Вопросы священнику
У многих из нас есть неразрешённые вопросы о вере, нравственности, личных жизненных ситуациях. Порой непросто найти человека, которому можно было бы их задать. Таким человеком может стать священник. Но не всегда есть возможность и время подробно и обстоятельно спросить что-то у священника в храме. Решению этой проблемы может помочь данный проект.
«Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя»
(Книга Притчей Соломоновых, гл. 15, ст. 23)
Свои вопросы вы можете задать
по электронной почте:
oaz83@yandex.ru - иерей Алексий Зорин, настоятель храма святителя Тихона Задонского (г. Рыбинск), руководитель Миссионерского отдела Рыбинской епархии.
sergei.romanov.rybinsk@yandex.ru - иерей Сергий Романов, клирик кафедрального Спасо-Преображенского собора (г. Рыбинск).
mihail-savin@bk.ru - иеромонах Михаил (Савин), настоятель Троицкого храма (с. Троица, Любимский район).
dlvoronov@yandex.ru - иерей Димитрий Воронов, настоятель храма Рождества Христова (д. Артемьево, Тутаевский район, Романово-Борисоглебское благочиние).
goliczin.d@yandex.ru - иерей Димитрий Голицын, настоятель Никольского храма (с. Ермаково, Пошехонский район).
lubyh85@yandex.ru – иерей Георгий Любых, настоятель Троицкого храма (с. Горинское, Даниловский район).
feodor.somov@gmail.com - иерей Феодор Сомов, настоятель храма в честь Великомученика Димитрия Солунского (с. Сутка, Брейтовский район).
Убедительно просим не отправлять один и тот же вопрос нескольким адресатам.
Задайте свой вопрос
Ответы на часто задаваемые вопросы
(Отвечает иерей Сергий Романов)
Оно имеет тысячелетнюю историю вплоть до 19 века в России, а на Западе ещё позже. Все по разному к нему относились… Например, святые апостолы, обращаясь к христианам, говорили, что если человек находится в состоянии «раба», то не надо ничего менять: можно спастись и в этом «ущемлённом» положении. Для Вечности с Богом это не имеет никакого значения. Лишь бы раб не за страх, а за совесть выполнял свою работу (отсюда и слово «раб»).
Господам же из христиан предписывалось не издеваться над рабами, а относиться к ним с любовью, по-человечески, как к своим братьям во Христе. Что касается термина «раб Божий», так это тот человек, который трудится для Бога, в Боге, в том числе, и над своей душой. То есть, это благодатное «рабство», это то, что необходимо, прежде всего, самому человеку для его спасения. Богу то не нужны рабы, а нужны друзья, сыновья и дочери, как говорит нам Евангелие. Это «рабство», духовный труд нужен нам, грешным людям, чтобы войти в Царство Небесное и вечно пребывать там с Богом!
Научные, медицинские исследования привели к выводу о том, что жизнь человека начинается с момента оплодотворения сперматозоидом женской яйцеклетки. Т.е. с момента зачатия мы уже живые, полноценные люди, только находящиеся в таком зачаточном, микроскопическом состоянии. И скажите, чем отличается убийство рожденного больного ребёнка от убийства такого же, но ещё не родившегося? Не будет ли последнее ужаснее первого в силу того обстоятельства, что он даже света Божьего не увидел, как родные его уже так цинично убили? Если так подходить к жизни, то давайте истреблять всех инвалидов, стариков: в кого мы тогда превратимся? В людоедов, хищников! Если пролита слезинка хотя бы одного ребёнка, я уже не говорю о худшем, то чего стоит вся наша вшивая человеческая цивилизация, построенная таким образом? Ничего, ровным счётом...
