаково великого и или хотя бы только приблизительно подобнаго. Всякий, кто с радостным сердцем торжествует день Рождества Христова, посему собственному своему счастию радуется.

С этого дня человек научился быть человеком, — таким, каким по Божией воле и учению Христову он должен быть, в страданиях мужественным и надеющимся; в радостные часы рассудительным и не заносчивым; в обязанностях и делах призвания ревностным, деятельным, верным; в дружбе постоянным и скромным; в обиходной жизни честным и обмане чуждающимся; в обещаниях, равно как и в клятвах, неизменным; по отношению к врагам спокойным, примирительным, предусмотрительным, лукавства не знающим, для общаго блага своими собственными выгодами жертвующим охотно; к ошибающимся — с пощадой снисходительным, склонным к прощению; к своим собственным недостаткам строгим; на чужое счастие благосмотрящим без зависти, без ненависти, без пожеланий; к невинным справедливым, в суждении о других осторожным, честь ближнего щадящим и охраняющим, любвеобильным; в суждении о себе самом чрез самолюбие и суетность не подкупаемым; для страстей и соблазнов неприкосновенным, не колеблющимся; для всего истинного и доброго восприимчивым; повсюду оказывающимся для людей другом, около себя распространяющим только любовь, лишь радости, мир и согласие — подобно Христу Иисусу.

Ярославские епархиальные ведомости листала Лидия Ватлина

(«ЯЕВ» за 1889 г. , стр. 801-802)

Рыбинская среда/Информационный отдел Рыбинской епархии