Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Иван Александров. За деда Андрея, или давнее благословение

Служение Патриарха

Мой знакомый - отец Георгий - стал священником поздно, уже после 45 лет. И к его уходу от хорошей должности и зарплаты в успешной фирме в Москве на службу в Русскую Православную Церковь с небольшим священническим окладом, а также с переездом к месту служения в провинциальную епархию, его родственники отнеслись, мягко говоря, скептически. 

Родные, вообще-то, люди верующие. И то, что в православный храм, будучи еще мирским Юрой и Аней, наши приятели постоянно ходили, исповедовались и причащались, не возражалиДаже порой просили помолиться о здоровье, хороших оценках на экзаменах или благополучном путешествии. Но совсем с головой в «церковный омут» - это было выше их понимания.     

Когда я поинтересовался, отчего о. Георгий принял такое решение, он помимо естественных для любого православного причин, изложенных апостолом Павлом в Послании к Ефесеям, рассказал давнюю семейную историю, правдивость которой подтвердить сейчас кроме него некому.   

 Предки о. Георгия жили на севере Вологодской области в деревне Сырое Березово. Сейчас на ее месте одни остовы сгнивших изб, растекающиеся ручьи и непросыхающие болотины от множества мелких родничков (почему и название такое было – Сырое Березово), а также растущие посреди бывших улиц самосевные березы, сосны, черемухи и раскинувшиеся из бывших палисадников во все стороны кусты шиповника и малиновые заросли. 

 Семья прадеда моего друга была не очень большая – средняя: хозяин - отец семейства Григорий, мать и хозяйка Надежда и пятеро детей. Старшая дочь, родившаяся в 1909 году в этой семье, по имени Александра – это бабушка моего друга о. Георгия, а еще были ее братья Иван, Александр, Андрей и младший Николай, которые иерею Георгию приходятся двоюродными дедами.  

И по своему состоянию их крестьянское хозяйство в начале ХХ века было середняцким: лошадь, пара коров, овцы и куры… Жили небогато, но ровно. Не голодали. Летом все трудились на лугах и пожнях, зимой отец семейства подрабатывал извозом: до ближайшей станции железной дороги около 100 верст, а товары и пассажиров от станции в уездный городок и окрестные села доставлять надо. Не великий доход, но все подспорье хозяйству.  

 Совсем недалеко, в 1 часе пешего пути от Березово, за сосновым бором и рекой стоял Погост, где среди немногочисленных деревянных домов белой каменной громадой возвышался Богоявленский храм. В соответствии с порядком, установленным в то время в Российском государстве, в каждой деревне были открыты церковно-приходские школы для просвещения и образования местных детей. Такую школу в Сыром Березово организовал и потом заведовал ею священник Александр, штатный клирик Богоявленского храма. Преподавали в школе его старшие дети, уже получившие образование в гимназиях и учительских семинариях. Сам о. Александр учил Закону Божиему и другим православным церковным наукам. 

 Но свершились известные события октября 1917 года, и русский мир начал изменяться… 

Страна наша большая, и сейчас-то рескрипты и указания не скоро исполняются, а тогда и подавно…  

Можно только констатировать, что к середине 1920-х в Березово, несмотря на произошедшие кардинальные изменения, часовня и церковно-приходская (зачеркнуто советской властью, прим. автора) школа продолжали спокойно функционировать.  

И хотя с приходом к власти большевиков школу от Православной Церкви отделили, другой новой школы в деревне не появилось. И новых учителей взамен прежних взять в далекой провинции было неоткуда. Поэтому в этой, теперь уже просто деревенской школе, отдаленной от важных губернских и прочих политических центров, обучение грамоте и счету вели все те же взрослые дети священника Александра, которые учили читать и писать деток и до октябрьского переворота и Гражданской войны. Да и сам батюшка отец Александр уже не учил, но находил время заглядывать на занятия после молебнов в часовне. Иногда рассказывал подрастающему поколению о Господе Иисусе Христе, Его Пресвятой Матери – Богородице и святых угодниках. Батюшка внимательно следил за учебой и послушанием детворы, хвалил отлично успевающих, подбадривал отстающих и порицал озорников, что и должен делать добрый заведующий школьным обучением.  

