По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Рождественское послание епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина

Рождественское послание епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина

священнослужителям, монашествующим и мирянам − всем верным чадам Рыбинской епархии Русской Православной Церкви

Дорогие отцы, братия и сестры!

От всей души поздравляю Вас с праздником Рождества Христова!

Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в тишине Великой ночи пришел на землю Спаситель. Каждый год снова и снова взоры верующих христиан обращаются к этому событию. Вместе с пастухами мы входим в сияние славы Господней и слышим в храмах те же слова, которые они услышали от Ангела: Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь (Лк. 2, 10−11).

Рождество Христово – это не просто историческое событие, это центральное событие Священной истории человечества. Значение его столь велико, что именно от него ведется летосчисление «новой эры», или «нашей эры» − то есть эпохи, в которой мы живем.

Сейчас церковный праздник Рождества Христова вернулся в праздничный календарь наших сограждан. Однако, чествуя этот день и даже называя его среди главных праздников года, многие люди порой уподобляются древним афинянам, поклонявшимся в свое время Неведомому Богу. Ибо они чтут Христа, не зная Его (Деян. 17, 21−23).

Поэтому наш долг, долг каждого христианина, – донести до своих близких, до всех окружающих нас людей благую весть о Боговоплощении − о Рождестве Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Тайна Рождества Христова замечательно раскрыта в глубоких поэтических образах богослужебных песнопений праздника Рождества Христова, составленных знаменитыми церковными песнописцами − святителями Григорием Богословом, Анатолием и Германом, святыми Андреем Критским и Космой Маиумским, преподобным Иоанном Дамаскиным, инокиней Кассией и другими.

Преподобный Иоанн Дамаскин в праздничных стихирах возвещает нам, что днесь в Родившемся Христе соединились небо и земля. Бог невидимый и непостижимый стал видимым и облеченным плотию. Он спустился на землю и вознес человека на небо. Это великое Таинство свершилось ради обновления человека, созданного по образу и подобию Божию и «истлевшего в страстях» вследствие преступления Закона Божия. Закончилась идольская ложь, настало время истинного поклонения Богу в духе и истине. И мы вместе со всей Церковью ныне повторяем песнь, которую воспело многочисленное воинство небесное: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 13−14).

Церковные песнописцы призывают нас вместе со всеми народами поклониться Господу и принести ему дары, подобно волхвам, «усердно отверзшим» свои сокровища и принесшим в дар Бессмертному Царю веков и Богу всех «искушено злато, и ливан, и смирну».

Что же мы принесем Христу? О тех дарах, которые каждый человек должен принести Христу, говорит святитель Косма Маиумский в первом ирмосе праздничного канона: «Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите. Христос на земли – возноситеся…»

Будем прославлять Бога всей нашей христианской жизнью, посвящая Ему начатки всех наших мыслей, чувств, желаний, − тогда помощь Божия будет всегда сопутствовать нам. Будем, подражая кротости и смирению Христа, встречать Его, тихо приходящего в наши души, − и благодать Божия всегда будет с нами. Будем возносить горе наши сердца, наш отягощаемый земными заботами ум, − и мир Божий, который превыше всякого ума (Филип. 4, 7), воцарится в наших сердцах. Если мы принесем Христу эти духовные дары, тогда сможем истинно славить Бога и быть истинными провозвестниками благой вести о Боговоплощении для наших современников.

Христос родился, чтобы объединить нас в Истине, Которой является Он Сам, и чтобы мы во Христе старались творить волю Божию. Он создал Церковь, которая ведет человека к вечному Царству и вечной жизни. В Церкви – наше спасение и вся наша христианская жизнь. Спасение вне Церкви невозможно.

В XX веке тысячи наших соотечественников засвидетельствовали своими страданиями и своей кровью верность Христу, преданность Церкви Христовой, Православию. Мы призваны быть достойными наследниками их подвига, хранить чистоту нашей веры, дорожить этим наследием.

Сегодня особые скорби постигли Украинскую Православную Церковь. Как некогда царь Ирод по внушению сил ада воздвиг гонения на Родившегося Богомладенца, так и ныне те же силы стремятся разрушить единство Церкви, сея семена раздора, стремясь отлучить от Христа часть Его наследия. В этом испытании Господь ждет он нас верности Православию, горячей молитвы о единстве Церкви, о наших братьях во Христе.

Молитвенно желаю всем вам здравия, многолетия, неоскудевающей помощи Божией в ваших богоугодных трудах. Примем праздник Рождества Христова с верой, простотой и радостью, и пусть Родившийся Владыка Христос Сам направит жизнь нашу ко благу, по Его святой воле.

Рыбинск, Рождество Христово, 2019 г.