Именно оттуда и берёт свой исток традиция погружения в прорубь с целью смытия с себя грехов. Но всякий должен понимать, что грехи этим не смываются, а только усугубляются. Ведь по-настоящему смыть грех может человек только с помощью чистосердечного раскаяния в церковном Таинстве Исповеди и исправления своей жизни в дальнейшем не на словах, а на деле. И не человек смывает с себя грех, а Господь Бог очищает нас от всякого греха Своей благодатью по милосердию Своему. Вообще, существует много суеверий, связанных с этим великим христианским праздником, но мы не должны их усваивать себе, а наоборот - избавляться от них. Поэтому мытьё в бане ну никак не влияет на то: до праздника Крещения Вы помылись или после.
Существует устоявшаяся веками благочестивая традиция в молитвенном помещении женщине покрывать голову. Это повеление ещё с апостольских времён и до настоящего дня актуально и неизменно! Ведь одежда достаточно сильно влияет и на поведение, и даже на образ мыслей человека. Покрытая голова женщины напоминает ей о скромности и смирении. Ну и конечно, если женщина замужем, о власти над ней мужа, по Божьему изволению. Даже если Вы так уж щепетильно относитесь к своему внешнему виду, то Вам всё равно не избежать покрытой головы. Только это не обязательно платок, как Вы указали! Это может быть шляпка, шарфик, шапочка - в общем любой женский головной убор. Лишь бы всё в Вас было скромно и со вкусом!
Это необходимые условия для совершения над человеком Таинства Крещения. Крещение уже следующий шаг, но не последний. После него надо воцерковляться, вливаясь в церковную жизнь. Если не было веры и сознания до Крещения, то чаще и после него её не бывает. Понятно, что и плодов Крещения в таком случае не видно. Но ведь Господь спасает нас "имиже веси судьбами" и много случаев, когда человек, крестившийся без веры и покаяния, тоже приходит к Богу: только чаще через болячки и иные "превратности судьбы". Т. е. человек как бы нехотя, но начинает молиться, о чем-то думать, от чего-то дурного сознательно отходить. Если Крещение совершено правильно, то конечно оно действительно, но вот действенно ли оно - зависит от человека, принимающего благодать. Останется ли доброе семя, брошенное в неподготовленную почву, лежать и пропадать впустую, или же будет приносить плод, зависит от нас!
Ведь не сам по себе мы почитаем крест, а ради Распятого на Нём и Воскресшего Спасителя. Другое дело, когда христианская символика попирается сознательно, продумано, когда кощунствуют над знамением креста или иным святым изображением, дорогим сердцу христианина! Здесь мы должны встать на защиту попираемой святыни! Поэтому, прошу Вас: не ломайте несчастную плитку в Вашем доме, не рвите обивку с дивана и не занимайтесь прочими ненужными и бессмысленными вещами. Следите больше за своим сердцем и умом, чтобы они очищались через покаяние и живите просто и спокойно!
Существует суеверие, что якобы в Церкви есть такой день в году, когда можно молиться за самоубийц - это ложное мнение. Дома молиться можно хоть каждый день, но только близкому родственнику умершего и по благословению приходского священника. Есть кратенькая молитва преподобного Льва Оптинского о самоубийце, её можно встретить в некоторых молитвословах или найти в интернете. Вообще, самоубийство самоубийству – рознь: есть те, которые уходят не по злой своей воле, не бросая вызов Небу, а будучи психически больными людьми, находящимися в момент самоубийства в помрачённом состоянии ума. Таковых, по благословению правящего архиерея можно даже отпевать, если человек был крещён и был прихожанином храма.
Если не хотим болеть, будем стараться не грешить. Но бывает и так, что болезнь – это особое таинственное и непостижимое Божие попечение о человеке. Богу виднее, что нам посылать и когда! Лучше доверить Богу свою душу и своё тело, не поддаваться панике, но, и не пренебрегая лечебными средствами.
Они прошли опытно духовную жизнь, и из прожитого опыта, у них в сердце рождалась смиренная, искренняя, глубоко-содержательная молитва. Мы имеем счастье, молиться их молитвами, приобщаясь духовно к их личному опыту. И тогда мы сами научаемся просить Бога о том, что нам потребно. Короче говоря, не стоит нам пренебрегать молитвами святых людей, живших до нас, а когда что-то бывает непонятно, так сейчас есть толковые молитвословы, где каждое слово, выражение подробно объясняются.
