По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Вопросы священнику

У многих из нас есть неразрешённые вопросы о вере, нравственности, личных жизненных ситуациях. Порой непросто найти человека, которому можно было бы их задать. Таким человеком может стать священник. Но не всегда есть возможность и время подробно и обстоятельно спросить что-то у священника в храме. Решению этой проблемы может помочь данный проект.

«Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя»
(Книга Притчей Соломоновых, гл. 15, ст. 23)

Свои вопросы вы можете задать
по электронной почте:

oaz83@yandex.ru - иерей Алексий Зорин, настоятель храма святителя Тихона Задонского (г. Рыбинск), руководитель Миссионерского отдела Рыбинской епархии.

sergei.romanov.rybinsk@yandex.ru - иерей Сергий Романов, клирик кафедрального Спасо-Преображенского собора (г. Рыбинск).

mihail-savin@bk.ru - иеромонах Михаил (Савин), настоятель Троицкого храма (с. Троица, Любимский район).

dlvoronov@yandex.ru - иерей Димитрий Воронов, настоятель храма Рождества Христова (д. Артемьево, Тутаевский район, Романово-Борисоглебское благочиние).

goliczin.d@yandex.ru - иерей Димитрий Голицын, настоятель Никольского храма (с. Ермаково, Пошехонский район).

lubyh85@yandex.ru – иерей Георгий Любых, настоятель Троицкого храма (с. Горинское, Даниловский район).

feodor.somov@gmail.com - иерей Феодор Сомов, настоятель храма в честь Великомученика Димитрия Солунского (с. Сутка, Брейтовский район).

Убедительно просим не отправлять один и тот же вопрос нескольким адресатам.

Задайте свой вопрос


Кому
Это поле обязательно для заполнения
Вопрос *
Это поле обязательно для заполнения
Ваше имя *
Это поле обязательно для заполнения
Ваша эл. почта *
Введён некорректный e-mail

Нажимая на кнопку "Отправить вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Ответы на часто задаваемые вопросы
(Отвечает иерей Сергий Романов)

Что значит «раб Божий»? Нужны ли Богу рабы?
Подковырка в этом вопросе заключается, на мой взгляд, не в самом слове «раб», а в том, что мы сами под этим подразумеваем: ведь один и тот же термин может иметь различное значение. Это зависит от того, что мы вкладываем в слово, какой дух, какой смысл. Рабство, как историческое явление, существовало в древнем мире.

Оно имеет тысячелетнюю историю вплоть до 19 века в России, а на Западе ещё позже. Все по разному к нему относились… Например, святые апостолы, обращаясь к христианам, говорили, что если человек находится в состоянии «раба», то не надо ничего менять: можно спастись и в этом «ущемлённом» положении. Для Вечности с Богом это не имеет никакого значения. Лишь бы раб не за страх, а за совесть выполнял свою работу (отсюда и слово «раб»).

Господам же из христиан предписывалось не издеваться над рабами, а относиться к ним с любовью, по-человечески, как к своим братьям во Христе. Что касается термина «раб Божий», так это тот человек, который трудится для Бога, в Боге, в том числе, и над своей душой. То есть, это благодатное «рабство», это то, что необходимо, прежде всего, самому человеку для его спасения. Богу то не нужны рабы, а нужны друзья, сыновья и дочери, как говорит нам Евангелие. Это «рабство», духовный труд нужен нам, грешным людям, чтобы войти в Царство Небесное и вечно пребывать там с Богом!
Если женщина не может родить здорового ребёнка, должна ли она идти на аборт?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо определиться с терминами. Аборт или искусственное прерывание беременности (на медицинском языке) – это убийство (на простом человеческом языке), причём убийство ничем и никогда не оправдываемое. Если мы будем это злодеяние оправдывать, то чем наше общество тогда будет отличаться от фашистского? Ведь фашисты считали, что в их «прогрессивном» обществе вообще не должно быть места больным, нищим, слабым, т.е. всем тем, кто будет просто мешаться под ногами, «тормозить» развитие этого «цивилизованного», сытого до наглости и жестокости общества. Таких взглядов придерживались и Гитлер, и Маргарет Зангер, и прочие «благодетели» человечества (как они сами себя считали).

Научные, медицинские исследования привели к выводу о том, что жизнь человека начинается с момента оплодотворения сперматозоидом женской яйцеклетки. Т.е. с момента зачатия мы уже живые, полноценные люди, только находящиеся в таком зачаточном, микроскопическом состоянии. И скажите, чем отличается убийство рожденного больного ребёнка от убийства такого же, но ещё не родившегося? Не будет ли последнее ужаснее первого в силу того обстоятельства, что он даже света Божьего не увидел, как родные его уже так цинично убили? Если так подходить к жизни, то давайте истреблять всех инвалидов, стариков: в кого мы тогда превратимся? В людоедов, хищников! Если пролита слезинка хотя бы одного ребёнка, я уже не говорю о худшем, то чего стоит вся наша вшивая человеческая цивилизация, построенная таким образом? Ничего, ровным счётом...
Как молиться о без вести пропавших?
В Церкви есть добрая и правильная традиция молиться в таком случае о человеке как о живом, пока не станет доподлинно известно о его смерти. Если человек пропал, и нет сведений о том, жив ли он или мёртв в течение нескольких лет, то начинаем молиться за упокой. Но даже в том случае, если такой человек, например, через какое-то время, всё - же находится, то ничего страшного нет в том, если его поминали за упокой. Ведь это делалось по неведению, а у Бога вообще мёртвых нет: у Него все живы!
Подскажите, когда можно топить баню и мыться в ней после праздника Крещения Господня?
Топите и мойтесь тогда, когда Вам удобно, ведь мытьё бытовое ну никак не влияет на то, что Вы допустим в Крещение погружались в прорубь. Кстати, погружение в прорубь-это лишь традиция на Руси, а не общее правило. И традиция, более языческая, чем христианская. В прошлом люди, которые известны из литературы как скоморохи или ряженые надевали на себя всякие личины и костюмы животных, нечистой силы и прочее. Таким образом, во время святок они пугали народ, собирались на всякие игрища. В общем, занимались, попросту говоря, всякой ерундой! А потом, как им казалось, они могут смыть с себя эти грехи скоморошничества в Крещенской проруби.

