По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

На Московских Рождественских чтениях епископ Вениамин рассказал о крестных ходах Ярославской митрополии

26 января 2014 года в московском Новоспасском монастыре в рамках XXII Международных Рождественских чтений состоялась секция «Крестный ход: история, современность и развитие».

На секции выступил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин.

В истории крестных ходов можно условно выделить два типа церковных шествий. Одни совершаются в дни праздников, в соответствии с уставом. Другие приурочены к каким-либо событиям и датам, особо отмечаемым в Церкви. Об этом втором направлении крестных ходов и хотелось бы поговорить на примере Ярославской митрополии.

Традиция проведения крестных ходов на территории области достаточно древняя. Достоверно известно о прохождении протяженных крестных ходов уже в XVII веке. Интересно, что наверное одни из самых популярных в народе, это крестные ходы так или иначе связанные с событиями Смутного времени. Запрещенные в первой половине XVIII столетия, когда пытались запретить использование монастырских святынь для сбора денежных средств, во второй половине XVIII века крестные ходы возобновились опять, а на протяжение XIX века уже получили широкое распространение на всей территории Ярославской епархии.

Назовем те крестные ходы, которые известны нам.

Иринарховский крестный ход. Традиция ходить крестным ходом от монастыря, где подвизался преподобный Иринарх, до колодчика, выкопанного его руками, появилась сразу после начала почитания святого, еще в XVII веке. Особым почитанием пользовались мощи святого и все места, связанные с его земной жизнью. Путь от монастыря до источника монастырская братия и паломники проходили за неделю, шли от храма к храму, останавливаясь на ночлег, служили молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены.

В конце XX века по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея эта прерванная революцией традиция была возобновлена. В 1994 году в Борисоглебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 году был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Каждый год во второй половине июля идет пеший крестный ход из Борисоглебской обители к источнику. Паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Последний день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково.

Казанский крестный ход. Крестный ход в г. Романов-Борисоглебск с чудотворной Казанской иконой Божией Матери учрежден в 1761 году, и она ежегодно приносилась туда с разрешения Духовного начальства 8 августа. Но в 1781 году граждане Романова и Борисоглебска обратились с ходатайством о дозволении приносить эту святыню за неделю до Пятидесятницы, представляя в основание своей просьбы то, что окрестные поселяне, в августе месяце особенно занятые полевыми работами, не имеют свободного времени участвовать в принятии святыни. Указ Ярославской духовной консистории от 18 мая 1768 года разрешал изменить сроки. И с тех пор назначение дня для хода в Романов зависит от времени праздника Вознесения Господня. А основанием к определению дня выхода принят шестинедельный период ношения иконы – до 8 июля.

Крестный ход с Казанской иконой был возрожден в 2002 году, но маршрут пролегал только до г. Тутаева. В 2012 году крестный ход впервые продлили до г. Рыбинска.

В этом же 2012 году был возрожден крестный ход, учрежденный в честь обретения Нерукотворного Образа Спаса Всемилостивого и избавления жителей города Ярославля и ополчения князя Димитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина от моровой язвы в 1612 году.

Это произошло 25 мая 1612 года, когда в городе находилось ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле в это время вспыхнула эпидемия моровой язвы, унесшая много жизней. И как спасение от нее, настоятелю Успенского собора протоиерею Илие было Божие повеление взять икону Спасителя из старой часовни, которая находилась поблизости от деревянной церкви святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. Когда он ее обрел, произошло чудо – исцеление слепого. А после молебна и крестного хода с иконой в городе прекратился мор. Ныне крестный ход берет свое начало в стенах бывшего Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля, того самого монастыря, в котором в 1612 году располагался центр дружин Минина и Пожарского, проводились торжественные молебны и освящались полковые хоругви перед походом ополченцев на освобождение Москвы. А весной 1613-го новоизбранный царь Михаил Романов, направляясь из Костромы в Москву, прожил некоторое время в обители, направив отсюда свою первую царскую грамоту о согласии на принятие царского венца. Ныне – это Ярославский государственный музей-заповедник.

Образ Всемилостивого Спаса — одна из самых почитаемых икон Ярославской митрополии. Большой крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса из Воскресенского собора Романов-Борисоглебска (Тутаева) совершается по Романовской стороне города ежегодно в воскресенье перед Ильиным днем.

Крестный ход установлен в 1888 году, в память 900-летия Крещения Руси. В 30-е годы прошлого века крестные ходы в Тутаеве были запрещены. Традиция крестных хождений с чудотворной иконой Спасителя по левобережной стороне города была возобновлена в 1990 году (по правой, Борисоглебской стороне — в 1989-ом).

Крестный ход с чудотворным образом Всемилостивого Спаса из Воскресенского собора по Борисоглебской стороне города установлен в 1793 году, возобновлен в 1989-м.