Имена, данные при Крещении, указываются полные, не в уменьшительно-ласкательном варианте: Колька, Петька, Танюша и т.д. Имя пишем в церковной форме, напр., не Ивана, а Иоанна; не Ульяны, а Иулиании. Если не знаем, как правильно написать, то в храме есть свечница или приходской консультант, который может в этом вопросе помочь. Когда пишем имена детей, то тоже не уменьшаем: напр. «Сергия», а не «Сережи». До 7 лет ребенок - младенец, с 7 до 14 - отрок. Поэтому в записке указываем сокращенно перед именем ребенка: «мл. Сергия»; «отр. Павла». Имена священнослужителей пишут первыми, перед ними указывают сан полностью или сокращённо, напр.: «архиеп. Гурия», «прот. Николая». Также к имени в записке можно при необходимости указать на положение человека в данный отрезок времени и приписать, например, следующее: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина». Перед именами живых, хотя и крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблудшего».
Не надо перед именем писать то, что указывает на душевное или житейское состояние человека: «озлобленного», «одинокого», на нравственное состояние: «девицы», на профессию: «директора», «водителя» и т.д . В заупокойных записках пишут «новопреставленного» (в течение 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день память), «убиенного воина». Записки в храме не подаются за тех, кто не является членом Православной Церкви: некрещеные, инославные (католики, протестанты), иноверцы (мусульмане, иудеи, буддисты и пр.), а также за самоубийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение), за атеистов, хотя и крещёных.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Богу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то такая жертва напрасна, свеча теряет свой смысл. Если человек хочет поставить свечку, то он должен прийти до начала службы.
Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине или концу, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других от молитвы. Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем уже поставит свою свечу. Наша ошибка бывает в том, что часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполним этим самым свой долг. Как будто свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Бывает и хуже.
Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям. В таком состоянии возжигать свечи является прямым кощунством! Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу!
Насчёт карт – это отдельная история. Во- первых, карты – игра уголовников, во-вторых, имеет она оккультный оттенок, в третьих – это кощунственная пародия на страдания Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Если мы внимательно посмотрим на знаки карт и при этом вспомним, какие издевательства претерпел Сын Божий, с помощью каких орудий Он был мучим, то картина нам откроется ужасная! Ответ здесь такой: карты - не приемлемы для христиан!
Причина - ранние половые связи, для которых юный человек не созрел в принципе: ни духовно, ни физиологически, ни морально, ни материально, никак! Молодых надо готовить к будущему браку с детства и кто, как не родители этим обязаны заниматься! Не школа, не «секспросвет», не психологи, а именно родители! Если родители не займутся, то это сделают другие: телевизор, интернет, улица, компания и прочие.
Культуру добрачных отношений надо знать, изучать, спрашивать поживших людей, стариков. Но, к сожалению, этой культуры некоторые и из старшего поколения не знали, потому и научить не могут. Но незнание не освобождает от ответственности, и приходиться тогда учиться на горьких ошибках. А вот привитие ответственности и есть то главное, что может уберечь молодых от ошибок, порой непоправимых.
Если жена мудрая, если она поведёт себя осторожно и уступчиво, с любовью и пониманием, терпением, то она приобретёт себе мужа и в вере, а если будет наоборот, то она не только не приобретёт себе мужа единоверного, но и просто потеряет мужа. И если даже не произойдёт официального развода, то всё равно будет разлад внутри семьи. И как с этим жить дальше? Не надо торопить время, будьте снисходительны к мужу и помните слова апостола Павла: «…неверующий муж освящается женою верующей, а жена неверующая освящается мужем верующим» (Кор. 7, 15).
