По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

20 лет у престола Божия: Поздравляем протоиерея Геннадия Айвазяна!

28 февраля исполнилось 20 лет со дня пресвитерской хиротонии священнослужителя Воскресенского собора г. Тутаева протоиерея Геннадия Айвазяна. Поздравляем отца Геннадия с этой круглой датой!

Мы попросили отца Геннадия немного рассказать о себе.

- Я родился в верующей семье. У нас на родине (это южная часть Грузии – Ахалкалакский район, село Азаврет – одно из крупных сел, где население было около 5?000 человек) храмы никогда не закрывались, мы с детства ходили в храм. Когда я в 1980-х годах призывался в армию, и родители сказали мне, что там, куда я еду, в Бога не верят, я даже удивился: как это люди в Бога не верят?

Наши предки – из священнического рода, с 1830-х годов. Они сначала жили в Эрзуруме (сейчас это территория Турции), а потом, в 1828 году, из Эрзурума было переселение в Южную часть Грузии – Ахалкалаки, с тех пор они жили там. Первый храм был построен в 1832 году, через четыре года, как они поселились на новом месте. Мой дядя – архимандрит Саркис (умер в 2013 году, Царство ему Небесное!) – закончил МГУ, защищал диссертацию в Москве. Он приехал в Ереван, оставил все это учение и принял монашество и сан священника. Никто не ожидал такого шага от него. Видимо, предки молятся за нас.

Мой двоюродный брат, отец Виктор, – протоиерей, почитаемый священник. Сейчас он в Иерусалиме. Дедушка моего отца тоже был священником. Бабушкин дядя был священником, архимандритом.

- Кем Вы были до того, как стать священником?

- Я был военным около десяти лет, а потом, уже в 1993-м, пришел в храм окончательно.

Когда меня призвали служить, в Потсдам (учебка), то первую неделю не трогали. Потом, на второй неделе, меня заставляли снять крест. Стоит вся учебная рота, все подразделение – 120 человек. Старшина: «Айвазян, выйти из строя!». Я вышел. «Просим Вас снять крест». Я сказал: «Не буду снимать!» Он говорит: «Снимай!», я говорю: «Мама сказала: "Не снимай" (я на маму ссылаюсь)». «Нельзя, снимайте, товарищ курсант». Началась драка. Пришел командир роты, меня отвели в кабинет канцелярии, там тоже была драка, меня избили. Потом их обоих уволили, когда командир дивизии узнал о том, что курсанта бьют офицеры. Меня посадили на гауптвахту, три дня сидел я. Потом передали в дисбат (дисциплинарный батальон). Когда ко мне подошел командир батальона (подполковник Фетисов, ветеран Афганистана, громадный, все боялись его), – я подумал, что сейчас будут бить, и сказал: «Крест не буду снимать». А он вдруг тельняшку открывает, а у него такой большой крест висит. Он сам носит крест! Это, конечно, спасло. И я служил уже спокойно.

После армии я остался контрактником, служил два года солдатские и еще семь с половиной лет – прапорщиком. Служил в пяти военных округах. А Кавказ был уже горячей точкой. Когда начались военные действия на Кавказе, я был семь месяцев в Караязах.

Я служил связистом, окончил техникум связи. Мне повезло в том, что я изначально попал в самые мирные, интеллигентные войска в Вооруженных силах. Был командиром отделения, потом – замкомвзвода, а потом уже получил звание прапорщика.

Я подписал контракт, потому что мне нравилось служить Родине. Понятие Родины – понятие чести. Я пошел туда не карьеру делать, а защищать мою Родину, это для меня было ответственно, для меня это было – как слава, величие. Защищать Родину, особенно для кавказских мужчин, – это очень большая честь. Твоя Родина – это твоя семья. У нас принято: если мужчина не служил, значит, он попадает как бы во второй сорт. Первоначальная задача мужчины – защищать Родину, защищать его семью, а Родина – это есть Церковь.

- Как появилось решение стать священником?

Решение стать священником было в душе, потому что в последние годы службы я видел много таких сложных ситуаций в армии, когда только Господь чудом спасал. И тогда я пришел к мысли, что Бог со мной, Он не оставил меня. Это мы оставляем Бога, а Он – нет.

Уже в 1993-м году, когда я уволился, у меня было абсолютно твердое решение быть с Богом до конца. И до сегодняшнего дня, слава Богу. В Его власти все, это Его благословение. Будем молиться, чтобы Господь укреплял нас и благословлял.

В 1993 году, после распада СССР, я приехал к одному из наших старцев – отцу Науму. Он дал мне в первый же день служебник и сказал: «Будешь у нас служить». И я остался, до сих пор служу Церкви. По его благословению я стал священником. Первые два года я постоянно ездил к батюшке Науму, через каждые 2-3 недели бывал у него. Он научил меня, как исповедоваться, как читать по-славянски – для меня это было очень трудно. Он дал мне основы духовной жизни, учил, как вести себя – очень сложно перейти от военной службы к мирной. Это совершенно разные структуры. Но я понял, что все возможно по молитвам.

- С чего началось Ваше служение?

- Мой первый приход был во Владимирской области, в поселке Устье (Колокшанское сельское поселение). Настоятелем местного храма был отец Виктор, мой двоюродный брат. Я был его помощником. В этом приходе я получил духовную закалку, основы духовной жизни. У него полтора года молились по ночам – это афонское правило.

Второй приход был в Ивановской области, Николо-Шартомский монастырь г.Шуя. Там я стал священником. Третий приход – уже здесь, у владыки Вениамина. Он, слава Богу, у нас очень мудрый владыка, очень терпеливый, в нем Христова любовь, и мы его любим и почитаем.

Рукополагал меня архиепископ Амвросий, на следующий день после дня рождения, 28 февраля 1998 года. Он дождался, когда мне исполнилось 33 года и рукоположил в сан священника, в селе Васильевское, недалеко от города Шуя.

В Иваново я был с 1995 года по 2001 год. Два года был дьяконом – дьяконская хиротония была во вторник Светлой седмицы в 1996 году, в день Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери.

Мне довелось быть первым настоятелем Покровского храма монастыря и участвовать в его восстановлении – там были склады. В храме тогда работали три бригады рабочих. Храм восстанавливался, и в 1998 году я первую Пасху служил там.

Но постепенно монастырь укреплялся, там уже были монахи, а я был приходским священником. Поэтому я поехал к батюшке Науму за благословением. Он направил меня к отцу Николаю Лихоманову на приход. Так я оказался в Воскресенском соборе. 30 декабря 2001 года архиепископом Михеем был подписан указ о моем переходе сюда.

- Что для Вас самое трудное и самое радостное в служении?

Самое радостное для меня – общение с Богом. Каждый священник – служитель Божий. У богатейшего царя есть дворец. Когда люди приходят к царю, они же стучат в дверь, а открывает дверь не сам господин, а его служители. Они приходят и спрашивают: «Что от вас передать царю?» Священник – служитель Царя Небесного, ответственное лицо. И мы должны это знать и радоваться. Как апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16 – 18).

Самое трудное – общение с людьми. Особенно стало труднее последние два-три года. Чем жизнь сложнее для народа, тем люди становятся сложнее, и тем для нас труднее. Но Бог дает силы. Благодаришь Бога и служишь дальше Ему.

- Как Ваши дети относятся к Вашему служению?

Никогда не бывает пророку чести в отечестве своем. Я для них папа. Они хорошие, послушные, учатся хорошо, очень дружные все трое, помогают друг другу. Это моя радость.

- Не было ли у них желания пойти по стопам отца?

Я думаю, как Бог даст. Главное – перед Богом быть хорошим человеком в любой сфере – военным или священником, хорошим преподавателем или врачом. Можно быть священником, но плохим, зачем Богу такой? Лучше пусть он будет хорошим врачом или юристом. Мой Артем работает юристом, и на работе его любят. Главное – любить свое дело, быть порядочным.

- Что для Вас наш собор?

Наш собор – это первая для меня великая святыня, благодатное место. Здесь икона Спасителя. В течение двадцати лет, которые я здесь служу, происходили многие чудеса, которые я сам видел. Видел, как Господь управляет. Мы видим Божии дела, которые Он показывает через людей. Я очень благодарен Богу, что служу здесь.

Пресс-служба Романово-Борисоглебского благочиния/Информационный отдел Рыбинской епархии