По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Оккультизм – путь в никуда: в чём его опасность с точки зрения Церкви. Часть 2

В Библии зафиксирован момент появления оккультизма, это третья глава Книги Бытия.

Бог создал человека совершенным, то есть в самом человеке – все его силы, способности, и вся его природа были в гармонии с Творцом и с тем миром, который и сотворен был ради него. При этом у человека была возможность развиваться и совершенствоваться дальше. Фундамент этого развития – послушание Богу и выполнение Его воли. Заповеди, которые дал Бог, были такие: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).

Итак, Бог повелевает человеку:

  • Размножаться. Один из стереотипов заключается в том, что секс – это нечто запретное, то, что сатана подарил человечеству; как видим из текста, это не так.

  • Обладать землей. В это понятие входит и изучение мира, и его возделывание, то есть определенная модернизация (Быт.2.15). То есть сказать, что наука как способ познания мира и взаимодействия с ним могла появиться только после грехопадения, мне представляется совершенно необоснованным.

  • Владычествовать. Мир сотворен для нас, мы в этом мире должны быть хозяевами. Адам дает имена всем скотам, птицам и рыбам (а, возможно, и вообще всему, что существует) (Быт.2,20). В античности дать кому-то имя = иметь над ним власть (как раз поэтому родители дают имена детям, а при постриге в монашество дается новое имя). Но владычество – это еще и большая ответственность. Хороший хозяин содержит свое имущество в чистоте и порядке. Поэтому можно сказать, что забота об экологическом здоровье нашей планеты во всех аспектах – прямое исполнение заповеди Создателя.

  • Заповедь поста (Быт.2,17). Пост – это всегда не самоцель, а некая подготовка. Поэтому, по мнению некоторых святых отцов эта заповедь была временной, чтобы человек через свое послушание Богу стал еще более совершенным. Рано или поздно он обязательно бы вкусил этот плод. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Если бы змий не вовлёк их в преступление, то они вкусили бы плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не стало бы для них запретным, ибо от одного из этих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобными»[1]. Свт. Григорий Богослов тоже говорит об этом: «<Древо познания> было хорошо для употребляющих <его> благовременно, но не хорошо для простых ещё и для неумеренных в своём желании»[2].

Но тут приходит сатана в образе змея и говорит: зачем такие сложности? Пост? Ответственность? Самоограничение? Зачем все это?! Съешь это волшебное яблочко (да, я знаю, что это было не яблоко, но это не важно) и будешь богом!

Результат плачевен:

  •  Люди начинают стыдиться наготы, потому что ломается их внутреннее устроение; весь мир и друг друга они начинают воспринимать или враждебным, или тем, что можно использовать.
  •  Адам и Ева не могут покаяться, хотя у них был шанс. Они будто бы пребывают в состоянии какого-то духовного шока.
  •  Они получили свое «божественное ведение»: первый результат его – спрятаться от Бога в кустах.
  •  Бог наказывает человека, проклиная землю из-за него, что приводит к катастрофическим изменениям мира. Человеческая природа также искажается.

При этом оккультисты, особенно теософы, любят похвалить это событие как дарование человеку свободы, открытие перед ним всего мира с его тайнами. Мадам Блаватская пишет: «Змий не есть Сатана, но Светозарный Ангел, один из Элохимов, облеченный в сияние и славу, который – обещая женщине, что если они вкусят запрещенный плод, "не умрут" – сдержал свое обещание и сделал человека бессмертным в его нетленной природе. Он есть Иао Мистерий, глава Андрогинных Создателей человека. Глава третья содержит (Эзотерически) снятие покрова невежества, скрывавшего познание Ангельского Человека, созданного по образу "бескостных" Богов, и открытие его сознания на его истинную природу; показывая, таким образом, Светозарного Ангела (Люцифера) в свете Дателя Бессмертия и как "Просветителя"»[3].

То есть Люцифер теософов – это освободитель, просветитель, революционер-романтик, такой своего рода Ленин: ну, подумаешь, царя сверг, гражданскую войну спровоцировал, зато электрификация и всеобщее образование. Только вот не работает эта аналогия.

У человека было все. Что дал ему сатана? Мудрость? Сравним Адама, дающего имена всем существам, и Адама, прячущегося от Бога в кустах. Прогресс очевиден, нечего сказать!

Свободу? Но человек и был свободен. Его естественной свободой было пребывание с Богом и послушание ему. Для Адама и Евы это было так же естественно, как для нас – дышать свежим воздухом или пить чистую воду. Есть еще свобода выбора, которую мы собственно и называем свободой, она тоже была у первых людей, правда подчинялась она естественной свободе.

Из всего этого мы видим, что сатана – это не просветитель или освободитель, не несущий в мир свет ангел, а банальный провокатор, обманщик и завистник. И лично я не стал бы доверять той системе, которую он впервые использовал в Эдемском саду.

_______________

[1] Цит. по https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/3
[2] Цит. по https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/slovo/45
[3] Взято отсюда: https://tannarh.wordpress.com/2013/03/10/сатана-в-теософии/