Бывает и так, что когда одни просят прощения у других, те никак не хотят мириться и больше ещё ожесточаются. Бывает, что одна сторона (пострадавшая невиновно) просит прощение у другой (инициатора ссоры и обиды), но та ещё больше утверждается в своей неправоте и вседозволенности, насмехаясь над искренним желанием ближнего помириться. Здесь не достигается нужного результата, и значит, на каждый случай должно отдельно рассуждать: как поступить правильно, благоразумно и честно хотя бы со своей стороны. Но в большинстве случаев своевременная попытка примириться всё же приносит положительный результат!
Для нецерковных родителей, маловерующих, которые не понимают смысла Крещения, лучше вообще, на мой взгляд, подождать с этим и как следует подготовиться. Здесь вопрос не в сроке, а в том, насколько родители и крёстные готовы или не готовы воспитывать ребёнка в правилах и традициях христианской веры! Т.е. им самим следует воцерковиться, стать сознательными прихожанами того или иного храма. От этого и следует отталкиваться в вопросе о сроке Крещения.
Для того, чтобы разместить иконы в доме надо выбрать самое подходящее место, т.е. то место, где будет совершаться наша домашняя молитва: чтобы удобно было, эстетично. Выбрав место, иконы размещают таким образом, чтобы в центре иконостаса обязательно была икона Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа или образ Пресвятой Троицы. По бокам главного образа, а также снизу и сверху него, можно расположить иконы Пресвятой Богородицы (как правило справа) и почитаемых в семье святых.
Количество икон тоже не имеет особого значения, если человек, молящийся перед этими образами, действительно верует, правильно (православно) исповедует свою веру. Можно с полу до потолка увешать комнату иконами и не молиться перед ними, тогда теряет смысл изготовление такого многоярусного и многоликого иконостаса. Ведь он в данном случае не будет использоваться по своему прямому назначению.
А Великое водосвятие бывает только раз в год в Праздник Богоявления (Крещенский Сочельник и сам день Крещения Господня). Поскольку событие – одно, то и вода – одна и та же! Люди просто от незнания придумывают всякие суеверия и этими предрассудками руководствуются в своей жизни, несут эти свои ложные представления в Церковь, смущают других, а когда их начинаешь поправлять, то даже обижаются. Вот как закоренелое суеверие плохо отражается на духовной жизни человека!
Когда-то, священники вообще не носили поверх одежд крест, но некоторые исторические обстоятельства привели к данному обычаю, который и закрепился в последствие. У священника тоже под одеждой на груди крест имеется.
Но тот, что снаружи, указывает, что его носитель - священник, а не дьякон, который также ходит в чёрном подряснике. Короче, чтобы люди не путали одних служителей Церкви с другими, священники носят для этого крест поверх одежды. Но здесь ещё один момент: крест на груди священника напоминание ему самому о его высоком и ответственном перед Богом и людьми служении!
Верующему человеку Господь открывает Себя, прежде всего, в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причащении, в соборной молитве при участии всех вместе в храмовом богослужении. Но, конечно, и в личной молитве тоже. Чаще всего, так поверхностно рассуждает человек, который не только в храм Божий не ходит, но и вообще далёк от подлинной веры и молитвы. Это известное самооправдание, чтобы не исполнять 4-ю Заповедь Закона Божьего: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог Твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой-суббота Господу, Богу твоему…» (Втор. 5, 12-14). Предложите такому человеку «жениться в душе», «дружить в душе», «работать в душе», кушать и одеваться в душе», что он скажет на эти странные предложения?
Когда человек говорит о том, что у него «Бог в душе», надо в этом выражении поменять первую букву в слове «Бог» с большой на маленькую, и тогда всё станет ясно: этот человек сам себе бог, живёт для себя и поклоняется себе. Вот и всё!
Есть разные сны: от Бога, от бесов и чисто человеческие. Но не стоит копаться в этом многообразии впечатлений. Надо реальностью жить, строить свою жизнь по воле Божией. А то некоторые проснуться и ходят как очумелые весь день: «к чему бы это?», зачем мне покойный родственник приснился?», почему я это во сне летала?». А время реальное и драгоценное уходит безвозвратно. Кто-то прямо живёт этими снами и потихоньку психически заболевает. Не надо всё это, потому, что опасно для души!
Молитвы бывают разнохарактерные: просительные, покаянные, славословные и благодарственные. От уровня духовной жизни человека зависит, к какой форме молитвы он имеет предпочтение: он только просит: «дай, Боже, то и это» или он ещё и кается в своих беззакониях: «прости меня, Господи, грешника», благодарит и славословит: «слава Тебе, Господи, благодарю Тебя за Твои милости!». Молитвенное же правило имеет вспомогательную задачу и существует для того, чтобы человек научился молиться всегда, непрестанно, по словам апостола Павла.
Если человек задерживается только на молитвенном правиле, как на внешней дисциплинарной вещи и не выходит за его рамки, то он не идёт дальше в молитвенной жизни. Он превращается из раба Божия в раба молитвенного правила: «умри, но исполни!». Такое же неправильное отношение возникает и к посту, и к другим средствам духовной жизни. Происходит некая подмена: человек путает средства с целью. Он стремится, во что бы то ни стало жить по правилам, по букве, а о Духе, стяжании благодати Божией, подлинном покаянии, смирении забывает или ставит их на второе место в своей духовной жизни.
Как правило, такому неуёмному «подвижнику» легче впасть в гордыню и самопревозношение, заразиться фарисейской напыщенностью: «строго пощусь, много молюсь, не пью, не курю и, вообще, я не такой как прочие…». Молитвенное правило нужно, необходимо, но надо уметь им разумно и свободно пользоваться!
Кто-то сказал, что душа это то, что у человека болит, когда тело здорово. По учению Церкви человек - существо трёхсоставное, природа его состоит из духа, души и тела. Они между собой взаимодействуют. Только если человек живёт не по воле Божией, иерархия этих взаимоотношений перевёрнута сверху вниз: тело-душа-дух. Т.е. тело как бы командует над всем остальным, порабощая высшие стремления низшим.
Живя по воле Божией, человек эту иерархию восстанавливает в нужном направлении: дух-душа-тело. Здесь уже тело выполняет свою подлинную функцию: быть в подчинении у духа и души. Такой человек ничего плохого не сотворит в своей жизни! А насчёт того где находится душа, то разные мнения существуют. Может в сердце, а может в уме человека. Для нашего спасения это не так важно: важно душе не повредить своей беспечной и греховной жизнью!
Апостол Иаков в своём послании рассуждает: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Т.е. боятся Его, трясутся от страха пред Ним, но это никак не оправдывает их перед Богом, а наоборот – осуждает. Ведь они отвергли навеки любовь Божию, стали Его противниками. Поэтому-то одной веры для человека недостаточно: необходимо нечто большее. Что же? Веровать, значит доверять Богу всю свою жизнь, все свои мысли, чувства, надежды и сомнения.
Веровать, значит любить Бога и жить по Его святым Законам или Заповедям. Т.е. вера должна подтверждаться конкретными делами, всей жизнью!
Во-вторых, если бы Заповеди Блаженства были не исполнимы для человека, то Христос и не дал бы их нам. Эти Заповеди задают нам высокую планку: не просто не убивать, а даже не злиться на ближнего; не просто не прелюбодействовать, а даже в мыслях не допускать нечистоты. Это невозможно для человека, живущего без Бога, вне Церкви. Своими силами, конечно, не исполнить ни одной из Заповедей.
Но Богу возможно всё! И исполнение Заповедей достигается человеком с Божьей помощью, по мере духовного взросления, когда человек перестаёт надеяться на свои силы и всецело доверяет Богу дело своего спасения. Ещё раз повторю: если бы Заповеди Блаженства были не исполнимы в принципе, то Новый Завет не состоялся, мы не имели бы в Церкви многие примеры святых угодников и можно было бы повесить на храме большой замок.
Такие школы есть практически во всех крупных приходах нашего города, надо лишь обратиться с просьбой на свечной ящик или непосредственно к священнику храма, чтобы узнать как и когда можно посещать занятия. Добавлю, что кроме этого, в Рыбинске вот уже более 5 лет действуют Богословско-катехизаторские трёхгодичные курсы, по окончании которых получают даже соответствующий документ.
Чтобы попасть на курсы, человеку необходимо предоставить рекомендацию священника своего прихода, краткую автобиографию, фото 3Х4, прошение на имя правящего архиерея Рыбинской Епархии епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина. Информация о занятиях воскресных школ и курсов есть на информационных стендах приходов города.
Бог не создавал смерти и первые люди на земле жили счастливо: общались с Богом, дружили с Ангелами и всеми живущими на земле существами. Сам человек был создан бессмертным, безгрешным, разумным и свободным. Но, когда Адам и Ева согрешили, т.е. ослушались Бога и скушали запретный плод, то в мир вошла смерть, болезни и страдания. Человек был изгнан из рая и стал жить на земле, терпя болезни и много работая, чтобы кормить свою семью. Так Господь Бог положил человеку предел земной жизни, т.е. назначил нам всем умирать, а иначе человек сделался бы очень злым, если бы жил вечно на земле в таком состоянии.
Но смерть не вечна, она лишь временно разлучает нашу бессмертную душу с телом: тело уходит в землю, из которой оно создано, а душа отправляется в духовный, невидимый мир, где ждёт своего часа. А час этот наступит, когда Господь наш Иисус Христос придёт ещё раз на Землю судить всех людей за их дела: добрые или злые. Господ победил смерть, когда страдал на Кресте за наши грехи и воскрес из мёртвых: об этом торжественно и радостно нам говорит Библия и Святая Церковь в своих песнопениях. Поэтому, чтобы не бояться смерти, нужно жить с Богом и стараться исполнять Его Заповеди.
Есть в Церкви такой праздник-Успение Пресвятой Богородицы, которая была мамой Иисуса Христа и в конце жизни также умерла (успела, уснула) тихо, спокойно и радостно. Сам Сын пришёл, чтобы принять душу Своей Матери, а потом и Её тело чудесно было взято на Небо! Получается, смерть-это временный, долгий сон, после которого будет наше пробуждение или воскресение!
Я напомню вам слова великого отечественного подвижника и богослова XIX века, митрополита Филарета (Дроздова): «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах».
Конечно, если мы устали и нет сил стоять, надо сесть.
В какой позе мы молимся, не принципиально. Лишь бы мы мыслью были возле Бога.
Не принципиально, в какой позе молиться. На Востоке чаще всего молились стоя. На Западе молились (и молятся сегодня) по-разному: иногда на коленях, иногда сидя или стоя.
Во время православного богослужения мы, если и становимся на колени, то на краткое время, а чаще делаем просто земной поклон, то есть становимся на колени и касаемся лбом земли. Сидеть во время православного богослужения разрешено во время чтения Псалтири. Святые отцы рекомендовали сидеть во время углубленной молитвы, например делания молитвы Иисусовой.
В остальных случаях лучше всего молиться (это помогает собранности, бодрит) стоя.
Это одна из молитвенных поз, то есть поза, выражающая наше душевное настроение. Когда мы обращаемся к Богу с горячей просьбой или словами благодарности, мы можем воздеть руки. А сокрушаясь о грехах или изумленные величием, милостью, мудростью, красотой Бога, мы падаем на землю, на колени. И не только на колени, бывает, что и на лицо свое, и это грешное лицо не смеем поднять… Как начинает св. апостол Иоанн Богослов рассказ о том, что видел на Небесах? Иоанн видит Христа и, пораженный огненностью Его лика и славой, падает к ногам Его, «как мертвый». Многие христиане именно так и молятся, не дерзая прямо встать перед Богом. Эти люди очень глубоко переживают свое недостоинство и духовную нищету.
Поклон выражает наше смирение. Когда, совершив поклон, мы встаем, этим самым мы себе напоминаем, что отвергаемся от греха, восстаем к новой, праведной и чистой жизни.