Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Ирина Быкова. ОТ СЛОВЕС СВОИХ ОПРАВДИШИСЯ. СЛОВО

Служение Патриарха

Из  Очерков аскетики египетских подвижников IV-V вв.

    Особое место в духовном мире и в духовной жизни занимает слово. Жажда слова научения Божия - признак души боголюбивой; начало же богоотступничества - в «омерзении словом» или в «пресыщении учением»[00].

 Слово имеет великую силу. Жестокое слово и хороших делает дурными, а кроткое слово приносит пользу всем. Ведущие беседу о душевной пользе восходят на небо, тогда как собирающиеся для пересудов влекут самих себя в глубокую пропасть. Благоразумие в слове свидетельствует о достоинстве человека; так, «уста одного молодого инока сделали то, чтобы звать его аввою». Одним лишь воздержанием и благоразумием в слове ради Господа можно достигнуть спасения. Особую силу имеет «кроткое слово Божие»: как мягкая вода, каплющая на твердый камень пробивает его, так и сердце человека, часто слушающего слово Божие, открывается к приятию страха Божия - основания всех добродетелей[0].

Посему при пользовании этим «мечом обоюдоострым» требуются большая осторожность, рассудительность и благоразумие. Говорить полезно только о спасении души, с сознанием и смирением - иначе «земля не примет твоего сеяния»; и благовременно - ибо это признак мудрости[1]. Вольность в речах истребляет плоды трудов; чрез «дверь язычную» душа теряет «собственную теплоту благодати»[2]. Всюду надо иметь «мудрость пришельца» и не допускать, чтобы слово имело власть над тобой. Признак смирения - не говорить слов сверх слов другого, но более восхвалять (в душе) сказанное им. Если слова праздны, то лучше не говорить их, а если хороши - то следует дать место добру[3].

 Слово бывает высказанное, слово уст, и произносимое в сердце или уме. От избытка бо сердца уста глаголют (Мф. 12, 34). Произнесенное слово - это выражение слова внутреннего, с точки зрения нравственно-аскетической ему равнозначного. Так, осуждение в сердце - столь же великий грех, как и осуждение, высказанное вслух[4].

 Душе, имеющей благое делание, свойственно слово[5] - подобно тому, как дерево, имеющее плод, имеет и листья. Здесь речь идет о слове, «растворенном Божественною солью», каково было, например, слово преподобного Антония Великого[6].

 Дело ценится выше слова, хотя иное слово может быть делом. Делом может быть и молчание, тогда как иное слово бывает пустым и не полезным - именно, слово, отделенное от дела. Такое слово подобно пустоцвету, а душа, имеющая лишь слово, без дела, подобна дереву, имеющему только цветы, а не плод. Поэтому важно иметь духовное делание, а не только слова. Добрый опыт выше слов[7]. Лучше в чистоте ума приобретать то, о чем надо говорить, и делом показывать добродетель, чем искать изящного слова[8]. Следует приучать сердце свое соблюдать то, чему учит язык, а также «охранять уста свои» и «научать язык на слова Божии», - и тогда ложь убежит от нас[9].

 Если бы человек всегда помнил, что он оправдывается и осуждается от слов своих (Мф.12, 37), то решился бы лучше молчать[10]. Поэтому, если есть сомнение в пользе слов, то лучше выбирать молчание. «Если молчание мое не приносит пользы, то и слово мое не имеет принести пользы», - отвечает авва Памво на просьбу братий сказать им слово назидания[11]. А авва Арсений замечает, что, говоря, он часто раскаивался, а молча - никогда[12]. Если же возникает необходимость сказать что-либо, то надо прежде испытать себя, «является ли эта нужда разумной и есть ли на то воля Божия», и лишь после такого испытания говорить, «ибо тогда речь твоя будет превыше молчания»[13]. «Молчание собирает сокровище, а говорливость расточает», - учат старцы[14].

 Молчание ради Бога - великая добродетель. Стяжавший ее получает благодать от Бога и Святого Духа[15]. Как и всякая добродетель, молчание истребляется гордостью и превозношением. Вот почему, приобретя молчание, не следует помышлять о себе высоко, считая себя приобретшим добродетель, но думать: «я не достоин и говорить»[16].

 Словом пользуется и враг спасения человеческого, чтобы досаждать подвижникам. Он усердствует о пустословии, во время же духовной беседы, будучи врагом всякого духовного назидания, часто наводит сон[17].

 Празднословие - особенно осуждение и наговоры - привлекает злых духов, тогда как душеполезная беседа радует Ангелов[18]. Иногда демоны объясняют подвижнику, «не достигшему возраста», услышанное им слово ко вреду брата[19]. Через слово демоны часто ввергают подвижника в духовную брань, всевая в них помыслы злословия[20]. Поэтому монаху нужно остерегаться слушать многие речи и быть многоглаголивым[21].

 «Слова мира» несовместимы с Божественным словом. Слушающие и говорящие слова мира не могут иметь дерзновения сердца пред Богом (1 Ин. 3, 21). Чтобы иметь такое дерзновение, нужно всегда помышлять о Божественном, быть мыслью в Царстве Небесном, не позволяя уму своему развлекаться и говорить о делах века сего, ибо вследствие тщетных слов (как и вследствие общения с мирскими людьми, которое обычно связано с земными заботами) ум омрачается, а это удаляет подвижника от познания Бога[22].

 Слово - это «двери» ума, подобно тому как чувства - «двери» сердца. Говорить все, что приходит на ум - все равно, что иметь «двор без ворот»: «враг приходит, увлекает ум, пленяет его и уводит от памяти о Боге». Услышанное «прискорбное слово» может прийти на память во время молитвы и стать причиной борьбы с помыслом, поэтому нужно всегда хранить слух[23].

 Невозможно сохранить сердце от греховных страстей, когда отверста дверь языка[24]. «Строго блюди себя, - наставляет святой Аммон, - чтобы в состоянии угнетенности, печали или гнева не изрекать ничего, кроме необходимого... до тех пор, пока от непрестанной молитвы не смягчится сердце твое... дабы уста твои не изрекли ни одного слова в гневе»[25].

 Напротив, с помощью воздержания в слове можно укротить страсть. Поэтому старцы советуют не имеющим силы преодолеть страсть, по крайней мере, соблюдать язык[26].

 Если бодрствует внутренний наш человек, то можно соблюсти и внешнего[27] - уста очищаются вместе с сердцем посредством подвига. В то время как «молодость имеет нужду в  охранении», старцы преуспевшие не имеют в себе чего-нибудь чуждого на устах своих, чтобы говорить об этом[28].

 Совершенное обладание словом - признак бесстрастия. Кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело (Иак. 3, 2). Напротив, кто не может удержать языка своего во время гнева, тот никогда не удержит своих страстей[29]. Старцы, понимая достоинство воздержания в слове, стремились многими трудами и молитвой приобретать его, что весьма непросто. Так, авва Сисой тринадцать лет молился о грехах своих, говоря: «Господи, покрый мя от языка моего! Ибо даже доселе я падаю, согрешая через него»[30].

 

[00] Древний патерик (Д. п.) 10. 92. [0] Д. п. 10. 165, 152, 54, 23; 18. 23. [1] Д. п. 11. 10; 15. 27, 28. [2] Д. п. 11. 62; 2. 12. [3] Д. п. 15. 47, 55; 10. 150 [4] Д. п. 10.73. [5] Д. п. 10. 116. [6] Житие преподобного Антония... гл. 73. [7] Д. п. 10. 165, 115, 154, 69. [8] Д. п. 8. 20; 10. 71. [9] Д. п. 8. 17; 11. 33. [10] Д. п. 4. 36. [11] Д. п. 15. 56. [12] Д. п. 15. 9. [13] Св. Аммон. Увещательные главы. 18. [14] Д. п. 4. 18. [15] Д. п. 10. 168. [16] Д. п. 15. 95. [17] Д. п. 11. 46. [18] Д. п. 18. 30, 43. [19] Д. п. 10. 151. [20] Д. п. 5. 8. [21] Д. п. 10. 146. [22] Д. п. 11. 28, 71, 36, 37. [23] Д. п. 4. 1; 10. 47. [24] Д. п. 11. 62. [25] Увещательные главы. 12. [26] Д. п. 10. 153. [27] Д. п. 10. 153. [28] Д. п. 11. 52. [29] Д. п. 4. 57. [30] Д. п. 4. 57.

 

Источники:

1. Древний патерик, изложенный по главам. Перевод с греческого. М., 1899.

2. Аммон, святой. Повествования об авве Аммоне; Послания; Наставления: Увещательные главы // Творения древних отцов-подвижников. Изд. «Мартис», 1997.

3. Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония... // Творения, т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903, с. 180-181.

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
30.5.2019
ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года
30 мая 2019 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского...
Анонсы богослужений
14.6.2019
Анонс богослужений епископа Вениамина на 15-17 июня
15 июня (Родительская суббота) - Литургия в Петропавловском храме на Быковых горах (Романов-Борисоглебское благочиние). Начало в 9:00.
Анонсы событий
28.5.2019
«ПРИУМНОЖИМ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ"
Ко Дню защиты детей и семей сотрудники Отдела благотворительности и социального служения Рыбинской епархии орнганизовали ставшую уже традиционной...
Объявления
14.6.2019
Казанский крестный ход - 2019
В этом году Казанский крестный ход начнется 25 июня,  а завершится в день празднования памяти Петра и Павла, 12 июля.
Комментарий дня
23.4.2019
Митрополит Иларион: Надеюсь, что при новом президенте Украины гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь прекратятся
Москва, 23 апреля. Заняв пост президента Украины, Владимир Зеленский получит возможность открыть новую страницу в истории этой страны, уверен...
02.4.2019
В.Р. Легойда: Если разломы по религиозной линии будут продолжаться, никакого спокойствия на Украине быть не может
В.Р. Легойда, комментируя в эфире телеканала «Россия 24» сложившуюся на Украине ситуацию в религиозной сфере, подчеркнул, что она требует...
Паломничество
05.6.2019
Из Рыбинска будут совершаться речные прогулки на родину Федора Ушакова
Рыбинцев приглашают совершить водную прогулку на родину Федора Ушакова.
17.4.2019
Дни детских экскурсий в Спасо-Преображенском соборе
12 и 13 апреля в Спасо-Преображенском соборе прошли дни детских экскурсий.  
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей