По благословению епископа Рыбинского
и Романово-Борисоглебского Вениамина

Храм святых Жён Мироносиц, с. Дмитриевское

Адрес: 152870, РФ, Ярославская область, Пошехонский р-н, с. Дмитровское, 36

E-mail: tkajlova@yandex.ru

Любому путнику дороги Данилов-Пошехонье запоминается один особенный поворот – как только въезжаешь в село Дмитриевское со стороны Данилова, после крутого поворота, открывается вид на старинную церковь, которая стоит в непосредственной близости от дороги. И какое-то время путнику кажется, что дорога так и упрется в этот красивый храм. И как-то радостно на душе, и кажется, что твой путь ведь и должен вести не мимо храма, а туда, внутрь, в Дом Божий…

Жаль, но сейчас, наверное, редкий путник  остановится, чтобы зайти внутрь этого удивительного храма. А тот, кто все же это делает, думаю, нисколько не жалеет потраченного на это времени.

Из истории…

Храм святых Жен Мироносиц в селе Дмитриевское встречает прихожан и путников уже более двух веков. Построен он был во второй половине XVIII века – сам четверик пятиглавого храма с четырехскатной кровлей, увенчанной луковичными главами на цилиндрических барабанах был выстроен на пожертвования прихожан в 1776-1783 годах. Значительно позже – во второй половине XIX века была пристроена колокольня – ее венчает крупная луковичная глава без барабана, что придает своеобразие общему силуэту храма.

В книге «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии» 1908 года издания указывается, что церковь Святых Жен Мироносиц «каменная, приходская, летняя и зимняя – вместе. Престолов в ней три: в холодной – во имя святых Жен Мироносиц, в приделах теплой церкви престол по правую сторону во имя Святого Великомученика Димитрий Мироточивого, по левую – во имя Святой Великомученицы Параскевы. Церковь построена в 1783 году тщанием прихожан; крепка. Близ церкви деревянная часовня. Церковной земли 47 десятин, из них 4 десятины усадебной. При церкви деревянный дом для жития священника и деревянная сторожка с помещением для диакона. Капитала церковного 187 рублей 50 копеек. Прихожан 900 мужчин, 1053 женщины. В приходе земская школа (в с. Дмитриевском), церковно-приходское попечительство. Причта положено быть: священнику, диакону и псаломщику».

Упоминаемая в сведениях 1908 года деревянная часовня до наших дней не сохранилась. А вот дом причта до сих пор служит. Ведь с лесном Пошехонском крае умели строить из дерева – дом рублен из крупных бревен с высокой двускатной кровлей с фронтонами на боковых фасадах. Что интересно – в средней части его над низкой дверью сеней «сохранилась фризовая доска с глухой резьбой в виде ряда крупных розеток с восемью лучами, окруженных кольцами с порезкой» (1, с. 160).

А всего 22 годами ранее, в 1886 году, приход состоял всего из 700 мужчин. Эти сведения упоминаются в письменном свидетельстве – Обозрении Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским, некоторых церквей по случаю освящения и служения в них в июне, сентябре и октябре месяцах 1886 года. (Ярославль. 1886. С. 19). В том далеком октябре 1886 года дорога к Дмитриевскому со сторону города Романов (современный Тутаев – Романово-Борисоглебск) «была замерзшая, но не покрытая снегом, трудна была для проезда.

Внутреннее убранство

Авторы книги ««Архитектура и монументальное искусство Ярославской области: Каталог. Выпуск I: Пошехонье. Пошехонский район» в 2006 году составили подробное описание внутреннего убранства храма:

«В интерьере четверика нет настенной живописи, но крупные полотна в рамах, с копиями «Жертвы Авраама» и репинского Николая Чудотворца, как и несколько меньшие с изображением Спасителя на престоле и Богородицы, занимающие простенки верхних окон, отвечают традициям настенных росписей провинциальных храмов 18—19 вв.

На восточной стене храма сохранился пятиярусный деревянный резной иконостас 2-й пол. 19 в., частично заходящий на боковые стены. Главные оси иконостаса с царскими вратами в центре и боковыми входами в алтарь выделены по сторонам колонками с раскрепованными над ними карнизами ярусов. В центре, над щипцовым подвышением верхнего яруса — крупное Распятие.

В отличие от местного ряда, разделенного поставленными на пьедесталы колоннами композитного ордера, стволы верхних, более узких колонок сплошь декорированы золоченой резьбой. Карнизы ярусов, рамы икон, как и накладная резьба над ними, также вызолочены.

Иконы по сторонам главных осей сгруппированы в ярусах попарно за исключением местного ряда. Достаточно редким для верхнего праотеческого яруса является размещение двух поясных рядов святителей с сидящим Саваофом в центре. Двухарочный проем царских врат завершен архивольтом, в тимпане которого помещена круглая в металлическом окладе икона «Тайной Вечери» с резным изображением Святого Духа под ней. На створках царских врат, покрытых растительной золоченой резьбой, помещены шесть овальных медальонов с изображениями «Благовещения» и четырех евангелистов.

Наибольший интерес представляют два ампирных иконостаса в боковых приделах трапезной.

Одноярусные с полуфронтоном над дополнительным полуярусом, венчающим чуть раскрепованную центральной частью, они имеют, помимо царских врат, только один боковой вход в алтарь. Аттик над полуфронтоном полуяруса увенчан круглой иконой Распятия с пальмовыми ветвями по сторонам.

Над карнизом основного яруса — резные золоченые символы Ветхого и Нового Заветов. В центре композиции — изображение Святого Духа в лучах золотого сияния. Прорезной круг для этого сияния образован прямой аркой в полуярусе и обратной — в завершении створок царских врат. Прямоугольные филенки закрытых царских врат образуют широкий крест с иконой «Благовещения» в центре и евангелистами по углам.

Основной ярус завершен широким золоченым фризом с розетками и рядом крупных иоников под карнизом. Иконы по сторонам царских врат, а также архивольта над центральным сиянием и в тимпане полуфронтона обрамлены узкими полосами золоченой резьбы с узором аканта.

На восточной стене правого придела сохранилось живописное изображение Христа в квадрифолии, обрамленное штукатурной рамой. Перед изображением — ампирная арка напрестольной сени с золоченой резьбой, имитирующей поднятый занавес.» (1, с. 158-160).

Особый храм

Перечисляя дошедшие до нас элементы внутреннего убранства храма, удивляешься: и как это все удалось сохранить, как в богоборческий советский период храм устоял?

А устоял благодаря людям. Старожилы рассказывали, как бабушки-прихожанки прятали иконы по домам, чтобы их не сожгли в годы гонений на церковь. Некоторые из старинных икон в наши дни возвращены в родной храм.

И все же закрыли советские власти храм в  Дмитриевском. Но казалось, что ненадолго. Удивительным образом, но в 1947 году храм вернули верующим, и с тех пор там регулярно идут богослужения. Долгое время именно Дмитриевский храм был единственным действующим в ближайших окрестностях Пошехонья. И сюда за 11 км от города бабушки пешком шли, чтобы попросить батюшку окрестить младенца или отпеть умершего, самим соборно помолиться, исповедоваться, причаститься.

В памяти людей сохранилось имя архимандрита Серафима (Шустова). Он больше 20 лет был настоятелем церкви в селе Дмитровском. Скончался в 1984 году и похоронен около церкви.

Пошехонцы моложе знают другого «старожила» - протоирея Григория Думчева. Этот мудрый священник своим тихим голосом и какими-то вдумчивыми глазами всегда откликается на требы прихожан и приезжих захожан. Он так и живет в старом приходском доме, что возле храма в церковной ограде. И все знают, что постучать в двери этого дома можно в любое время…

… И вновь святыни храма Святых Жен Мироносиц встречают любого входящего сюда человека. Тишина – первое, что замечаешь. А потом – покой и умиротворение. Ведь здесь более двух веков живет Молитва.

Доброй традицией стало проведение крестного хода, приуроченного к Дню Семьи, любви и верности. Накануне дня памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских прихожане храма Святых Жен Мироносиц и прихожане храмов районного центра отправляются в крестный ход – из Дмитриевского до Пошехонья.

Проведение крестных ходов стало доброй традицией, которая объединяет приходы нескольких церквей Пошехонского района. Дело в том, что в церкви села Дмитриевское находится икона святых покровителей семьи – благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей их святых мощей. И каждый год в памяти об этих святых участники крестного хода с молитвой несут икону в городскую церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Несколько часов пути с молитвой вслед за иконой с частицей мощей святых – покровителей семьи идут люди разных возрастов, идет и молодые люди, и молодые семьи, некоторые не боятся брать в крестный ход младенцев на колясках. Дети чуть постарше преодолевают этот путь пешком наравне со взрослыми. Среди участников крестного хода – воспитанники городской Воскресной школы, старшие мальчики сопровождают путь молящихся колокольным звоном (с передвижной установки с несколькими колоколами). Возглавляют крестный ход настоятели храмов – благочинный церквей Пошехонского района и настоятель церкви Успения Пресвятой Богородицы иерей Евгений Мозяков и настоятель церкви святых Жен Мироносиц в селе Дмитриевское протоиерей Григорий Думчев.

Крестный ход обязательно заходит в Успенский Адрианов пошехонский монастырь, где совершается молебен,  и в часовню на новом городском кладбище. Завершается крестный ход молебном в Успенской церкви г.Пошехонье. А уже утром 8 июля здесь служится Божественная литургия в память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, по окончании которой каждый прихожанин может приложиться к иконе с частичкой мощей святых и, не спеша, попросить о чем-то о своем сокровенном заступников и покровителей семьи…

В этот же день икона святых князей Петра и Февронии Муромских возвращается в родной храм с. Дмитриевского.

Чтимая икона - Икона святых князей Петра и Февронии Муромских.

Святой и подвижник благочестия - Димитрий Солунский


Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

свт. Николай

празднование 9/22 мая, 6/19 декабря.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и Чудотворец, глубоко чтим всем христианским миром и особенно у нас в России: почти в каждом русском городе есть Никольский храм и в каждом селе — благодатные иконы святителя Николая.

Святитель был уроженцем города Патары Ликийской области (южное побережье Малоазийского полуострова). Родился он около 280 года в семье благородных и благочестивых христиан Феофана и Нонны. Исполненный благодати Божией, новорожденный младенец без поддержки простоял в крещенской купели три часа, воздавая тем славу Пресвятой Троице. Ему было наречено имя Николай (греч.— «победитель народа»). Еще будучи грудным младенцем, он начал поститься: принимал молоко матери по средам и пятницам только после совершения родителями вечерних молитв.

Благодать Святого Духа укрепляла душу будущего святителя: он уклонялся от детских забав, праздности, хранил целомудрие, любил чтение Священного Писания, часто посещал церковные службы.

Дядя его, епископ Патарский Николай, видя благочестие отрока, посоветовал ему посвятить свою жизнь служению Церкви и возвел его в церковную степень чтеца. Через несколько лет он посвятил святого Николая в сан пресвитера, поручив ему благовествование Слова Божия. Ревностным служением Богу молодой пресвитер был подобен мудрому старцу и снискал за то глубокую любовь паствы.

После смерти родителей святой Николай раздал нуждающимся унаследованное имение. Имея великое милосердие к бедным, он благотворил и тем, кто обращался к нему за помощью, и тем, кто из ложного стыда не просил о ней. При этом он старался благотворить тайно.

Одному разорившемуся человеку такой тайной помощью он помог выдать замуж своих дочерей, которые от отчаяния готовы были встать на преступный путь блуда.

Однажды, когда будущий святитель совершал паломничество во Иерусалим, разразилась сильная буря. По молитве святого море утихло, а корабельщик, который упал с высокой мачты на палубу, встал невредимым. Со слезами молился святой Николай на Голгофе, где Господь наш Иисус Христос искупил грехи всех людей. Он поклонился и другим святыням в Иерусалиме. Двери единственной в то время церкви на Сионской горе сами отворились перед святым Николаем. Он решил уйти в пустыню для безмолвных подвигов, но Господь во сне открыл Свою волю — совершать предназначенное ему служение на родине. На обратном пути корабельщики задумали обмануть святого Николая и направили корабль в другую сторону. Но Господь не оставил Своего угодника: по молитве святого вдруг налетел сильный ветер и понес корабль в нужном направлении.

В Ликии угодник Божий, желая окончить свою жизнь в безвестности, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Но Господь вновь возвестил ему в видении, что ожидает от него не подвигов безмолвия, а пастырского служения людям в миру. Святой Николай, избегая человеческой славы, отправился не в Патары, где все его знали, а в Миры, главный город Ликийской области (ныне небольшое селение в Турции).

В то время в Мирах скончался архиепископ Иоанн, и епископы Ликии собрались для избрания нового архипастыря. Их мнения по этому вопросу разделились, и потому решено было совершить совместную молитву, чтобы Господь Сам указал Своего избранника. Молитва была услышана: старшему из них Господь открыл, что надо посвятить во епископа человека по имени Николай, который первым придет утром в храм. Так святой Николай, по воле Божией, стал первосвятителем Ликийской Церкви.

В новом служении укрепляло подвижника видение, в котором Господь Иисус Христос подавал ему Евангелие, а Пречистая Богоматерь возлагала на него омофор.

В сане епископа святитель Николай остался, как прежде, кротким, смиренным и милосердным, исполняя слово Евангелия: «...да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Одежды он носил простые, весь день проводил в трудах и только в конце дня вкушал постническую пищу. Для каждого человека — богатого и бедного, старого и юного, здорового и убогого — святитель Николай был неиссякаемым источником благодеяний. Оказывая помощь в житейских нуждах, он более всего заботился об исцелении греховных язв.

В период гонения на христиан, воздвигнутого императором Диоклитианом (284—305), когда пострадали священномученики Анфим Никомидийский (память 3 сентября), Автоном Италийский (память 12 сентября), Петр Александрийский (память 25 ноября) и другие, святитель Николай вместе со многими христианами был заключен в темницу. Он стойко переносил голод и жажду, ободрял узников, убеждал их не страшиться мук и до конца исповедовать свою святую веру. Святитель готовился к мученической смерти, но Господь сохранил Своего избранника для пользы Церкви.

Новый император Константин Великий (324—337) прекратил гонение на христиан и освободил исповедников, даровав Церкви свободу и мир.

Святитель Николай вернулся к своей пастве. Он продолжал мудро управлять ею, а также старался просветить светом христианства язычников, уничтожал капища, сокрушал идолов.

В те годы возникла ересь лжеучителя Ария, дерзнувшего отрицать единосущие Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцом. Для осуждения лжемудрствования в 325 году был созван в городе Никее I Вселенский Собор. В числе более 300 участников Собора был и святитель Николай. Услышав богохульные речи Ария, святитель Николай, ревностный хранитель чистоты Православия, не стерпел такой дерзости и ударил еретика по щеке. За это отцы Собора сняли с него сан епископа и заключили под стражу. В ту же ночь некоторым участникам Собора было такое же видение, которого сподобился ранее сам святитель Николай: Господь Иисус Христос вручал ему Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагала на него омофор. Тогда отцы поняли, что Господу было угодно дерзновение святителя Николая, и, воздав ему честь, возвратили знаки епископского сана.

Вернувшись в свою епархию, святитель Николай продолжал трудиться на благо Церкви: сеял слово истины, обличал еретиков, врачевал заблуждающихся. Святитель Христов прославился как избавитель от бед и заступник несправедливо обиженных. Некий корыстолюбивый градоначальник приговорил к смерти трех неповинных мужей. Но когда меч был занесен над головами осужденных, на месте казни вдруг появился святитель Николай. Отстранив стражу, он остановил руку палача. Никто не посмел воспрепятствовать святителю. Градоначальник, которого святитель Николай грозно обличил, сознался в своем грехе и просил принять его покаяние. При этом присутствовали императорские военачальники: Непотиан, Урс и Ерпилион. Их вскоре постигла подобная же участь: они были оклеветаны перед императором в измене и осуждены на казнь. В темнице они вспомнили о святителе Николае и со слезами молили его о помощи. Скорый заступник в бедах, великий Чудотворец в ту же ночь во сне явился императору Константину и повелел отпустить невинно осужденных, что и было исполнено.

Милосердную помощь святителя Николая не раз испытывали на себе жители города Миры Ликийские. По молитвам святителя город был спасен от голода. Он явился во сне одному итальянскому купцу и попросил его привезти в Миры пшеницу, дав в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец обнаружил в своей руке монеты и поспешил исполнить просьбу святого.

Много раз святитель Николай спасал бедствующих на море, выводил страждущих из плена и заточения.

Святитель Николай мирно отошел ко Господу в глубокой старости (+ ок. 345—351).

В 1087 году было торжественное перенесение его мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари, где они почивают и доныне в мраморном саркофаге в крипте собора, возведенного в честь святителя в XII веке.

В 1953 году саркофаг этот был открыт. Тщательное исследование, произведенное учеными, позволило восстановить черты лица святителя Николая. Они совпадают с чертами его лика, изображаемого на русских иконах («Журнал Московской Патриархии», 1978, № 7, с. 59).

Нетленные мощи святителя Николая Чудотворца источают целебное миро, помогающее страждущим духовно и телесно.

29 июля Восточная Церковь издревле празднует рождество Святителя и Чудотворца Николая. Особое избранничество святого Николая, скорого помощника и преславного чудотворца, побудило верующих людей праздновать день его славного рождения наряду с рождеством Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

6/19 декабря день успения святителя Николая Чудотворца.

9/22 мая перенесение святых мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари.

Престольные праздники: 

  1. Жён-мироносиц;
  2. 8 ноября (Димитрия Солунского);

  3. 10 ноября (Параскевы);

  4. 19 декабря и 22 мая (свт. Николай).
Фотогалерея