 Время шло, прошли времена НЭПа, новая власть вставала на ноги все крепче. Но наш человек живет привычками, поэтому, несмотря на изъятие церковных ценностей и пропаганду «бога-нет», крестьянские семьи по-прежнему ходили на Погост, где стояла еще не закрытая, но уже ограбленная властями Богоявленская церковь. По воскресеньям в нее приходила и семья из Березово. 

 Однажды после службы, когда все уже расходились, к главе семьи Григорию подошел о. Александр и спросил разрешения зайти к ним на неделе в гости. Возражений особых не было, что ж такого, если уважаемый батюшка зайдет к православным прихожанам в гости. Слава Богу! 

 Через пару дней в дверь избы постучали. На пороге появился отец Александр. Приглашенный в избу, он перекрестился на иконы в красном углу, благословил хозяев и присел к столу. Попили чаю, поговорили о погоде и будущем урожае… Все ждали наиболее важной части этой беседы, то, ради чего священник пришел в гости. Поняв, что разговор серьезный, не для всех ушей, родители отправили старших братьев Ивана и Александра на скотный двор по хозяйству. Младший Николай мирно сопел в зыбке. 

Немного помедлив, о. Александр сказал: 

- Вот, дорогие Григорий и Надежда, давно я знаю семью вашу, добрые вы люди, работящие и грамотные.  В церковь постоянно ходите, хотя сыновья ваши реже стали бывать… но понимаю: окружающая обстановка и прочее… А детки у вас очень сообразительные. Слышал, что старшая уже в Москве трудится, что семье помогает… А про ваших младших мне дочь Глафира, учительница в школе березовской, рассказывала:  «Саша очень хорошо стихи читает, и память у него необыкновенная; Ваня  - тот больше молчун, но рукастый и силы в нем много… Тоже молодец. Но я сегодня про младшего вашего Андрея хотел поговорить. Дочь сказала, что учится он хорошо. И поэтому…»  

Батюшка сделал секундную паузу, как бы взвешивая слова, которые хотел сказать. 

- Я тут на воскресной службе посмотрел на него, у него в храме глаза были необыкновенные… Какие-то необыкновенно яркие и лучистые, и вижу, что нравится ему наша служба Богу. Он и певчим подпевает, складно. И многие тропари и стихиры наизусть со слуха уже выучил. Так вот, пришел я к вам, дорогие, с предложением: отдайте мне в церковное обучение вашего сына Андрея. Я из него хорошего священника сделаю. Все силы приложу! 

Возникшего хода событий действительно никто не ожидал. Да, родители знали, что Андрейко не такой, как другие их ребята, задумчивей что ли, и молится чуть больше других… Но чтобы такой поворот? 

Григорий молчал, Надежда смотрела на мужа. 

Потом хозяин дома произнес: 

- Батюшка Александр, дорогой! Хорошие слова ты сказал, приятно нам слышать о наших детях такое от уважаемого человека. Однако не отдадим мы в обучение тебе Андрея. Давай рассуждать трезво: новая власть грозится все церкви позакрывать. Пока идут диспуты и митинги, но молодежь уже в другую сторону от церкви смотрит… Рано или поздно закроют и нашу Богоявленскую церковь. И что тогда Андрей станет делать, чем кормиться будет? 

- Так вроде пока не закрывают… Когда еще случится, - отвечал о. Александр неуверенно. 

- Колхозы вот… - продолжал Григорий, -  Тоже раскачивались-раскачивались, а теперь уже готовый факт. И нас созывают вступать, а то грозятся налогами обложить, которые по миру нас пустят. Да у вас у самих церковных служащих все отбирают, если бы не дети твои, отче, ты бы тоже уже и избу продал, чтобы налоги заплатить. 

