Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Иерей Алексей Зорин. Типы деструктивных групп религиозного и псевдорелигиозного характера в социальных сетях

Служение Патриарха

В настоящее время интернет и социальные сети стали неотъемлемой частью жизни всех людей, с их помощью происходит не только общение и обмен информацией, но и реализация всевозможных товаров и услуг. Интернет-бизнес является одной из самых динамично развивающихся сфер деловой активности в мире. Не удивительно, что к услугам интернет-маркетинга прибегают и всевозможные деструктивные сообщества – от классических, получивших известность в результате деятельности off-line, до экстравагантных и существующих только в виртуальном пространстве.

Следует обозначить критерий, на основании которого сообщество может быть названо деструктивным. Как правило, под деструктивным понимают такое сообщество, которое в результате своей деятельности причиняет вред обществу и/или своим членам, а также подозреваемое в такого рода активности. Понятие деструктивной группы практически тождественно деструктивному культу. Деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение тела, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого повиновения, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной

организации, их семей или общества1.

Типология деструктивных групп в социальных сетях крайне сложна в силу их большого числа и разнообразия. Однако представляется возможным выделить следующие их виды.

1. Интернет-версии классических НРД и аффилированные с ними движения.

Ярким примером данного типа является популярное сообщество «Общее дело». Несмотря на декларируемые созидательные цели (борьба с химическими зависимостями и пропаганда традиционных ценностей), проект направлен на вовлечение новых членов в Международное общество сознания Кришны. Так, например, снятый движением фильм «Как научиться любить. Пошаговая инструкция» содержит в себе массу стандартных мнений о любви и необходимости труда в браке. В качестве экспертов в фильме фигурирует ряд спикеров, представленных как психологи. Их авторитетное мнение должно расположить зрителя к приятию излагаемых в фильме тезисов, однако практически все эти «психологи» не имеют специального образования и так или иначе связаны с ИСККОН. Без особого труда можно узнать о том, что «эксперты» практикуют ведическую психологию и являются активными адептами одного из самых известных деструктивных культов. Следует отметить также, что в указанном фильме снялся прот. Андрей Ткачев, также именуемый психологом, несмотря на отсутствие профильного образования и диплома психолога. Присутствие популярного проповедника должно было повысить респектабельность фильма и привлечь дополнительную аудиторию. Как правило, группы данного типа наполнены привлекательным красочным контентом, что свидетельствует о хорошем финансировании и работе специалистов. В таких группах не происходит

прямая вербовка новых адептов, их задача – привлечь внимание максимально большого числа людей, среди которых в дальнейшем будут отбираться кандидаты на вербовку.

К этой же группе следует отнести такие проекты как «Научи хорошему» (связан с оккультной сектой «Концепция общественной безопасности»), различные неоязыческие паблики – методы их работы принципиально не отличаются друг от друга.

Механизм работы этих сообществ в социальных сетях примерно один и тот же. Они имеют достаточно большую аудиторию, однако не все подписчики сообщества полностью разделяют идеи рекламируемого культа. Многие из простых подписчиков лишь интересуются представленной в паблике информацией и не готовы на какие-либо активные действия. Более узкий круг активных подписчиков во многом согласен с пропагандируемыми идеями и принимает их всерьез, однако практическое выражение этого согласия может быть ограничено только сферой социальной сети. Ядро же сообщества составляют адепты культа, создавшего группу в социальной сети, на чью жизнь идеи деструктивной группы имеют непосредственное влияние.

 

2. Группы, рекламирующие различные опасные тренинги.

К данному подтипу относятся все сообщества, рекламирующие деструктивные тренинги, от занятий по расширению сознания до тренингов пик-апа. Яркие примерами являются мотивационный тренинг для мужчин «Спарта» (связан с движением последователей Р. Хаббарда и движением «сайентология», 63 тыс. подписчиков2), «Школа Папы и Бороды» или тренинги «Симорон» (25 тыс. подписчиков, пропагандируют оккультное мышление), печально известный Алекс Лесли (материалы в сети блокируются по решению Смольнинского районного суда, на семинарах

практикуют промискуитет и девиантное сексуальное поведение, разрушительно сказывающееся на психике адептов). В настоящее время существует очень большое число деструктивных тренингов и все они рекламируются в социальных сетях. Подробнее об этом типе сообществ можно узнать на сайте психолога Александра Невеева - http://neveev.ru , там же есть инструкция по определению деструктивного тренинга.

3. Псевдорелигиозные деструктивные сообщества, популяризирующие опасное и антиобщественное поведение.

Здесь целесообразно выделить следующие подтипы:

- Группы, пропагандирующие отказ от медицинской помощи: ВИЧ-диссиденты, отрицающие существование ВИЧ и СПИД (максимальное число подписичков – 16 тыс.), антипрививочники (90 тыс. подписичков, очень популярна в православной среде).

- Сообщества поклонников альтернативной медицины и целителей: Неумывакина (лечат все болезни содой и перекисью водорода с предсказуемым результатом, около 9 тыс. подписчиков), Михаила Филяева (лечит рак гипнозом, около 2 тыс. подписчиков), Петра Гаряева (создатель теории «волнового генома» и «телегонии», общепризнанный в научном сообществе шарлатан, 14 тыс. подписчиков) и других. Основная задача «целителей» - получение прибыли с адептов при помощи продажи им «панацеи» или курсов и семинаров. Обычно каждый «целитель» имеет свое маленькое кладбище.

- Сообщества, искажающие православное учение и порочащие священноначалие РПЦ. К сожалению все маргинальные псевдоправославные движения типа борцов с ИНН и «экуменизмом» вышли в социальные сети и имеют свои каналы на видео-хостингах. Самые яркие примеры: иеромонах Рафаил Берестов (обвиняет патриарха Кирилла с экуменизме и сеет смуту), прот. Владимир Головин (создал сомнительное движение молитвы по

соглашению, проводил «духовное лечение», а когда у его правящего архиерея возникли вопросы по этому поводу, обвинил епископа и митрополита в злодейских замыслах), схиигумен Сергий Романов (проводит «отчитки», борется с ИНН и т.д.). Члены сообществ данного типа демонстрируют фанатичную приверженность лидеру сообщества, не воспринимают любого рода критику в отношении лидера и созданного им движения.

Одним из самых важных аспектов пребывания человека в социальной сети является саморепрезентация. Каждый человек желает выглядеть привлекательно в глазах других, создать социально приемлемый образ себя. В социально сети привлечь внимание к своей персоне можно не только созидательными достижениями или красивыми картинками и интересным контентом. Наибольший резонанс вызывают провокационные материалы – так называемый шок-контент. Они активно просматриваются и обсуждаются, привлекая к персоне автора внимание очень большой аудитории. В данном случае реакция общественности не важна: это может быть как осуждение, так и одобрение. Важны только лайки, репосты и количество просмотров. Это позволяет ощутить себя важным и значимым. Именно поэтому все действия, а особенно противоправные, навязчиво фиксируются на фото и видео (например, селфи из автозака задержанных сторонников Навального, убийство котят девушками-живодерками и массовые избиения «офников»). Самое важное в этом - создание привлекательного, модного образа себя. Представители старшего поколения менее склонны к увлечению деструктивными тенденциями, а вот юные пользователи, в силу естественной их возрасту склонности к подражанию, относятся к шок-контенту положительно. Также серьезное влияние на подростков в социальных сетях оказывает сообщество, одобрение которого они желают получить. Для этого они готовы пойти на сомнительные, и даже аморальные действия, в ряде случаев - совершить противоправное деяние. Наиболее подвержены деструктивному влиянию дети и подростки из семей, где нет крепкой

эмоциональной связи с родителями (неполные, неблагополучные семьи, семьи в кризисной ситуации). Ощущая отчуждение родных и близких, их равнодушие, подросток находит замену близким отношениям внутри семьи в деструктивном сообществе.

Таким образом, социальные сети представляют собой удобный инструмент для распространения как конструктивных, так и деструктивных идей. Деструктивные культы активно используют площадки социальных сетей для вербовки новых членов, а движения, являющиеся преемниками «молодежных банд» прошлого, популярны у тысяч подростков по всей стране. С одой стороны, ничего принципиально нового не произошло: деструктивные группы используют хорошо известные методы воздействия на сознание человека. В то же время площадки социальных сетей значительно упростили доступ к опасной информации. На текущий момент государство задействовало механизмы борьбы с вредными сообществами в социальных сетях, совместно со специализированными отделами правоохранительных органов работают и добровольцы – так называемые «киберволонтеры». Однако работают они с уже существующими деструктивными группами. Самым лучшим способом борьбы с вовлечением людей в эти сообщества является профилактика.

Единственный универсальный метод, позволяющий не попасть в сети культистов – развитие критического мышления, важным аспектом которого является процесс анализирования поступающей информации. Можно предложить алгоритм такого анализа и для социальных сетей.

1. Выявление авторства группы или отдельной цитаты. В группах, как правило, представлены так называемые «администраторы». Часто на своих страницах они сами выкладывают информацию о себе; в противном случае можно сделать вывод о личности, анализируя представленный на странице материал. Например, на стене нет ничего – скорее всего это фейковая страница-однодневка, доверия не заслуживает. Если на странице в огромном

количестве присутствует реклама – цель администратора и созданной им группы понятна. Если создатель никак не заявляет о своей религиозной принадлежности или использует ничего не значащие фразы («верю»), при этом его страница оформлена в соотвествующей стилистике или на ней размещен соответствующий контент (оккультный, неоязыческий, псевдоправославный и т.д.) – его религиозные взгляды вполне понятны.

