По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Доклад епископа Вениамина на конференции «Православное краеведение и просвещение»

«История организации, основные результаты и перспективные направления работы секции «Православное краеведение и просвещение» на Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве (к 20-летию образования)»

Доклад на конференции «Православное краеведение и просвещение. Женский подвиг в истории Церкви (к 100-летию создания Союза православных женщин)» в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» (Москва, Храм Христа Спасителя, Патриарший зал, 26 января 2018 г.)

Развитие православного краеведения как общецерковного движения официально началось в 1998 году. В рамках VI Международных Рождественских образовательных чтений в Москве состоялась первое заседание православной краеведческой секции. Актуальность направления заключалась, прежде всего, в деле возрождения исторического сознания, патриотического и нравственного воспитания, воспитания любви к малой Родине, к Отечеству. На секции тогда впервые собрались краеведы из разных епархий Русской Православной церкви, занимавшиеся исследованием храмов, монастырей, жизнью исповедников и обстоятельствами гибели новомучеников.

Первое заседание секции «Православие и краеведение» состоялось в помещении воскресной школы Свято-Данилова мужского монастыря в Москве. Последующие заседания секции проходили в Николо-Угрешском мужском монастыре (г. Дзержинский Московской области), затем в Николо-Перервинском монастыре г. Москвы. На данном этапе активное участие в организации и работе секции приняли Козлов Владимир Фотиевич, в те годы кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Московского общества краеведов; а также Даниленко Александр Николаевич, сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, первый куратор секции; которого затем сменила его супруга Наталья Владимировна Даниленко-Границкая, методист-референт Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, до сих пор являющаяся участником и консультантом по основным организационным и содержательным вопросам секционной работы на Чтениях. Среди активных участников православной краеведческой секции были также краеведы и педагоги из Ярославской, Архангельской, Курской, Орловской и других епархий.

В этот период организационного становления и оформления нового секционного направления на Рождественских чтениях к краеведам стали присоединяться педагоги средних общеобразовательных школ и преподаватели высших учебных заведений, которые приступили к освоению данной образовательной области. Среди них следует назвать Горожанину Марину Юрьевну, доцента Кубанского государственного университета (г. Краснодар); Мищенко Анатолия Константиновича, сотрудника Орловского областного института усовершенствования учителей, академика Международной академии детско-юношеского краеведения и туризма (г. Орел); Лоза Валентину Николаевну, преподавателя Православной Свято-Николаевской гимназии (г. Кисловодск); Емельянова Александра Сергеевича, доцента ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль).

Параллельно в общеобразовательных школах шло внедрение курса «Основ православной культуры» (ОПК), в дальнейшем учебного модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), первоначально изучаемого в рамках регионального образовательного компонента в 15 регионах России. Но понятие «краеведение» было более близким, знакомым и понятным педагогам, чем понятие «Православная культура». В результате участие в работе секции «Православное краеведение» помогло учителям общеобразовательных и воскресных школ приступить к разработке учебно-методических материалов и преподаванию курса ОПК.

Возникновение секции «Православное краеведение», перспективность данного направления не только на Рождественских образовательных чтениях, но и в образовательной среде в целом, вызвали интерес в Управлении дополнительного образования и воспитания Министерства образования РФ, в результате чего в начале 2000-х годов в работе краеведческой секции приняла участие главный специалист этого управления, в дальнейшем проректор Московской педагогической академии (МПА), Людмила Филипповна Фомина.

В последующие годы основными площадками для организации работы секций, конференций и круглых столов, в том числе и по православному краеведению на Рождественских Чтениях, стали залы Храма Христа Спасителя. Однако в течение нескольких лет (в 2013-м и 2016-м годах) круглый стол по вопросам православного краеведения проходил в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского мужского монастыря в Москве. В завершении работы все желающие могли принять участие в специально организованной экскурсии по монастырской выставке «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-1950-е годы», которую проводила сотрудник Синодального отдела религиозного образования и катехизации и сотрудник историко-архивной службы Высоко-Петровского монастыря, аспирант Московского Православного института Святого Апостола Иоанна Богослова в Москве, один из кураторов круглого стола, Балашова Елена Григорьевна, оказывающая большую организационную поддержку нашей секции в течение последних лет.

В результате, «православное краеведение» стало основой для «церковного краеведения» (или «историко-церковного краеведения»), возникшего относительно недавно. Оно было сформулировано в статьях и выступлениях архимандрита Иннокентия (А.И. Просвирнина), в документе «Основные направления и темы для формирования «Российской краеведческой программы», принятом на Учредительной Конференции Краеведов России (Челябинск, 1990 г.), на некоторых региональных конференциях. На основании этих определений это понятие рассматривается с двух точек зрения: во-первых, это деятельность церкви как социального института, ведущего краеведческие исследования (организационно-канальный аспект); во-вторых, краеведческие исследования, направленные на изучение церковно-религиозной жизни определенной территории вне зависимости от субъекта их исполнения (содержательный аспект). Объектом церковного краеведения является конкретная территория, все стороны ее жизни и истории, связанные с церковью.

Со временем более употребимыми понятиями вместо «церковное краеведение» стали понятия «православное краеведение» и «духовная история родного края», в связи с чем стали появляться статьи, проводиться конкурсы и олимпиады (например, «Духовная история Астраханского края», 2016 год), разрабатываться тематические экскурсии (по маршрутам «Духовного краеведения Подмосковья» и к древним христианским храмам в Карачаево-Черкессии), издаваться учебно-методические пособия и учебники по Духовному краеведению Подмосковья и, наконец, организовываться секции на конференциях, первой наиболее значимой из которых стала секция «Православное краеведение» на Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве.

Так, на заседании первой секции, проводимой в 1998 году, были приняты следующие решения:

— выделить православное краеведение как одно из главных, приоритетных направлений в развитии образовательной и духовно-просветительской деятельности, играющее важную роль в деле воцерковления детей и взрослых;

— сделать секцию православного краеведения постоянно действующей в рамках Международных Рождественских образовательных чтений и рассматривать ее как главный ежегодный форум православных краеведов;

— приступить к формированию во всех епархиях Русской Православной церкви обществ православных краеведов;

— рекомендовать православным краеведам в качестве главных, приоритетных задач сбор материалов о новомучениках и исповедниках ХХ века (в дальнейшем эта работа стала основой для подготовки материалов к канонизации новомучеников и исповедников, создания епархиальных комиссий по канонизации);

— обратить особое внимание на разработку учебных программ, хрестоматий и пособий по православному родиноведению, отечествоведению «Святые и святыни родной епархии» для православных гимназий и воскресных школ.

Постепенно эти решения в той или иной степени стали воплощаться в жизнь, в епархиях больше внимания стали уделять краеведческой деятельности, а в епархиальных региональных Рождественских чтениях стали участвовать не только историки, ученые, специалисты, но и юные краеведы. В разных уголках страны стали проводиться научно-практические конференции юных краеведов («А я люблю свои места родные…» в Ставропольском крае, «Моя малая Родина» в Белгородской области). Не остались в стороне и высшие учебные заведения, так в 2012 году в Ярославле в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского прошла I Межрегиональная научно-практическая конференция «Вопросы православного краеведения в школе и вузе».

В отдельных епархиях стали создаваться общества православных краеведов и историко-краеведческие приходские общества (ИКПО). Так, в ноябре 1999 года в Архангельской епархии указом правящего архиерея было официально утверждено общество православных краеведов. Важно отметить, что здесь проявилось своеобразное следование и возобновление традиции — до революции в 1885 году именно в Архангельской епархии было создано первое общество православных краеведов, а затем такие общества стали образовываться в Ставропольской, Московской городской и других епархиях. В целом в работе обществ православных краеведов объединили свои усилия не только общественники и волонтеры, но и православные ученые, педагоги (учителя школ и преподаватели вузов).

Работа обществ православных краеведов шла по целому ряду направлений:

— подготовка монографий и статей по истории епархии, благочиний и древнейших городов;

— переиздание патериков и других дореволюционных изданий о святых и святынях епархии (Архангельская, Воронежская, Санкт-Петербургская, Ставропольская епархии);

— содействие комиссиям по канонизации в сборе материалов, в работе с архивами и т.д.;

— разработка учебных программ, пособий и хрестоматий для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ, утверждение их в качестве регионального компонента образования (Воронежская епархия);

— организация церковно-археологического кабинетов и музеев при епархиях, при отдельных благочиниях, храмах, православных гимназиях;

— составление современных летописей жизни и деятельности приходов, храмов;

— активизация работ по исследованию местных некрополей, сбор материалов, их издание;

— разработка паломнических маршрутов по святыням епархии, создание курсов по подготовке православных экскурсоводов;

— организация тематических выставок по православному краеведению;

— формирование видеотек по материалам православного краеведения;

— введение в церковной и светской прессе постоянных рубрик по православному краеведению о святынях, святых, новомучениках.

В отдельных регионах и областях страны стали проводиться научно-практические конференции в том числе и по проблематике православного краеведения, среди них — ежегодные Всероссийские Иринарховские чтения в поселке Борисоглебский Ярославской области (первые чтения состоялись в 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II), «Вопросы православного краеведения в школе и вузе» в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль, 2012 год), епархиальные (межмуниципальные) этапы IV и V Рождественских образовательных чтений в г. Рыбинске в 2016-2017 годы (секция православного краеведения и просвещения в 2016 году называлась «Поклон сохранившим святыни, традицию, веру в Ярославской митрополии и Рыбинской епархии»).

Шел процесс накопления знаний и сбора материалов, их обработки, издания, распространения, популяризации в обществе. К краеведческой работе все больше стали подключаться педагоги. Начали создавать учебные программы и учебные пособия по православному краеведению для вузов (в Орле, Кисловодске), общеобразовательных школ (главным образом, православных гимназий), центров детско-юношеского туризма и краеведения и воскресных школ. Так, в 2005 и 2010 годах в Московской епархии был издан цикл учебных пособий «Духовное краеведение Подмосковья, в связи с чем на конференции «Православие и краеведение» на Чтениях с докладом об опыте работы с ними выступала Асавкина Татьяна Викторовна, руководитель районного методического объединения учителей «Православной культуры», учитель истории и краеведения из г. Мытищи.

Возникновение церковных музеев (православных музеев при школах и храмах) — это целое, отдельное направление в краеведческой работе. Среди таких музеев следует назвать — школьный краеведческий музей МОУ Первомайской СОШ в селе Кукобой Ярославской области, одна из экспозиций которого посвящена «Непростой коммуне»: истории тайного «монастыря» — Захарьевской общине» архимандрита Никона (Чулкова); а в музее новомучеников при храме святителя Николая у Соломенной Сторожки в Москве несколько лет подряд проходили методические семинары для музейных работников по проблемам создания и развития деятельности церковных музеев (экскурсию для участников семинара проводил директор музея диакон Максим Дулев). В результате в 2016 году представители церковных музеев и православные краеведы провели совместную работу на Рождественских образовательных чтениях в рамках круглого стола «Православное краеведение: музейное дело и просвещение». По итогам работы впервые был издан научный сборник материалов.

В 2000-е годы секциями и круглыми столами на Международных Рождественских образовательных чтениях руководили преимущественно епархиальные архиереи, в этой связи свой вклад в развитие православного краеведения как одного из важных направлений работы образовательных секций на форуме внес Управляющий Тамбовской и Мичуринской епархией (с 2002 года), в настоящее время глава Тамбовской митрополии, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий (Васнев), с 2006 по 2010 годы возглавлявший конференцию «Православие и краеведение» (с 2008 года «Православное краеведение и образование») в качестве председателя IV направления на Рождественских образовательных чтениях «Пути Помысла Божия и Святоотеческое наследие».

В этот период (в 2003 году) был также издан первый сборник докладов секции православного краеведения Х Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, ответственным редактором которого официально был игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св.ап. Иоанна Богослова. Вся же основная редакторская работа была осуществлена сотрудником Синодального отдела религиозного образования и катехизации, активно занимавшимся проблемами развития православного краеведения в епархиях Русской Православной Церкви, стоявшим у истоков создания краеведческой секции на Рождественских чтениях, Даниленко Александром Николаевичем. В сборник тогда вошли основные доклады участников секции «Православное краеведение» за 2000-2002 годы.

Кроме этого, постоянными и активными участниками секции «Православное краеведение и просвещение» уже много лет являются настоятель Свято-Никольского собора в г. Кисловодске, благочинный Кисловодского благочиния митрофорный протоиерей Иоанн Знаменский, директор ЧУ-ОО «Православная Свято-Никольская классическая гимназия» города-курорта Кисловодска; монах Аристоклий (Челноков), историограф, экскурсовод и насельник Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни, составитель Зосимовского Патерика и автор-создатель в 2017 году церковного музея в Зосимовой пустыни; Владимир Сергеевич Мартышин, директор МОУ Ивановская средняя общеобразовательная школа в Борисоглебском районе Ярославской области, член Союза писателей России.

Интересно заметить, что годы работы секции православного краеведения (в отдельные периоды круглого стола и конференции) на Международных Рождественских образовательных чтениях в Москве — крупнейшем православном церковно-общественном и образовательном форуме в нашей стране, привели многих краеведов и мирян к воцерковлению. За это время в епархиях была осуществлена переработка и содержательное переосмысление курсов истории, многие материалы были дополнены новыми фактологическими данными по истории родного края, малой родины. Учащиеся получили возможность в разных формах и на разных видах занятий знакомиться с выдающимися историческими и духовными деятелями, святыми и святынями родного края.

Серьезным импульсом для изучения вопросов православного краеведения послужил интерес к изучению генеалогии, истории своего рода, семьи (через семейную историю на микроисторическом уровне показана связь отдельного родословия с историческими событиями нашего Отечества). Начало этому направлению положила матушка Татьяна Агуреева (Татьяна Владимировна Агуреева — регент храма Успения Божией Матери в селе Лепитино Ступинского благочиния Московской епархии, методист по воспитательной работе Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова).

Продолжается работы по созданию епархиальных древлехранилищ (появление должности древлехранителей в епархиях). Немаловажным и актуальным является освоение электронного интернет пространства (в частности, создание электронного интернет ресурса — сайта, информационного портала для профессионального общения, обмена опытом педагогов, краеведов в режиме онлайн и использование всех возможностей данного ресурса в образовательной среде.