Именно оттуда и берёт свой исток традиция погружения в прорубь с целью смытия с себя грехов. Но всякий должен понимать, что грехи этим не смываются, а только усугубляются. Ведь по-настоящему смыть грех может человек только с помощью чистосердечного раскаяния в церковном Таинстве Исповеди и исправления своей жизни в дальнейшем не на словах, а на деле. И не человек смывает с себя грех, а Господь Бог очищает нас от всякого греха Своей благодатью по милосердию Своему. Вообще, существует много суеверий, связанных с этим великим христианским праздником, но мы не должны их усваивать себе, а наоборот - избавляться от них. Поэтому мытьё в бане ну никак не влияет на то: до праздника Крещения Вы помылись или после.
Поясните, пожалуйста, что необходимо, чтобы попасть в рай?
Необходимо: искреннее желание туда попасть, живая вера в Бога и жизнь по Его заповедям. Остальное вытекает из этого!
Говорят, золото несёт с собой всю энергию предыдущего хозяина. У нас с мужем обручальные кольца сплавлены из старого прабабушкиного золота. Меня это начало волновать, ведь вдруг действительно оно будет нести какой - то негатив в семью. Так ли это?
Неужели Ваша прабабушка такая была негативная, что Вам пришло в голову беспокоиться из-за пустяков? Ни за что не поверю! Наши прабабушки в нравственном отношении были намного выше нас грешных, и столько "позитива", сколько было у них, у нас просто нет. А то, что кто-то что-то говорит, так это - пустые бредни! Носите спокойно ваши обручальные кольца и не верьте людским глупостям и предрассудкам!
Можно ли в храм без платка заходить? Он не сочетается с моими кофточками, юбкой и платьями, не хочу образ портить!
Отвечу Вам откровенно: женщина без покрытой головы в храме - неприятное зрелище! Не потому, что женщина сама по себе жутко выглядит, а потому, что жутко, когда человек не стыдится подобного нахождения перед Богом в Его храме. Жутко и то, что современный человек стал как-то порой цинично относиться к добрым традициям и игнорировать церковные правила!

Существует устоявшаяся веками благочестивая традиция в молитвенном помещении женщине покрывать голову. Это повеление ещё с апостольских времён и до настоящего дня актуально и неизменно! Ведь одежда достаточно сильно влияет и на поведение, и даже на образ мыслей человека. Покрытая голова женщины напоминает ей о скромности и смирении. Ну и конечно, если женщина замужем, о власти над ней мужа, по Божьему изволению. Даже если Вы так уж щепетильно относитесь к своему внешнему виду, то Вам всё равно не избежать покрытой головы. Только это не обязательно платок, как Вы указали! Это может быть шляпка, шарфик, шапочка - в общем любой женский головной убор. Лишь бы всё в Вас было скромно и со вкусом!
Можно ли считать действительным крещение, когда родители и крестные ребенка атеисты? Может ли крещение состояться без веры крещаемого и без веры крестных и кровных родителей?
Вопрос непростой с одной стороны...Если говорить о Таинстве Крещения вполне серьёзно, то подготовка к нему должна быть достаточно основательной (дело здесь даже не в сроке подготовки). Человек должен, по меньшей мере, желать креститься и понимать для чего это ему нужно. Т.е необходимы минимум вера в Бога-Троицу, Христа-Спасителя, плюс желание изменить свою жизнь (покаяние).

Это необходимые условия для совершения над человеком Таинства Крещения. Крещение уже следующий шаг, но не последний. После него надо воцерковляться, вливаясь в церковную жизнь. Если не было веры и сознания до Крещения, то чаще и после него её не бывает. Понятно, что и плодов Крещения в таком случае не видно. Но ведь Господь спасает нас "имиже веси судьбами" и много случаев, когда человек, крестившийся без веры и покаяния, тоже приходит к Богу: только чаще через болячки и иные "превратности судьбы". Т. е. человек как бы нехотя, но начинает молиться, о чем-то думать, от чего-то дурного сознательно отходить. Если Крещение совершено правильно, то конечно оно действительно, но вот действенно ли оно - зависит от человека, принимающего благодать. Останется ли доброе семя, брошенное в неподготовленную почву, лежать и пропадать впустую, или же будет приносить плод, зависит от нас!
Можно ли встать на колени перед иконой святого или это нельзя, а только перед Господом можно? Можно ли, например, перед иконой Богородицы или Николая Чудотворца? Очень смущает сердце этот вопрос.
Не смущайтесь! Как провинившийся ребёнок встаёт на колени перед любимым отцом, матерью или старшими братьями, так и христианин не только перед образом Творца, но и перед иконой святых тоже может и должен молиться!
Скажите, пожалуйста: почему раздражают раздражающиеся люди, и как с ними взаимодействовать? Они злятся, им плохо, их бы пожалеть, что-то доброе сделать, но они раздражают и больше хочется или подальше уйти от них, или в ответ выплеснуть своё негодование!
Поступайте благоразумно в любой ситуации: даже святые в некоторых случаях обращались в бегство, чтобы не раздражаться на ближнего. Ведь не всегда мы можем быть терпеливыми, хотя и должны стараться. Потому, чтобы ответно не навредить собеседнику, лучше уйти и успокоиться, а потом снова войти в общение. Учитесь благоразумию!
Меня очень мучает совесть, что не хожу каждую неделю на воскресную службу из-за маленького ребенка, потому как он не может стоять со мной всю службу. Как мне быть?
Ходить в храм и участвовать в общественном богослужении нам предписывает наш христианский закон и заповедь Божия о "субботнем" (для нас Воскресном) дне. Делайте это по совести и возможности. Если готовитесь причащаться, то хорошо бы помолиться и с вечера в храме, молитвы дома пред Причастием почитать, пост посильный соблюсти. Не лезьте вон из кожи, как часто бывает, но и не злоупотребляйте Божиим милосердием. А к Причастию лучше подходить к началу Литургии. Хотя иногда с маленькими детьми мамы и запаздывают. Вы лучше знаете сами себя и свою семейную ситуацию, поэтому смотрите сами.
Скажите, являются ли рисунки протектора на различных поверхностях (подошва, рисунок на полу, обивка мебели) изображением креста? Нужно ли заменять этот узор или это маразм?
Маразм, да и только! Успокойтесь и не забивайте этим голову! Известны многие случаи, когда человек на этой почве, а также на почве всяких кажущихся противоречий и страхований повредился умом. И пожалуйста не надо во всех перекрестиях (а их много везде и на всём) видеть крест Христов, которому мы поклоняемся в единственном роде.

Ведь не сам по себе мы почитаем крест, а ради Распятого на Нём и Воскресшего Спасителя. Другое дело, когда христианская символика попирается сознательно, продумано, когда кощунствуют над знамением креста или иным святым изображением, дорогим сердцу христианина! Здесь мы должны встать на защиту попираемой святыни! Поэтому, прошу Вас: не ломайте несчастную плитку в Вашем доме, не рвите обивку с дивана и не занимайтесь прочими ненужными и бессмысленными вещами. Следите больше за своим сердцем и умом, чтобы они очищались через покаяние и живите просто и спокойно!
Скажите, пожалуйста, в какой день можно помолиться за самоубийц?
Не слишком ли много мы берём на себя, желая молиться за самоубийц? Даже святые угодники Божии не дерзали на такое! Но вот для близкого родственника самоубийцы, который переживает за его посмертную участь, выход есть! Это молитва домашняя, во-первых. Во-вторых, раздача милостыни нуждающимся. В-третьих, существует так называемый "Чин молитвенного утешения родственникам жизнь свою самовольно окончившего". Чин этот совершается в Церкви для родственников усопшего. По характеру это чин покаянный, мы молимся о том, что может быть не смогли в достаточной мере оказать любовь самовольно ушедшему из жизни, предотвратить этот его страшный шаг.

Существует суеверие, что якобы в Церкви есть такой день в году, когда можно молиться за самоубийц - это ложное мнение. Дома молиться можно хоть каждый день, но только близкому родственнику умершего и по благословению приходского священника. Есть кратенькая молитва преподобного Льва Оптинского о самоубийце, её можно встретить в некоторых молитвословах или найти в интернете. Вообще, самоубийство самоубийству – рознь: есть те, которые уходят не по злой своей воле, не бросая вызов Небу, а будучи психически больными людьми, находящимися в момент самоубийства в помрачённом состоянии ума. Таковых, по благословению правящего архиерея можно даже отпевать, если человек был крещён и был прихожанином храма.
Хотим сына крестить, но не знаем, как выбрать святого покровителя. Подскажите, батюшка, на что стоит обратить внимание в таком ответственном деле?
Если у Вашего ребёнка имя, которым его назвали есть в церковном календаре, то подберите ему того покровителя, который в Вашей семье особо почитается. В традиции выбирают по святцам: имя святого, ближайшего к дню рождения или к дню Крещения. В любом случае, обязательно перед тем, как крестить, узнайте жизнь святого, которого избираете в небесные покровители ребёнку. В таком случае, выбор вашей семьи будет осознанным и молитва, обращённая к святому, будет более искренней. А ребёнок, когда подрастёт, должен от старших узнать о своём святом, также обращаться к нему за молитвенной помощью. В любом случае решать Вам!
Можно и нужно ли давать списывать? С одной стороны, не давая, я отказываю человеку в помощи. С другой, подстрекаю его и дальше не выполнять домашние задания и ослушиваться учителей.
Как раз вопрос достаточно серьёзный и совсем не маловажный! Дело в том, что оказать помощь в подобной ситуации, которую Вы описали - это не помощь, а потакание лени и безответственности других учащихся. Такая "помощь" только расхолаживает и не решает проблемы с успеваемостью тех, кто пользуется чужой добротой. Вопрос в том, как мудро выйти из этой ситуации? Если Вы знаете, что человек попросил подсмотреть, так сказать, не по лености, а потому, что не успел что-то, затрудняется решить, но при этом, всё же, старался самостоятельно решить задачу, то ему можно и помочь. А если кто-то чисто "сдувает", то, не ругая, не осуждая человека, не надо давать списывать. Этим мы ему не поможем, а повредим: ведь в дальнейшем он так и будет "выезжать на чужом горбу". Пусть Ваша совесть сама подскажет, где можно, а где нельзя поступаться принципами!
Нужно ли мне как-то объяснять своему ребенку, почему человек ведет себя невоспитанно в общественных местах, или просто улыбнуться и отвлечь, мол, "не обращай внимания". Будет ли моё объяснение осуждением других?
Во-первых, постарайтесь избегать те места, где есть опасность нравственно повредиться, особенно ребёнку. Душа его настолько нежна, что всякая грязь ранит её. Понятно, что всё труднее и труднее находить безопасные для игр или общения людей места, ведь разнузданность, хамство и грубость окружают нас повсюду. Даже в обычном дворике, где гуляют молодые мамочки или бабушки с малолетними детьми есть опасность услышать отборный мат (от детей в том числе), увидеть курящую женщину или сосущих пивную бутылку пап. Если же нет возможности избежать подобной ситуации, можно попробовать увести ребёнка в другое место. Иногда, даже необходимо сделать строгое замечание тому, кто соблазняет, например, слух наших детей матерщиной! А объяснять ребёнку, если он получил душевную травму от увиденного, конечно же, надо! Кто же, как не мы должны его учить и воспитывать. Вопрос - как объяснить? Постарайтесь, осуждая поступок как таковой, не осудить человека. А ребёнок почувствует Ваш тон и всё поймет, не смотря даже на то, что ему 2, 5. Работать с ребёнком надо всегда!
Понимаю, что женщина должна быть смиренна. Мы с мужем живем, я стараюсь ему помогать и угождать, а он требует все больше, наглеет. Мне надоели скандалы, поэтому я решилась на развод. Теперь я мучаюсь: все ли делаю правильно? Как быть, я запуталась?
Смирение - Дар Божий. Оно приобретается долгим духовным трудом со стороны человека и благодатью Божией, подаваемой в помощь такому труженнику. Во всём угождать - это ещё не признак смирения. Можно и в чём-либо плохом угодить, какая от этого польза? Вместе со смирением требуется и рассуждение, без последнего и первое не добро! Вот и необходимо рассудить: в чём можно и нужно угодить мужу, а в чём нельзя потакать. Мир и доверие друг другу - вот что главное в семье! Развод - плохо, это крайний случай, по серьёзным причинам (измена, беспробудное пьянство, угроза жизни детям). Помиритесь, если это возможно. Поговорите с мужем: что ему в Вас не нравится, и исправьте в себе это. Здесь первый шаг к приобретению смирения.
Батюшка, что делать, если не веришь?
Вера - дар Божий и его надо просить, даже через собственное неверие. В Евангелии описывается случай, когда отец просил помощи у Спасителя за больного сына. И когда Христос ему сказал "если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему" (Мк.9-23), то отец воскликнул со слезами: "верую, Господи! Помоги моему неверию". (Мк.9-24) Это лишь пример, но он заставляет задуматься и понять, что для Бога нет ничего невозможного. Если Бог привёл из небытия в бытие всю Вселенную, то Он может и человеку помочь стать верующим. Конечно, при наличии желания и свободного волеизъявления самого человека. А ещё: верующий - значит "верный", преданный! Это как в дружбе или браке: люди не просто веруют (знают) друг друга, но и доверяют один другому и хранят верность. Всё взаимосвязано!
После росписи в загсе с женой решили обвенчаться через полгода. По истечении этого времени она сказала, что не готова к венчанию, т. к. нужно сначала на ноги встать, детей родить. Нужно ли венчаться, если только я хочу идти на этот шаг?
Ни в коем случае! К венчанию должны быть готовы оба. Что значит готовы? Сначала необходимо понять для чего вам обоим венчание, встретиться со священником, который проведёт с вами разъяснительную беседу. Надо и Евангелие почитать и книги о церковном браке. Хорошо бы до Венчания пройти исповедь, причаститься святых Христовых Таин. Но чтобы всё вышеописанное исполнить, надо сначала войти в жизнь Церкви, без чего нет смысла ни исповедоваться, ни причащаться, ни Венчаться. Венчание - сугубо церковное Таинство для двух верующих людей, понимающих, на что они идут и во Имя Кого совершают это священнодействие! Главное - не гнать вперёд паровоза!
Можно ли ребёнку носить мамин крестик?
Можно и мамин и папин и бабушкин и дедушкин, лишь бы не было отношение к Кресту как к амулету.
Подскажите: какая икона защищает дом от воров?
Защищает не икона сама по себе, даже если бы такая и существовала, а Господь и Ваше доверие Ему. Просто молитесь с верой перед любым святым образом, не забывая при этом об осторожности в отношении посторонних посетителей: не каждого сейчас можно допустить в квартиру - попадаются и мошенники!
Я работаю в общепите, и по нормам СЭС у меня требуют, чтобы цепочки с крестом не было на шее. Можно ли убрать крест и привязать его к нижнему белью, иначе меня грозятся уволить?
Если всё так действительно строго и Вам не идут на встречу, то конечно можно скрыть Ваш крест так, чтобы никто о нём не знал. От этого Ваша вера не пострадает. Отречение от Бога совершается внутренне (даже при наличии креста на шее), а не внешне.
У моей мамы случился инсульт: сейчас она в палате интенсивной терапии. Мы заказали сорокоуст за здравие. Можно ли попросить и моих друзей, знакомых тоже заказать о ней в ином храме? Или это уже будет лишнее?
Лишним не будет сорокоуст и в другом храме, главное Вам самим участвовать в молитве. Поговорите с мамой, когда ей станет легче: может быть ей нужна помощь священника (исповедь, соборование, причастие). Но она должна сама этого захотеть и понимать для чего к ней придёт священник. Не упускайте ситуацию!
Батюшка, скажите, пожалуйста: на Радоницу нужно ли красить яйца? И вообще, что нужно делать обязательно: могилки всех моих родственников и родителей далеко от места, где я живу?
Крашенье яиц - это просто обычай, посещение могил родных – по возможности, а молитва об усопших в храме и дома - обязательно!
Есть такое поверье, что нельзя донашивать чужую обувь?
Это очередное суеверие среди прочих: нельзя носить чужой крест, нельзя здороваться через порог, нельзя свистеть, а то денег не будет, нельзя переходить дорогу, если по ней пробежала чёрная кошка… Нельзя то, нельзя другое… В общем - одно большое «НЕЛЬЗЯ»! Выбросите весь этот мусор из головы, не переживайте и носите на здоровье, если обувь Вам по размеру!
Будучи нечиста, я могу прикасаться к освященным яйцам и дарить их? Или лучше дарить неосвященные? Можно вкушать освящённый кулич? Это не будет грехом?
Куличи и яйца не являются святыней в строгом смысле как, например, Крещенская вода, Артос, просфора и самая великая святыня-Тело и Кровь Христовы. Я думаю, что Вы можете прикасаться, вкушать и дарить на Пасху то, что выше перечислили. Не то грех, что входит в человека, а то, что исходит из его сердца, по слову Спасителя.
Как уберечься от порчи и сглаза. Какие молитвы читать?
Верующему человеку нечего бояться порчи, сглаза, чёрных кошек, белых тапочек и прочих пустых вещей. Эти вопросы, как правило, вообще не должны быть объектом наших переживаний, не об этом нужно беспокоиться. Надо переживать о том, правильно ли мы живём, стараемся ли исполнять Заповеди Божии в своей повседневной жизни, всегда ли мы надеемся на Бога или впадаем в маловерие и унываем, насколько мы искренни в наших молитвах и т.д. Всё остальное – бледная тень на фоне действительно серьёзных и реальных дел! А какие молитвы читать - нет никакой разницы. Молитвослов - не аптека: это вот Вам от «сглаза», а это - от «порчи», а вот эта молитва от всех несчастных случаев… Мы так не должны смотреть на молитвенное делание! Любая молитва, произнесённая искренно и со смирением, с доверием Богу, бывает услышана!
Не понимаю: за что я болею?
Неправильно задан вопрос: не «за что», а «для чего»? Видимо Господь хочет Вашего спасения, давая возможность поболеть, пострадать. Никто ещё не входил в Царство Небесное без скорбей. Но бывает, что болезнь является прямым следствием нашего греховного состояния. И прежде чем лечить тело, надо начать с лечения души. Когда Христос исцеляет человека в Евангелии, он часто говорит ему: Иди и больше не греши, чтобы с тобой не случилось худшего. Т.е. наши болезни могут быть тесно связаны с нашими грехами.

Если не хотим болеть, будем стараться не грешить. Но бывает и так, что болезнь – это особое таинственное и непостижимое Божие попечение о человеке. Богу виднее, что нам посылать и когда! Лучше доверить Богу свою душу и своё тело, не поддаваться панике, но, и не пренебрегая лечебными средствами.
Можно ли молиться за упокой своих обидчиков?
Если обидчики уже умерли, то можно и нужно, ведь так мы проявляем свой христианский долг: молиться за обидящих нас! А если они живы, то будем молиться о том, чтобы изжить личную неприязнь к ним и чтобы Господь простил им грех против нас совершённый. Так поступая – никогда не ошибёмся! А вот молиться, чтобы обидчик умер или с ним что-нибудь нехорошее произошло – это уже нечистое дело! Такой совет, как правило, дают своим «клиентам» всякие «бабки», колдуны и прочие «оккультуренные» личности. Они сами в вечную погибель идут и других туда тянут. Не надо к ним никогда обращаться, слушать их и верить им. Колдовать и обращаться к магии строго-настрого запрещает Сам Бог в Священном Писании!
Если моя свечка в храме потухла, то со мной что-то плохое случится?
Спите спокойно: просто в храме бываю сквозняки... А если серьёзно, то пора прекратить бояться всяких внешних явлений, расстаться с суевериями и начать, наконец-то, духовно расти!
Если я не понимаю слов молитв, то могу ли я молиться своими словами?
Можно, конечно, и своими словами: в этом ничего плохого нет. Но часто мы не знаем: о чём нам молиться, и начинаем пускаться в молитвенную «самодеятельность». И тут бывает, как говорится, «кто во что горазд»! Ведь молитвы в церковных книгах, богослужении составлены святыми людьми, которые как раз знали и чувствовали о чём надо молиться.

Они прошли опытно духовную жизнь, и из прожитого опыта, у них в сердце рождалась смиренная, искренняя, глубоко-содержательная молитва. Мы имеем счастье, молиться их молитвами, приобщаясь духовно к их личному опыту. И тогда мы сами научаемся просить Бога о том, что нам потребно. Короче говоря, не стоит нам пренебрегать молитвами святых людей, живших до нас, а когда что-то бывает непонятно, так сейчас есть толковые молитвословы, где каждое слово, выражение подробно объясняются.
Кому мне молиться в разрешении трудной ситуации?
Все наши молитвы, в конечном счёте, обращены к Господу Богу, нашему Создателю, Промыслителю и Заботливому Родителю. Но мы можем обратиться и к святым: Матери Божией, Ангелу-хранителю, Небесному покровителю, чьё имя мы носим, прося их молитвенного ходатайства о нас, грешных. Они в свою очередь вознесут свои благодатные молитвы к Богу и помощь придёт. Но в любом случае человек, молясь, не должен забывать о смирении в молитве: «Господи, помоги мне, но пусть будет так, как Ты знаешь и хочешь, а не как я задумал». Ведь мы не знаем, что нам полезно, а что нет. Молитва со смирением, терпеливым ожиданием и верой сделают своё дело!
Какие свечи в храме «помогают» больше: толстые и дорогие или тонкие и дешёвые?
Ваш вопрос напоминает ситуацию, когда больной приходит в аптеку и спрашивает: «А какое лекарство лучше помогает: за 100 рублей или за 200»?  Как будто то, или иное лекарство в единственном роде является источником здоровья! И как в лечении многое зависит от степени заболевания, от правильности поставленного врачом диагноза, а также от желания больного выздороветь, готовности следовать инструкциям доктора, так и в ситуации со свечами. Не сами по себе свечи «помогают» или «не помогают», не их толщина, не их количество, а более глубокое отношение к Церкви, искренняя молитва, без суеверий, без потребительского подхода являются решающим фактором в наших действиях. Можно хоть сто свечей поставить, толку не будет, если жизнь человека при этом ни в чём не меняется.
Как правильно подать записку в Церкви и за кого нельзя подавать?
Поминальная записка – это разновидность общей молитвы, молитвенное усилие помочь дорогому для нас человеку: живому или усопшему. Искренняя молитва привлекает благодать Божию, как на молящегося, так и на того, за кого молятся.  В храмах есть специальные бланки: «О здравии» или «О упокоении», в которые мы вписываем в родительном падеже имена тех, за кого желаем помолиться.

Имена, данные при Крещении, указываются полные, не в уменьшительно-ласкательном варианте: Колька, Петька, Танюша и т.д. Имя пишем в церковной форме, напр., не Ивана, а Иоанна; не Ульяны, а Иулиании. Если не знаем, как правильно написать, то в храме есть свечница или приходской консультант, который может в этом вопросе помочь. Когда пишем имена детей, то тоже не уменьшаем: напр. «Сергия», а не «Сережи». До 7 лет ребенок - младенец, с 7 до 14 - отрок. Поэтому в записке указываем сокращенно перед именем ребенка: «мл. Сергия»; «отр. Павла». Имена священнослужителей пишут первыми, перед ними указывают сан полностью или сокращённо, напр.: «архиеп. Гурия», «прот. Николая». Также к имени в записке можно при необходимости указать на положение человека в данный отрезок времени и приписать, например, следующее: «болящего», «путешествующего», «заключенного», «воина». Перед именами жи­вых, хотя и крещеных, но не живущих церковной жизнью людей, пишут: «заблуд­шего».

Не надо перед именем писать то, что указывает на душевное или житейское состояние человека: «озлобленного», «одинокого», на нравственное состояние: «девицы», на профессию:  «директора», «водителя» и т.д . В заупокойных записках пишут «новопреставленного» (в тече­ние 40 дней после кончины), «приснопамятного» (если усопший имеет в этот день память), «убиенного воина». Записки в храме не подаются за тех, кто не является членом Пра­вославной Церкви: некрещеные, инославные (католики, протестанты), иноверцы (мусульмане, иудеи, буддисты и пр.), а также за само­убийц (если нет архиерейского благословения на их отпевание и церков­ное поминовение), за атеистов, хотя и крещёных.
Как правильно поставить в храме свечу и зачем это вообще нужно?
Чтобы ответить на первое, надо сначала разобраться со вторым, т.е. понять: для чего «это вообще нужно»? Свеча церковная несёт в себе одновременно несколько смыслов. Это и материальная жертва на храм, и символ нашей молитвы, и напоминание о том, что также ярко как горит свеча, должно пламенеть любовью к Богу наше сердце. Вообще, обычай возжигать свечи при богослужении возник ещё в глубокой древности: в ветхозаветной скинии Моисеевой, потом в храме Иерусалимском.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Свеча есть свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека к Богу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу. И если нет этой любви, то такая жертва напрасна, свеча теряет свой смысл. Если человек хочет поставить свечку, то он должен прийти до начала службы.

Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине или концу, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других от молитвы. Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем уже поставит свою свечу. Наша ошибка бывает в том, что часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполним этим самым свой долг. Как будто свеча может умолить и умилостивить за нас Бога! Бывает и хуже.

Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям. В таком состоянии возжигать свечи является прямым кощунством! Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу!
Разве грех играть в карты или другие азартные игры?
Сам по себе азарт связан часто со страстью соперничества, и он может проявляться в любой игре, даже самой невинной. Из этого не следует, конечно же, что никакие игры неприемлемы для христиан, иначе мы во многом обедним досуг верующего человека и детей в частности. Но надо в любой игре приучаться к готовности уступить, не обижаться на победившего, смириться со своим проигрышем и т.д. Есть игры для интеллектуального развития: шашки, шахматы и прочие, а есть спортивные состязания… Игр много, но мы должны сами смотреть: что может повредить нашей душе и в какой мере, а что вполне допустимо!

Насчёт карт – это отдельная история. Во- первых, карты – игра уголовников, во-вторых, имеет она оккультный оттенок, в третьих – это кощунственная пародия на страдания Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Если мы внимательно посмотрим на знаки карт и при этом вспомним, какие издевательства претерпел Сын Божий, с помощью каких орудий Он был мучим, то картина нам откроется ужасная! Ответ здесь такой: карты - не приемлемы для христиан!
Встречаться с парнем до брака можно?
Можно, только осторожно! Осторожность должна быть обоюдной, ведь молодость порой не знает границ, не чувствует где может возникнуть опасность. У некоторых прямо, как говорят,  «крышу сносит» от влюблённости. И начинаются тогда всякие серьёзные проблемы: разочарования, душевные муки, болячки (в том числе венерического характера), ссоры с родителями, потеря смысла жизни, не желание вступать в брак в будущем и т.д.

Причина - ранние половые связи, для которых юный человек не созрел в принципе: ни духовно, ни физиологически, ни морально, ни материально, никак! Молодых надо готовить к будущему браку с детства и кто, как не родители этим обязаны заниматься! Не школа, не «секспросвет», не психологи, а именно родители! Если родители не займутся, то это сделают другие: телевизор, интернет, улица, компания и прочие.

Культуру добрачных отношений надо знать, изучать, спрашивать поживших людей, стариков. Но, к сожалению, этой культуры некоторые и из старшего поколения не знали, потому и научить не могут. Но незнание не освобождает от ответственности, и приходиться тогда учиться на горьких ошибках. А вот привитие ответственности и есть то главное, что может уберечь молодых от ошибок, порой непоправимых.
Можно ли ходить в злачные заведения верующему человеку?
Вопрос: для чего это нужно? Чего верующий человек там забыл? Сама вера не позволит верующим людям тратить впустую своё драгоценное время. Часто в таких злачных местах совершаются грехи, беззакония, время пропадает даром на всякую ерунду. Туда обычно ходят люди, которым нечем больше заняться, которые в жизни ничего другого не умеют делать, кроме как развлекаться. Поэтому вывод напрашивается сам собой!
Почему осуждение это грех?
Потому, что я сам грешник: как я могу выносить суд над подобным мне грешником. В больнице разве люди осуждают друг друга, когда видят недостатки и болячки окружающих? Наоборот даже жалеют, сочувствуют ближнему, ведь и сами больны. Так же и в отношении согрешающих: надо научиться извлекать сначала из своего глаза бревно, а потом и ближнему помочь извлечь сучёк из его глаза. А мы как увидим чужой грех, так и судим и рядим, как будто сами «пушистые» и «чистенькие». Господь Бог – вот Кто Единственный судья живых и мёртвых! Оставим же Ему право судить или оправдывать нас!
Можно ли молиться сидя или лёжа?
Смотря, в каком случае? Вы же, когда летите, например, в самолёте то естественно будете молиться сидя-это необходимость! А если лежите в больнице после операции или дома, когда плохо чувствуете, то как ещё Вы будете молиться, если не лёжа. Исключения из правил всегда есть. Другое дело, когда лень и человек садится (ложится) во время молитвы или вообще старается сократить молитвенное правило, чтобы побыстрее «отделаться» и побежать как ни в чём не бывало по своим суетным делам…Во всяком отдельном случае надо поступать по обстоятельствам, но и совесть знать!
Мой муж не пускает меня в храм, а я с ним ругаюсь и делаю по своему: правильно ли это?
Конечно же - неправильно! То, что Вы ругаетесь с ним, уже неправильно, а то, что на религиозной почве – неправильно вдвойне! Если Вас Господь первой привёл к вере, то потерпите неверующего мужа, не надо его упрекать в его неверии, не надо «лезть напролом», если муж не может пока понести того, что стало для Вас самой дорого! Лучше мирно договориться о мере посещения Вами храма, чтобы это было не в ущерб вашим супружеским взаимоотношениям, домашним делам и прочее.

Если жена мудрая, если она поведёт себя осторожно и уступчиво, с любовью и пониманием, терпением, то она приобретёт себе мужа и в вере, а если будет наоборот, то она не только не приобретёт себе мужа единоверного, но и просто потеряет мужа. И если даже не произойдёт официального развода, то всё равно будет разлад внутри семьи. И как с этим жить дальше? Не надо торопить время, будьте снисходительны к мужу и помните слова апостола Павла: «…неверующий муж освящается женою верующей, а жена неверующая освящается мужем верующим» (Кор. 7, 15).
Как наладить взаимоотношения с близкими людьми после ссоры?
Наладить можно только в том случае, если мы осознаём свой собственный грех по отношению к человеку, видим свою ошибку и идём на встречу, искренно желая примирения. Хорошо, если мы первыми просим прощение: в этом великая сила, а не слабость, не унижение (как некоторые думают). Но ссоры бывают разные, случаи различные, и готовых рецептов на этот счёт быть не может.

Бывает и так, что когда одни просят прощения у других, те никак не хотят мириться и больше ещё ожесточаются. Бывает, что одна сторона (пострадавшая невиновно) просит прощение у другой (инициатора ссоры и обиды), но та ещё больше утверждается в своей неправоте и вседозволенности, насмехаясь над искренним желанием ближнего помириться. Здесь не достигается нужного результата, и значит, на каждый случай должно отдельно рассуждать: как поступить правильно, благоразумно и честно хотя бы со своей стороны. Но в большинстве случаев своевременная попытка примириться всё же приносит положительный результат!
Во сколько лет лучше крестить ребёнка?
Всё здесь зависит от степени веры родителей. Если они верующие люди, ходящие в храм и живущие церковной жизнью, то для них срок крещения ребёнка не вызывает вопросов: обычно вскоре после рождения или на сороковой день.

Для нецерковных родителей, маловерующих, которые не понимают смысла Крещения, лучше вообще, на мой взгляд, подождать с этим и как следует подготовиться. Здесь вопрос не в сроке, а в том, насколько родители и крёстные готовы или не готовы воспитывать ребёнка в правилах и традициях христианской веры! Т.е. им самим следует воцерковиться, стать сознательными прихожанами того или иного храма. От этого и следует отталкиваться в вопросе о сроке Крещения.
Как правильно развесить дома иконы?
Современные квартиры отличаются от старинных изб, где люди жили в одном помещении, и где был всегда «красный угол» с иконами. Как правило, иконы располагались в направлении на восток (все православные храмы алтарями тоже обращены на восток). В современных квартирах, в связи с особенностями внутренней планировки не всегда бывает возможность повесить иконы на восточную сторону. Этим не следует смущаться, т.к. не расположение икон в том или ином направлении является самым главным, а то, как мы перед этими иконами молимся и молимся ли вообще!

Для того, чтобы разместить иконы в доме надо выбрать самое подходящее место, т.е. то место, где будет совершаться наша домашняя молитва: чтобы удобно было, эстетично. Выбрав место, иконы размещают таким образом, чтобы в центре иконостаса обязательно была икона Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа или образ Пресвятой Троицы. По бокам главного образа, а также снизу и сверху него, можно расположить иконы Пресвятой Богородицы (как правило справа) и почитаемых в семье святых.

Количество икон тоже не имеет особого значения, если человек, молящийся перед этими образами, действительно верует, правильно (православно) исповедует свою веру. Можно с полу до потолка увешать комнату иконами и не молиться перед ними, тогда теряет смысл изготовление такого многоярусного и многоликого иконостаса. Ведь он в данном случае не будет использоваться по своему прямому назначению.
Можно ли носить найденный крест или крест, оставшийся после умерших родственников: говорят, что с крестом другого человека передаются его грехи, болезни и несчастья?
Пустые речи неграмотных людей! Кто утверждает подобное, тот кощунствует над святыней. Разве может святыня (крест, икона) передавать чьи то грехи и болезни, когда эта святыня, как раз и призвана от них избавлять? Найденный крест перед тем, как его носить, лучше освятить в храме, ведь по нему, возможно, ходили ногами или он лежал в грязном месте.
Что делать, если я потеряла крест: плохо ли это?
Плохо быть невнимательным и халатным по отношению к себе и своей душе. Всякое бывает: цепочки ломаются, тесёмки стираются и рвутся, а от этого теряются кресты. Ведь никакой материал не вечен. Просто не надо из каждого подобного случая делать ненужные и пугающие выводы: «ой, что же теперь будет?» Да ничего не будет, если ты с Богом живёшь! Сходи в храм, купи новый крест и носи с верою, молитвой и благоговением!
Отличается ли по силе освящения и воздействия на человека Богоявленская вода от Крещенской?
Абсолютно ничем не отличается! Такое разделение святой воды является религиозным суеверием. Связано оно с незнанием истории Праздника, непониманием сути празднуемого события и имеет в своей основе магическое отношении к жизни и святыни. Некоторым людям кажется, что святыня может быть «более слабой» или «более сильной». Освящение вод бывает «малым» или «великим», в зависимости от высоты (статуса) Праздника. Малое освящение совершается на праздничных молебнах в честь, например, Престольного праздника или по требованию конкретного человека.

А Великое водосвятие бывает только раз в год в Праздник Богоявления (Крещенский Сочельник и сам день Крещения Господня). Поскольку событие – одно, то и вода – одна и та же! Люди просто от незнания придумывают всякие суеверия и этими предрассудками руководствуются в своей жизни, несут эти свои ложные представления в Церковь, смущают других, а когда их начинаешь поправлять, то даже обижаются. Вот как закоренелое суеверие плохо отражается на духовной жизни человека!
В чём сила святой воды?
В благодати Святого Духа, Чья сила по вере молящихся людей, подаётся воде при её освящении. Некоторые незнающие люди считают, что вода получает силу от воздействия серебра как материала, из которого изготовлен крест. Но кресты бывают чаще всего из простых материалов, даже из дерева. Поэтому материал здесь не причём! Главное-вера человека и рождающаяся от веры молитва. А Господь подаёт нужное человеку по Своей любви и милости.
Почему мы носим крест на груди под одеждой, а священники поверх одежды?

Когда-то, священники вообще не носили поверх одежд крест, но некоторые исторические обстоятельства привели к данному обычаю, который и закрепился в последствие. У священника тоже под одеждой на груди крест имеется. 

Но тот, что снаружи, указывает, что его носитель - священник, а не дьякон, который также ходит в чёрном подряснике. Короче, чтобы люди не путали одних служителей Церкви с другими, священники носят для этого крест поверх одежды. Но здесь ещё один момент: крест на груди священника напоминание ему самому о его высоком и ответственном перед Богом и людьми служении!

Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе?
Есть хорошая и очень древняя поговорка: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Можно на этом было бы и остановиться, но… Хотелось бы спросить человека, рассуждающего о «Боге в душе»: «А ты чем докажешь это?» Ты что, чудеса можешь творить, больных исцелять, мёртвых воскрешать, или, может быть, ты имеешь такую веру, что и горами двигать умеешь?» Что он ответит – ничего! Значит его слова – пустой звук.

Верующему человеку Господь открывает Себя, прежде всего, в Таинствах Церкви: Крещении, Миропомазании, Исповеди, Причащении, в соборной молитве  при участии всех вместе в храмовом богослужении. Но, конечно, и в личной молитве тоже. Чаще всего, так поверхностно рассуждает человек, который не только в храм Божий не ходит, но и вообще далёк от подлинной веры и молитвы. Это известное самооправдание, чтобы не исполнять 4-ю Заповедь Закона Божьего: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог Твой. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой-суббота Господу, Богу твоему…» (Втор. 5, 12-14). Предложите такому человеку «жениться в душе», «дружить в душе», «работать в душе», кушать и одеваться в душе», что он скажет на эти странные предложения?

Когда человек говорит о том, что у него «Бог в душе», надо в этом выражении поменять первую букву в слове «Бог» с большой на маленькую, и тогда всё станет ясно: этот человек сам себе бог, живёт для себя и поклоняется себе. Вот и всё!
Надо ли верить снам?
Не только не верить, но и не рассматривать их подробно, ибо это небезопасно для души! Святые отцы, боясь бесовского обмана или прелести, избегали таких исследований. А кто мы такие, чтобы так легко относиться к снам.

Есть разные сны: от Бога, от бесов и чисто человеческие. Но не стоит копаться в этом многообразии впечатлений. Надо реальностью жить, строить свою жизнь по воле Божией. А то некоторые проснуться и ходят как очумелые весь день: «к чему бы это?», зачем мне покойный родственник приснился?», почему я это во сне летала?». А время реальное и драгоценное уходит безвозвратно. Кто-то прямо живёт этими снами и потихоньку психически заболевает. Не надо всё это, потому, что опасно для души!
Чем отличается молитвенное правило от просто молитвы?
Молитва-основа духовной жизни верующего человека. Если человек не молится, это значит, что он вообще неверующий! Молитва-это совокупность наших прошений, обращённых к Богу. Они могут быть простые и сложные, краткие и длинные, смиренные и горделивые, в зависимости от внутреннего настроя человека.

Молитвы бывают разнохарактерные: просительные, покаянные, славословные и благодарственные. От уровня духовной жизни человека зависит, к какой форме молитвы он имеет предпочтение: он только просит: «дай, Боже, то и это» или он ещё и кается в своих беззакониях: «прости меня, Господи, грешника», благодарит и славословит: «слава Тебе, Господи, благодарю Тебя за Твои милости!». Молитвенное же правило имеет вспомогательную задачу и существует для того, чтобы человек научился молиться всегда, непрестанно, по словам апостола Павла.

Если человек задерживается только на молитвенном правиле, как на внешней дисциплинарной вещи и не выходит за его рамки, то он не идёт дальше в молитвенной жизни. Он превращается из раба Божия в раба молитвенного правила: «умри, но исполни!». Такое же неправильное отношение возникает и к посту, и к другим средствам духовной жизни. Происходит некая подмена: человек путает средства с целью. Он стремится, во что бы то ни стало жить по правилам, по букве, а о Духе, стяжании благодати Божией, подлинном покаянии, смирении забывает или ставит их на второе место в своей духовной жизни.

Как правило, такому неуёмному «подвижнику» легче впасть в гордыню и самопревозношение, заразиться фарисейской напыщенностью: «строго пощусь, много молюсь, не пью, не курю и, вообще, я не такой как прочие…». Молитвенное правило нужно, необходимо, но надо уметь им разумно и свободно пользоваться!
Что такое душа и где она у человека находится?

Кто-то сказал, что душа это то, что у человека болит, когда тело здорово. По учению Церкви человек - существо трёхсоставное, природа его состоит из духа, души и тела. Они между собой взаимодействуют. Только если человек живёт не по воле Божией, иерархия этих взаимоотношений перевёрнута сверху вниз: тело-душа-дух. Т.е. тело как бы командует над всем остальным, порабощая высшие стремления низшим. 

Живя по воле Божией, человек эту иерархию восстанавливает в нужном направлении: дух-душа-тело. Здесь уже тело выполняет свою подлинную функцию: быть в подчинении у духа и души. Такой человек ничего плохого не сотворит в своей жизни! А насчёт того где находится душа, то разные мнения существуют. Может в сердце, а может в уме человека. Для нашего спасения это не так важно: важно душе не повредить своей беспечной и греховной жизнью!

Что значит верить?
По словам апостола Павла, вера-это «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11,1). Под верой, с одной стороны, нужно разуметь некое сердечное влечение человека к Богу, с другой – конкретное вероучение (знание о Боге). Но верить - это не только признавать, что «Что-то есть» или Кто-то существует».

Апостол Иаков в своём послании рассуждает: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). Т.е. боятся Его, трясутся от страха пред Ним, но это никак не оправдывает их перед Богом, а наоборот – осуждает. Ведь они отвергли навеки любовь Божию, стали Его противниками. Поэтому-то одной веры для человека недостаточно: необходимо нечто большее. Что же? Веровать, значит доверять Богу всю свою жизнь, все свои мысли, чувства, надежды и сомнения.

Веровать, значит любить Бога и жить по Его святым Законам или Заповедям. Т.е. вера должна подтверждаться конкретными делами, всей жизнью!
Заповедям блаженства соответствует только Сам Христос. Почему нам ставятся такие цели?
Во-первых, Заповеди блаженства – это не цели, а задачи, цель же у христиан одна, выражаясь словами преподобного Серафима Саровского: стяжание (приобретение) Духа Святого Божьего!

Во-вторых, если бы Заповеди Блаженства были не исполнимы для человека, то Христос и не дал бы их нам. Эти Заповеди задают нам высокую планку: не просто не убивать, а даже не злиться на ближнего; не просто не прелюбодействовать, а даже в мыслях не допускать нечистоты. Это невозможно для человека, живущего без Бога, вне Церкви. Своими силами, конечно, не исполнить ни одной из Заповедей.

Но Богу возможно всё! И исполнение Заповедей достигается человеком с Божьей помощью, по мере духовного взросления, когда человек перестаёт надеяться на свои силы и всецело доверяет Богу дело своего спасения. Ещё раз повторю: если бы Заповеди Блаженства были не исполнимы в принципе, то Новый Завет не состоялся, мы не имели бы в Церкви многие примеры святых угодников и можно было бы повесить на храме большой замок.
Есть ли в Рыбинске воскресные школы для взрослых, чтобы научиться основным истинам православной веры?

Такие школы есть практически во всех крупных приходах нашего города, надо лишь обратиться с просьбой на свечной ящик или непосредственно к священнику храма, чтобы узнать как и когда можно посещать занятия. Добавлю, что кроме этого, в Рыбинске вот уже более 5 лет действуют Богословско-катехизаторские трёхгодичные курсы, по окончании которых получают даже соответствующий документ. 

Чтобы попасть на курсы, человеку необходимо предоставить рекомендацию священника своего прихода, краткую автобиографию, фото 3Х4, прошение на имя правящего архиерея Рыбинской Епархии епископа Рыбинского и Даниловского Вениамина. Информация о занятиях воскресных школ и курсов есть на информационных стендах приходов города.

Почему люди умирают?

Бог не создавал смерти и первые люди на земле жили счастливо: общались с Богом, дружили с Ангелами и всеми живущими на земле существами. Сам человек был создан бессмертным, безгрешным, разумным и свободным. Но, когда Адам и Ева согрешили, т.е. ослушались Бога и скушали запретный плод, то в мир вошла смерть, болезни и страдания. Человек был изгнан из рая и стал жить на земле, терпя болезни и много работая, чтобы кормить свою семью. Так Господь Бог положил человеку предел земной жизни, т.е. назначил нам всем умирать, а иначе человек сделался бы очень злым, если бы жил вечно на земле в таком состоянии. 

Но смерть не вечна, она лишь временно разлучает нашу бессмертную душу с телом: тело уходит в землю, из которой оно создано, а душа отправляется в духовный, невидимый мир, где ждёт своего часа. А час этот наступит, когда Господь наш Иисус Христос придёт ещё раз на Землю судить всех людей за их дела: добрые или злые. Господ победил смерть, когда страдал на Кресте за наши грехи и воскрес из мёртвых: об этом торжественно и радостно нам говорит Библия и Святая Церковь в своих песнопениях. Поэтому, чтобы не бояться смерти, нужно жить с Богом и стараться исполнять Его Заповеди. 

Есть в Церкви такой праздник-Успение Пресвятой Богородицы, которая была мамой Иисуса Христа и в конце жизни также умерла (успела, уснула) тихо, спокойно и радостно. Сам Сын пришёл, чтобы принять душу Своей Матери, а потом и Её тело чудесно было взято на Небо! Получается, смерть-это временный, долгий сон, после которого будет наше пробуждение или воскресение!

Если я в храме устала, могу я сесть?

Я напомню вам слова великого отечественного подвижника и богослова XIX века, митрополита Филарета (Дроздова): «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о больных ногах».

Конечно, если мы устали и нет сил стоять, надо сесть.

В какой позе мы молимся, не принципиально. Лишь бы мы мыслью были возле Бога.

Почему католики на службе сидят, а православные стоят?

Не принципиально, в какой позе молиться. На Востоке чаще всего молились стоя. На Западе молились (и молятся сегодня) по-разному: иногда на коленях, иногда сидя или стоя.

Во время православного богослужения мы, если и становимся на колени, то на краткое время, а чаще делаем просто земной поклон, то есть становимся на колени и касаемся лбом земли. Сидеть во время православного богослужения разрешено во время чтения Псалтири. Святые отцы рекомендовали сидеть во время углубленной молитвы, например делания молитвы Иисусовой.

В остальных случаях лучше всего молиться (это помогает собранности, бодрит) стоя.

Зачем верующие кланяются Богу?

Это одна из молитвенных поз, то есть поза, выражающая наше душевное настроение. Когда мы обращаемся к Богу с горячей просьбой или словами благодарности, мы можем воздеть руки. А сокрушаясь о грехах или изумленные величием, милостью, мудростью, красотой Бога, мы падаем на землю, на колени. И не только на колени, бывает, что и на лицо свое, и это грешное лицо не смеем поднять… Как начинает св. апостол Иоанн Богослов рассказ о том, что видел на Небесах? Иоанн видит Христа и, пораженный огненностью Его лика и славой, падает к ногам Его, «как мертвый». Многие христиане именно так и молятся, не дерзая прямо встать перед Богом. Эти люди очень глубоко переживают свое недостоинство и духовную нищету.

Поклон выражает наше смирение. Когда, совершив поклон, мы встаем, этим самым мы себе напоминаем, что отвергаемся от греха, восстаем к новой, праведной и чистой жизни.