При определении или проверке авторства цитаты (или какого-то описанного в группе факта) необходимо пользоваться большим количеством источников, сравнивая их между собой. Проще всего для этого использовать интернет-поисковики, это позволяет определить достоверность информации, а также выявить, в каких тематических сообществах или сайтах эта информация наиболее популярна, а где она критикуется.

Если удается найти автора цитаты или статьи, необходимо сделать выводы о его компетенции в данной области. Так, например, есть большая разница между «академиком РАН», список которых вывешен на официальном сайте этой государственной организации, и «академиком РАЕН», общественной организации, не имеющей никакого отношения к РАН. Нобелевский лауреат академик В. Л. Гинзбург считал: «Российская академия естественных наук — это же сплошная липа, это добровольная организация, куда идут те, кого не выбрали в РАН или другие настоящие академии»3.

2. Качество предлагаемой информации. Потребитель должен проверять любую тематическую информацию признанными в этой области авторитетами. В качестве примера можно привести знаменитый неоязыческий демотиватор про «геноцид на Днепре». Здесь приводится некий «исторический» факт, который должен воздействовать не на разум, а на эмоциональную сферу, вызывая определенные чувства. Однако если человек возьмет серьезную научную литературу по истории, включающую в

себя соответствующий исследовательский аппарат, документы и т.д., он не найдет этой гипотезе никакого подтверждения. Также не может не вызвать подозрений и недоумений, когда о богословии и экзегетике «авторитетно» говорит физик, об истории – биолог, об археологии – математик (это никак не отменяет определенных междисциплинарных связей).

3. Ответ на вопрос: «Что от меня хотят?» Не существует информации самой по себе; любая цитата или статья имеет определенные цели и сферу приложения. Статья может быть апологетическая (защищающая истину и развеивающая «мифы» в какой-то области), пропагандистская (формирующая в обществе определенный ответ на проблему), мотивирующая (призывающая человека к активным действиям или изменению своей жизни) и т.д. Зная автора (или осознавая анонимность) цитаты, имея представление о его компетентности, предпочтениях, мировоззрении, имея представление о качестве информации и ее месте в интернет-пространстве, ответить на этот вопрос вполне возможно.

Как показывает практика, умение правильно анализировать информацию существенно уменьшает риск вовлечения молодежи в деструктивные группы и культы, для чего в общеобразовательных учреждениях необходимо проводить занятия по духовной безопасности (например, в рамках уроков ОБЖ или классных часов). Такая профилактическая мера на сегодняшний день представляется гораздо более действенной, чем тотальные запреты.

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
22.8.2019
Святейший Патриах Кирилл: Без силы Божественной благодати подлинная духовность развиваться не может
21 августа 2019 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси...
Анонсы богослужений
17.8.2019
Анонс богослужений епископа Вениамина на 18 - 25 августа
18 августа (воскресенье) - Литургия в Воскресенском храме (с. Николо-Отводное, Даниловский район). Начало архиерейского богослужения - 9:00
Анонсы событий
15.8.2019
"Мир и клир" в Рыбинске. Кинопоказы
В рамках православной выставки-ярмарки "Мир и клир", которая пройдет в Рыбинске с 15 по 19 августа, состоится показ фильмов, победителей и участников...
Объявления
21.8.2019
Программа конференции "Духовные пастыри малой родины: святые новомученики и исповедники Церкви Русской"
 23 августа В Рыбинске пройдет конференция "Духовные пастыри малой родины: святые новомученики и исповедники Церкви Русской"
Комментарий дня
09.7.2019
Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации в Черногории
Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокую обеспокоенность в связи с ухудшением положения епархий Сербского Патриархата на...
23.4.2019
Митрополит Иларион: Надеюсь, что при новом президенте Украины гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь прекратятся
Москва, 23 апреля. Заняв пост президента Украины, Владимир Зеленский получит возможность открыть новую страницу в истории этой страны, уверен...
Паломничество
22.7.2019
Воспитанники воскресной школы Вознесенско-Георгиевского прихода побывали в Романов-Борисоглебске
21 июля ребята воскресной школы Вознесенско-Георгиевского прихода г. Рыбинска совершили традиционную паломническую поездку в г.Тутаев...
04.7.2019
Организуется поездка на о.Валаам
13 июня 2019 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения...
Приходы
Смотреть далее
Фестиваль "Ушаков"
05.8.2019
В Хопылево прошел VI Всероссийский фестиваль культуры и искусства имени святого праведного воина Феодора Ушакова
4 августа 2019 года на родине адмирала Ушакова в селе Хопылево под Рыбинском в шестой раз прошел Всероссийский фестиваль культуры и искусства...
01.8.2019
Ушаковский фестиваль объединяет единомышленников
4 августа под Рыбинском состоится VI Всероссийский патриотический фестиваль имени Федора Ушакова.
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей