По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Оккультизм – путь в никуда: в чём его опасность с точки зрения Церкви

«Почему Церковь так не любит целителей и экстрасенсов? Ведь они делают доброе дело, иногда даже денег не берут. Что, боитесь конкуренции?» – подобные претензии мне не раз приходилось слышать. Давайте попробуем разобраться в этом, только посмотрим на проблему шире.

Экстрасенсы и целители относятся в религиозном смысле к оккультизму. Об этом явлении написано много книг и статей, его очень любят эксплуатировать писатели и режиссеры, и, действительно, тема интересная. Но что же такое этот самый оккультизм?

Слово «оккультизм» происходит от лат. occultus – скрытый, тайный. Адепты этой религиозной парадигмы считают, что, имея тайные знания, они могут управлять процессами, происходящими в духовном мире, или общаться с его обитателями. Оккультисты очень почитают гностицизм и считают его своим прародителем.

Кто относится к оккультизму (это лишь самые основные представители):

  • уже упомянутые экстрасенсы, целители;

  • самые разнообразные восточные гуру и учителя (там оккультизм бывает сильно смешан с индуизмом или буддизмом);

  • популярные сегодня энергокоучи и прочие «специалисты», которые учат очищать и настраивать энергетические поля, чистить ауру и прочее;

  • представители движения «Нью Эйдж»: теософы, разнообразные секты типа «Анастасии», рейки, неоязыческие культы и т.д.;

  • спириты, медиумы, вообще все те, кто в режиме онлайн общаются с духами;

  • разного рода школы магии и волшебства;

  • предсказатели, гадатели на картах таро и т.д.

Всех этих людей объединяет одна общая черта – они утверждают, что могут повлиять на потусторонний мир и происходящие в нем процессы неким механистическим путем: заклинаниями, ритуалами, вступлением в контакт с некими силами и т.д.

Вот здесь и находится корень наших с ними разногласий. Церковь через свое Писание и Предание ясно дает нам понять, как нужно взаимодействовать с духовным миром: молитва к Богу, ангелам и святым с одной стороны, пост и молитва против бесов – с другой (ср. Мф.17:21). А больше в том мире никого нет.

Кого же, с христианской точки зрения, может контролировать оккультист и с кем он может общаться? Бога подчинить себе невозможно по определению. Ангелы по своим силам несравнимо выше нас, хотя по природе человек должен быть выше ангелов. К тому же, с ангелами человек общается также при помощи молитвы. Вывод напрашивается сам собой. Бесы очень «коммуникабельны», они готовы вступать в разговор со всяким, кто их призовет, готовы делать вид, что подчиняются человеку и находятся у него в услужении... Для оккультиста итог таких отношений обычно крайне печален.

Поэтому всех оккультистов мы можем разделить на три категории:

1. Откровенные шарлатаны и жулики, которые наживаются на людских суевериях и предрассудках. Их больше всего, и они наименее опасны для души (но не для кошелька).

2. Пассивные сатанисты. Они считают, что сила дана им Богом, с помощью нее они борются со злом. В кабинетах и домах у первой и второй групп может быть много икон, свечей и прочей церковной атрибутики. Это ничего не значит.

3. Активные сатанисты. Это оккультисты, которые не питают иллюзий по поводу своих способностей, знают, откуда они взялись, но их все устраивает. Как раз они чаще всего и не берут денег. Их меньше всех, они наиболее опасны.

Задача Церкви в таких случаях – защитить людей от влияния таких специалистов, а самого специалиста попытаться образумить. Скажу сразу: все это получается далеко не всегда.

Продолжение следует