- Да, это точно, -  уныло подтвердил батюшка. 

- Но вы подумайте получше, может все-таки решитесь… Священник - это не только служитель Божий, а еще образованный человек, и навыки полезные к жизни имеет. И учителем может работать, и письмоводителем в конторе, а если арифметику подтянет, то и бухгалтером. Вот вы, матушка Надежда, как думаете?  - не хотел отступиться от своего о. Александр. 

- Я с мужем согласна, хотя тоже благодарю за хорошие слова о сыновьях наших, - молвила хозяйка. В зыбке заплакал маленький Коля. Стало понятно, что дело зашло в тупик. 

- Хорошо, - скорее для завершения разговора, сказал Григорий, - мы подумаем. Если надумаем, скажем. Благословите, батюшка! 

Священник перекрестил и благословил Григория, его супругу, маленького Колю, который уже сидел на руках у матери и таращился спросонья на бородатого дядьку в черной одежде. 

 Отец Александр вернулся домой грустный, прекрасно понимая, что на церковное обучение Андрея родители не отпустят.  Ну, что же такого результата о. Александр тоже ожидал. На все воля Божия! 

 Дальше свой рассказ отец Георгий продолжил так. 

...Прошло 2 или 3 года с момента этой домашней встречи в Сыром Березово. Почти всех крестьян небольшой волости собрали в колхозы. Стало понятно, что хорошей жизни в северной деревне ждать не стоит. Молодым парням, призванным в Красную армию, дальновидные родители советовали после службы на село не возвращаться: берите паспорта и ищите работу и новую жизнь в городах. В 1931 году мои прадедушка с прабабушкой отправили Андрея к старшей дочери  Александре в Москву. Она уже обустроилась в столице, трудилась на трикотажной фабрике и была одним из ударников производства. В Москве Андрей поступил в машиностроительный техникум и стал учиться на механика. 

 Вскоре после отъезда Андрея отец Александр был вызван повесткой в райотдел милиции. Ему вручили административное постановление о высылке его как «нежелательного вредного социального элемента» в Северную Карелию на 3 года. Батюшка не противился. Он уже знал о священниках, которых судили за «антиколхозную агитацию» и отправили в тюрьмы и лагеря просто для того, чтобы закрыть храмы, прекратить богослужения, а церковные здания  переоборудовать в клубы и склады. В какой-то степени он был благодарен Богу за столь мягкое «наказание» от безбожной власти.   

Воспротивилась этому решению сельская община. Было составлено ходатайство об отмене ссылки, предлагалось взять священника на поруки, учесть его преклонный возраст… Но власть была неумолима, а еще намекнули, что к особо активным ходатаям тоже могут применить меры административного и уголовного воздействия. 

 Через несколько дней священник Александр в сопровождении своей дочери Юлии отбыл к месту ссылки. Как проходила жизнь о. Александра в Карелии неизвестно. Наверняка, безрадостно и тяжело, потому что через несколько месяцев в 1933 году он скончался в маленьком карельском поселкетак и не дожив до срока окончания своего «административного взыскания». Его тело было привезено дочерью в родную деревню и похоронено на сельском кладбище между Сырым Березово и Погостом. 

 В том же 1933 году, весной после первых оттепелей, когда так хочется сбросить с головы теплую шапку, размотать шарф и пройтись по улице, подставляя лицо солнцу и ветру, радуясь своей молодости, простудился и попал в больницу с воспалением легких учащийся московского техникума Андрей Григорьевич Н. 

Антибиотиков в то время не было, поэтому через несколько дней он скончался от обострения болезни в возрасте 17 лет. И был похоронен на кладбище у ближайшего к месту жительства Ильинского храма. 

Родители Андрея крестьяне Григорий и Надежда умерли в конце 1930-х. Жизнь других братьев тоже оборвалась трагически – все трое: Иван, Александр, Николай, - погибли в боях Великой Отечественной, кто в начале войны, кто ближе к окончанию. Отчего все так произошло, нам знать не дано. Только в послевоенное время в живых из всей семьи осталась только моя бабушка Александра Григорьевна.  

 Богоявленский храм на Погосте закрыли окончательно в 1936 году. До 2009 года в нем чего только не было: место для засолки шкур КРС, склад сельхозинвентаря, хранилище сельхозхимииэлектромастерская, и прочее, и прочее. Сейчас потихоньку церковь восстанавливают, есть небольшая общинка и постоянные благотворители. Даже службы уже идут. Иногда панихиды служат на могиле о. Александра и его родственников. Правда, не часто. Если в центральной России со священническими кадрами не просто, то на Севере батюшек тем более не хватает. А где их взять? Они на деревьях не растут... 

 Отец Георгий вернулся к моему первоначальному вопросу: почему он стал священником? - так завершая семейное предание: 

...Бабушка Саша рассказала мне эту историю о своем брате, моем двоюродном деде Андрее, и его нереализованном призвании, о благословении пострадавшего от безбожной власти о. Александра еще в 1990-х, когда я и не помышлял о священстве и серьезной церковной жизни. Воспоминание об этом событии возникло и стало живым и побудительным после беседы с духовником в начале 2000-х годов, когда тот сказал мне: «Думаю, тебе стоит пойти учиться на Богословские курсы, а там подумаем, может, со временем оставить светскую работу и стать священником?» 

Тогда подумалось: «Отчего вдруг это предложение?» И буквально через минуту бабушкин рассказ всплыл из глубин памяти, и все встало на свои места совершенно четко и целесообразно. 

Наверное, я служу не только за себя, но и за несостоявшегося священника – моего двоюродного деда Андрея, и во исполнение того давнего семейного благословения пострадавшего от безбожников отца Александра. Хотя этот сельский батюшка, умерший в ссылке не прославлен, но, я думаю и верю, что со всеми новомучениками и исповедниками Русскими стоит он сейчас у Престола Божия и молится за нас грешных, глуповатых и немощных. 

Царствие Небесное подаждь Господи, священнику Александру, рабам Божиим Андрею, Александре, убиенным воинам Иоанну, Николаю, Александру и всем моим родным от века скончавшимся! Аминь. 

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
30.5.2019
ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года
30 мая 2019 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского...
Анонсы богослужений
14.6.2019
Анонс богослужений епископа Вениамина на 15-17 июня
15 июня (Родительская суббота) - Литургия в Петропавловском храме на Быковых горах (Романов-Борисоглебское благочиние). Начало в 9:00.
Анонсы событий
28.5.2019
«ПРИУМНОЖИМ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ"
Ко Дню защиты детей и семей сотрудники Отдела благотворительности и социального служения Рыбинской епархии орнганизовали ставшую уже традиционной...
Объявления
14.6.2019
Казанский крестный ход - 2019
В этом году Казанский крестный ход начнется 25 июня,  а завершится в день празднования памяти Петра и Павла, 12 июля.
Комментарий дня
23.4.2019
Митрополит Иларион: Надеюсь, что при новом президенте Украины гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь прекратятся
Москва, 23 апреля. Заняв пост президента Украины, Владимир Зеленский получит возможность открыть новую страницу в истории этой страны, уверен...
02.4.2019
В.Р. Легойда: Если разломы по религиозной линии будут продолжаться, никакого спокойствия на Украине быть не может
В.Р. Легойда, комментируя в эфире телеканала «Россия 24» сложившуюся на Украине ситуацию в религиозной сфере, подчеркнул, что она требует...
Паломничество
05.6.2019
Из Рыбинска будут совершаться речные прогулки на родину Федора Ушакова
Рыбинцев приглашают совершить водную прогулку на родину Федора Ушакова.
17.4.2019
Дни детских экскурсий в Спасо-Преображенском соборе
12 и 13 апреля в Спасо-Преображенском соборе прошли дни детских экскурсий.  
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей