Авторские колонки | Образование | Общество | Милосердие | Церковь| Журнал «Рыбная слобода»| Рыбинская епархиальная газета| КАРТА ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ

Ирина Быкова.ОТ СЛОВЕС СВОИХ ОПРАВДИШИСЯ. БЕЗМОЛВИЕ

Служение Патриарха

Из  Очерков аскетики египетских подвижников IV-V вв.

 Цель духовной брани - очищение ума от всякого зла (от всякой злой мысли) и наполнение его богомыслием, познанием Бога, непрестанным помышлением о Божественном[1]. Однако совершенно сохранить ум неразвлекаемым в молитве и богомыслии и избавиться от мысленной брани в этой жизни невозможно. В «Лавсаике» рассказывается об опыте преподобного Макария Александрийского, который в продолжение двух дней «не отвлекался умом от Бога, ... не сходил с неба и не впадал в чувственные помыслы». Этим он так раздражил демона, что тот сделался пламенем и сжег все, что было у него в келье, и сам Макарий был как бы весь объятый пламенем. Желая продолжить этот подвиг, он, однако, на третий день оставил свое намерение, потому что «не смог сохранить ум свой неразвлеченным и нисшел к созерцанию мира сего». Благодаря этому он, заметим, избежал гордости[2].

 Ум человека - поле битвы. Враг посевает в душу многие помыслы и ум помрачается вследствие его козней[3]. Основным делом подвижника в мысленной брани является блюдение ума, внутреннее бдение, или безмолвие.

 Как деятельный подвиг имеет целью исцеление души от страстей, так подвиг безмолвия - очищение ума от чуждых его природному назначению помыслов. Ум человека предназначен для созерцания Бога (и в Нем логосов тварных вещей, как следствие первого созерцания). Авва Евагрий пришет, что «ум становится сильным (исцеляется от греховной своей немощи) тогда, когда во время молитвы он не представляет в воображении ничего из принадлежащего миру сему». Необходимым условием этого является бесстрастие, достигнув которого «ум начинает зреть собственное сияние...»[4].

 Впрочем, слово «безмолвие» употребляется в трех значениях, которые взаимно связаны: 1. воздержание от произнесения слов (как устами, так и в уме), 2. отшельничество, удаление от людей, и 3. безмолвие ума, неразвлеченное пребывание ума в Боге.

 Воздержание от произнесения слов и отшельничество имеет следствием покой ума. Подобно тому, как ясно видны отражения предметов в устоявшейся воде, так и безмолствующий видит в душе своей грехи, которые посреди мира не видны от возмущения. Однако внешнее удаление от людей не является ни совершенно необходимым, ни достаточным для прохождения подвига безмолвия. «И находясь в обществе людей, можно быть иноком в мысли; а будучи отрешенным от людей, жить умом с чернью»[5].

 Принимающий на себя подвиг безмолвия вступает как бы в мысленное море; чтобы переплыть его, необходимо долготерпение, смиренномудрие, бодрствование и воздержание[6]. Уму подвижника, по слову аввы Евагрия, предстоит «отправиться в свое прекрасное путешествие и достичь области нетелесных сущностей». Однако он никогда не сможет достичь этого, если прежде «не наведет порядок внутри себя; ибо домашние неурядицы обычно заставляют его вернуться туда, откуда он вышел»[7].

 Тот, кто неразвлеченно пребывает умом в Боге, исполняет слова Господа: затворись в клети твоей и сотвори молитву втайне (Мф. 6, 6). Безмолвие в этом смысле - это воздержание души от всякого проявления себя[8]. Безмолвие, таким образом, есть внутренний покой души, сосредоточенность ее в себе ради покаяния и богообщения в молитве (по слову Господа: "Царствие Божие внутрь Вас есть" - Лк. 17, 21) и, через богообщение, обожения, как конечной цели христианского подвига. Впоследствии, в XIV в., этому понятию было усвоено наименование исихия (греч. - покой, безмолвие).

 Безмолвие может быть разрушено не только внешним развлечением, но и всяким возмущением ума вследствие возобладания душой подвижника какой-нибудь страстью - ибо ум возмущается от действия страсти, как и от действия воздушных духов. Невозможно безмолвствовать также без «удаления от тела»[9]. Поэтому «отцы наши» называют отшельничество «попечением о смерти и бегством от тела»[10].

 Безмолвие приводит к плодоношению Духа. «Как скоро душа удаляется от житейского пристрастия и смущения, приходит к ней Дух Божий, и тогда может она рождать, хотя была бы бесплодна»[11]. Безмолвием приобретается «Божественная сила», благодаря которой «душа делается плодоносной»[12].

 В «Древнем патерике», в главе «о том, что всем старанием должно искать безмолвия», имеется «песнь безмолвию», восхваляющая его и превозносящая подаваемые им блага. Безмолвствующие подобны мудрым девам, каждые день и ночь ожидающим Христа, всегда готовым принять Божественного Странника, хранящим светильники неугасимыми. Безмолвие - это укрощение помыслов, тихое пристанище, мать сокрушения и податель покаяния, зеркало грехов, «страна Христова, изобилующая благими плодами». 

 

[1] Д. п. 11. 79, 28, 36, 37. [2] Гл. 19. [3] Д. п. 4. 25; 11. 45. [4] Евагрий. Слово о духовном делании. 65, 64. [5] Д. п. 2. 32, 30. [6] Д. п. 2. 22. [7] Евагрий. Слово о духовном делании. 61. [8] Д. п. 2. 11. [9] Д. п. 2. 14, 24. [10] Евагрий. Слово о духовном делании. 52 [11] Д. п. 18. 34. [12] Послание святого и богоносного отца нашего аввы Аммона второе, о возделывании благодати. 1

Источники:

1. Древний патерик, изложенный по главам. Перевод с греческого. М., 1899.

2. Аммон, святой. Повествования об авве Аммоне; Послания; Наставления: Увещательные главы // Творения древних отцов-подвижников. Изд. «Мартис», 1997.

3. Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония... // Творения, т. 3. Троице-Сергиева Лавра, 1903, с. 180-181.

4. Евагрий. Слово о духовном делании; Слово о молитве // Творения. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994.

Комментарии (0)
Для добавления комментария Зарегистрируйтесь или войдите
30.5.2019
ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года
30 мая 2019 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода в Санкт-Петербурге под председательством Святейшего Патриарха Московского...
Анонсы богослужений
14.6.2019
Анонс богослужений епископа Вениамина на 15-17 июня
15 июня (Родительская суббота) - Литургия в Петропавловском храме на Быковых горах (Романов-Борисоглебское благочиние). Начало в 9:00.
Анонсы событий
28.5.2019
«ПРИУМНОЖИМ НАСЛЕДИЕ ПРЕДКОВ"
Ко Дню защиты детей и семей сотрудники Отдела благотворительности и социального служения Рыбинской епархии орнганизовали ставшую уже традиционной...
Объявления
14.6.2019
Казанский крестный ход - 2019
В этом году Казанский крестный ход начнется 25 июня,  а завершится в день празднования памяти Петра и Павла, 12 июля.
Комментарий дня
23.4.2019
Митрополит Иларион: Надеюсь, что при новом президенте Украины гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь прекратятся
Москва, 23 апреля. Заняв пост президента Украины, Владимир Зеленский получит возможность открыть новую страницу в истории этой страны, уверен...
02.4.2019
В.Р. Легойда: Если разломы по религиозной линии будут продолжаться, никакого спокойствия на Украине быть не может
В.Р. Легойда, комментируя в эфире телеканала «Россия 24» сложившуюся на Украине ситуацию в религиозной сфере, подчеркнул, что она требует...
Паломничество
05.6.2019
Из Рыбинска будут совершаться речные прогулки на родину Федора Ушакова
Рыбинцев приглашают совершить водную прогулку на родину Федора Ушакова.
17.4.2019
Дни детских экскурсий в Спасо-Преображенском соборе
12 и 13 апреля в Спасо-Преображенском соборе прошли дни детских экскурсий.  
Монастыри
Все монастыри
Авторизация
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться
Забыли пароль?
Календарь
Епископ Вениамин | Епархия | Приходы | Монастыри | Духовенство | Контакты | Анонсы и объявления | Вопросы священнику

© Рыбинская Епархия. 2015.
Все права защищены.

Разработка сайтов - компания NetRoom
Сайт работает на системе управления BiNuke

Online pharmacies buy sildenafil citrate pills Fast shipping. generic viagra online canada . The best company for payday loan with bad credit history.Even in the most difficult moments, you can rely on them and they will hand you the money. Если у вас плохо с деньгами,то можно получить займ онлайн на карту срочно с плохой кредитной историей