В 2008 году возродили крестный ход в Заволжском районе г. Ярославля. Этот крестный ход был установлен еще задолго до XVII века в память об обретении в XIV веке Животворящего образа Креста Господня. Тогда один костромской помещик, страдавший от тяжкого недуга, как о том гласит предание, проезжая из Костромы в Ярославль, остановился на ночлег возле Яковлевского монастыря, что стоял на месте Яковлевско-Благовещенского храма. Во сне помещик видел Крест, исходящий из земли, исцеляющий его от болезни. Проснувшись, узнав место, явленное во сне, путник подозвал слуг, его сопровождавших. Те стали расчищать и копать землю и вскоре обнаружили Крест. Приложившись к нему, помещик получил от Господа исцеление. Животворящий образ Креста Господня и теперь пребывает в Яковлевско-Благовещенском храме г. Ярославля, и многие верующие (не только ярославцы) совершают сюда паломничество с тем, чтобы вознести свои молитвы ко Господу перед Святыней.

Долгие годы Крестный ход был запрещен – запретили его вскоре после революции. Но не забыт. 27 сентября 2013 года возрожденный Крестный ход по Заволжскому району был совершен в 6 раз, объединяя в своем едином движении участников с теми, кто совершал его с XIV по начало XX века. Торжественным шествием с хоругвями и иконами, окропляя путь святой водой, призывая благодать Божию, верующие издревле обходили территории Яковлевской слободы – поселения, приемником которого является Заволжский район города Ярославля.

Появляются и новые традиции.

Так постоянно проходят крестные ходы в такие праздники, как День славянской письменности и культуры, который отмечается на день памяти равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия и День любви, семьи и верности, который празднуется в день памяти благоверных князей Петра и Февронии.

Интересен крестный ход, который проходит в г. Угличе в день памяти царевича Димитрия. День Святого царевича Димитрия Угличского город Углич празднует 28 мая. Этот детский праздник получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В 2011 году Патриархом Кириллом празднику был присвоен статус Всероссийского православного детского праздника. Православный праздник был возрожден в Угличе в 1997 году. С 2000 года праздник стал именоваться детской просветительно-творческой благотворительной декадой «Благостина». Мероприятия этой декады направлены не только на православное просвещение детей, но и в помощь сиротам и больным детям. Сам крестный ход совершается по части угличского кремля – вокруг Спасо-Преображенского собора и дворцовых палат, где жил маленький царевич.

Традиционным стал крестный ход на Собор Ростово-Ярославских святых, который совершается после Божественной литургии в древнейшем Успенском соборе г. Ростова Великого собором духовенства теперь уже Ярославской митрополии. В соборе Ростово-Ярославских святых есть святые и подвижники как известные и почитаемые в разных уголках земли, так и местночтимые. Так, есть и преподобный Сергий Радонежский, и благоверный Александр Невский. Есть и Угличские, и Пошехонские подвижники. Ростово-Ярославские святые жили в разное время, начиная от просвещения этой земли светом Евангельской Истины при святителе Леонтии Ростовском и преподобном Аврамии, до тех, которые подвизались в XIX и XX веках. Я считаю, что и Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон наши ярославские святые. Особо в этом ряду стоят новомученики и исповедники, хотя их память чтится отдельно.

Совершая сначала Литургию, а затем и крестный ход, мы обращаемся к святым, просим их молитвенной помощи и заступления, так как они покровители нашей земли. Прославляя их, мы стремимся подражать их вере, подражать их жизненному и духовному подвигу.

Сам крестный ход начинается в Успенском соборе. В этих стенах покоятся почти все правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век. Здесь находится гробница апостола Ростовской земли — святителя Леонтия и мощи святителя Исайи, преемника святителя Леонтия, святые мощи святителя Игнатия чудотворца, мощи митрополита Ионы Сысоевича и многих других угодников Божиих. В 1314 году здесь в соборе, который стоял на месте современного, был крещен отрок Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский.

От древнейшей святыни Ростова Великого Крестный ход направляется к Спасо-Яковлевской обители. Молящиеся, шествующие по улицам города, останавливаются для молебна у храмов. В Спасо-Яковлевском монастыре каждый участник праздничного шествия может приложиться к мощам святителя Димитрия Ростовского.

20 августа, накануне дня памяти Толгской иконы Божией Матери — Толгиного дня, по улицам Ярославля проходит Крестный ход с чудотворным списком Толгской иконы Божией Матери. Перед началом крестного хода в одном из храмов г. Ярославля, в последние два года – в Успенском кафедральном соборе, совершается Божественная литургия, после которой — молебен перед Толгской иконой. Затем начинается крестный ход. По улицам города он следует до Иванькова, к переправе, откуда верующие переправляются в Свято-Введенский Толгский женский монастырь ко Всенощному бдению. Крестный ход из Ярославля до Толгского монастыря начали совершать совсем недавно, и установлен он был в честь возвращения чудотворного образа в Толгский женский монастырь.

В течение последних двух лет совершается водный крестный ход по Рыбинскому водохранилищу. Он приурочен ко дню памяти Югской иконы Божией Матери, одной из святынь затопленного города Мологи, и совершается в июне. Молога находилась в 32 км от Рыбинска и в 120 км от Ярославля в местности богатой водами, при слиянии реки Мологи с Волгой. 14 сентября 1935 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей выселили, а к 1947 году территория города была полностью затоплена. Под воды вместе с городом ушли: Афанасьевский монастырь, главной святыней которого была чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, четыре храма.

В общей сложности при строительстве Рыбинского и Угличского гидроузлов и заполнении водохранилища разрушены и затоплены около 800 сел и деревень. Под водами Рыбинского водохранилища оказались более 50 храмов и 6 монастырей, среди которых: Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска; обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке; Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны; Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги близ г. Углича. По пути следования к Мологе на корабле совершается Божественная литургия.

Для тех верующих, кто идет крестным ходом, он становится и молитвой и духовным деланием. О почитаемых иконах, святых и подвижниках благочестия информация благодаря крестным ходам расходится далеко за пределы митрополии.

Но не только молитвенный духовный подвиг привлекает и собирает верующих. Наблюдая на протяжении многих лет за разными крестными ходами и за их участниками, являясь участником крестных ходов, могу выделить несколько факторов, которые неизменно сопутствуют крестным ходам, можно даже сказать, что являются безусловным следствием проведения крестных ходов.

Как мы сказали выше, крестные ходы на Ярославской земле стали возрождаться с конца 80-х годов прошлого века. Многие помнят это время. Оно было очень трудным. Во всю гудела начавшаяся несколько лет назад «перестройка», менялся социальный и экономический облик городов и деревень – появлялся малый бизнес. Некоторые вовлекались в политический круговорот – обсуждали программы и предвыборные платформы политических партий и движений. В то время, когда часы стали отбивать последние минуты советской идеологии, люди с жадностью набрасывались на все импортное – от вещей, музыки и кинофильмов, до проповедников сект и религий разного толка. Многие наслаждались осознанием того, что в обществе появилась демократия и новая — лучшая жизнь — совсем не за горами. Вот в это время и возродился в г. Тутаеве крестный ход с иконой Всемилостивого Спаса. Надо отметить, что инициативу возобновления доброй традиции ходить с иконой Спасителя горячо поддержал архимандрит Павел (Груздев).

С этого времени прошло 25 лет. Теперь уже участниками крестных ходов и по Романовской стороне города и по Борисоглебской стали не только верующие из городов и сел Ярославской области, приезжают на крестный ход и москвичи, и питерцы, жители других областей. А традиционными остановками крестоходовцев за последние несколько лет стали районная больница и районный дом-интернат для престарелых.

Еще один яркий пример того, как доброе дело может привлечь многих и многих людей – Иринарховский крестный ход. Возрождение этого крестного хода – это возрождение Борисоглебской земли. Сразу скажем, что его география стала уже международной. В последние годы пройти путем преподобного Иринарха паломники приезжают из-за границы – из европейских стран.

В 2004 году во время крестного хода работала экспедиция Государственной академии славянской культуры. Сотрудники академии задались целью выяснить, какое влияние оказывает Иринарховский крестный ход на местных жителей, как меняется их мировосприятие. Возрождаются те разрушенные храмы, которые лежат по пути следования крестного хода, а вместе с ними возрождаются и села. Люди начинают обживать вымирающие деревни. Вместе с тем вокруг монастыря собирается крепкая молодая община.

Такое миссионерское и просветительское значение присуще любому крестному ходу, особенно тем, которые проходят по деревням или селам, где разрушены храмы, а священники появляются очень редко, или же населенным пунктам, которые появились в последние десятилетия при советской власти, и где никогда не было храмов. Яркий пример этому – Казанский крестный ход. За семнадцать-восемнадцать дней пути он пересекает область от г. Ярославля до г. Рыбинска и обратно, проходя по обоим берегам Волги.

В скором времени на воспитательное и патриотическое значение крестных ходов обратили внимание и представители администраций как областной, так городских и районных, учителя школ и воспитатели. Так, большой интерес вызывают крестные ходы, которые проходят в память о событиях Смутного времени – это опять-таки Казанский крестный ход, крестный ход в честь обретения образа Спаса Всемилостивого, крестный ход в День народного единства, который объединяет народ, представителей властей и общественности.

Еще одним значимым событием для Ярославской митрополии и области в нынешнем году станет 700-летний юбилей преподобного Сергия Радонежского. В рамках празднования этой даты в митрополии впервые пройдет крестный ход в честь преподобного Сергия от Варницкого монастыря до Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Общая протяженность крестного хода – 180 километров. Совсем недавно мы вместе с Губернатором Ярославской области С. Н. Ястребовым проехали по предполагаемому маршруту этого крестного хода. Он пролегает по святым местам, связанным с именем преподобного. Здесь он родился, здесь проходили годы его возмужания, здесь он подвизался в молитвенном подвиге. На всем протяжении этого пути стоят монастырские и приходские храмы, освященные в честь чудотворца. Надеемся, что этот крестный ход также станет доброй традицией, соберет вокруг себя добрых и деятельных людей и послужит возрождению этих святых, древних мест.

Пресс-служба Ярославской епархии